Скрыть
Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 20:33-37 Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих. Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых. Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис.

    И когда вооружились на Иосафата многочисленные враги, не на множество подданных и не на оружие возложил надежду, но сказано: «и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее» (2Пар.20:3). Потом, когда собрались все и стали умилостивлять Бога, он за всех принес молитву Богу, наименовав Его как Господом и Богом отцов, так Творцом неба и земли и Владыкою всех народов. После сего припоминает бывшие благодеяния и чудеса. Ибо говорит: «Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек» (2Пар.20:7). Упомянул же о праотце, чтобы ради данного ему обетования получить помощь. Сказал же и о том, как построен храм и как Соломон, молясь, просил, чтобы Божию народу, если при нашествии врагов придут в храм и призовут Бога его, приять помощь свыше. Ведаешь Ты, – говорит он, – что отцы наши, проходя пустынею и пришедши в землю сию, на пути своем по заповедям Твоим не сделали вреда ни идумеянам, ни аммонитянам, ни моавитянам, они же, собравшись теперь вкупе, покушаются изгнать нас из наследия, данного нам Тобою. Потом, сказав вопросительно: «Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что́ делать, но к Тебе очи наши!» (2Пар.20:12).
     После сих слов весь народ возопил, умоляя Бога; жены же приносили молитвы с воплем и слезами. И щедролюбивый Бог, употребив в служение левита Иозиила, рассеял страх обетованием благ.  «Тогда на Иозиила сошел Дух Господень среди собрания и сказал он: слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! » (2Пар.20:14-15).
     Раздельно воздает честь: особо упомянул о царе и особо о живущих в Иерусалиме; но многие и из других колен обитали в этом городе. Сия глаголет Господь вам: «не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2Пар.20:15). Потом повелевает стать на какой-то высоте и быть зрителями сражения. «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (2Пар.20:17).
     Дал им и залог удостоверения и отгнал от них человеческий страх. Когда сказано было сие Иозиилом, все поклонились и левиты стали песнословить Бога. На другой же день царь ободрял исшедших на брань, говоря: « послушайте меня, Иудеи и жители Иерусалима! Верьте Господу Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2Пар.20:20). Потом повелел идти впереди войска не вооруженным ратоборцам, но поющим левитам. И Тот, Кто «рассыпает скопища народов, отметает мысли людий и отметает советы князей» (Пс.32:10), «отвращаяй мудрыя вспять и советы их обуяяй» (Ис.44:25), воставил врагов друг против друга.
Сперва аммонитяне и моавитяне стали истреблять идумеян, а потом, сошедшись вместе, то же начали делать друг с другом. Царь же с подданными смотрел на избиение врагов. А когда все они пали и ни один не избежал смерти, чтобы известить своих о постигшем их, небоязненно собрали корысть с мертвых и унесли с собою всю добычу и, проведши в этом три дня, на четвертый прославили Подателя победы. И поле это получило наименование от благословения, ибо названо « долиною благословения» (2Пар.20:26).
Необычайность же победы привела в ужас всех соседственных царей. Но и по совершении сего величайшего чуда еще, говорит писатель, «народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар.20:33).
     Бытописание сие напоминает еще о книге пророческой, писанной Ииуем, сыном Анании, и говорит там: «Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых» (2Пар.20:34). А Иосафата порицает опять за то, что он был в общении с Охозией, сыном Ахавовым, и присовокупляет: «поступал беззаконно, и соединился с ним, и построили они корабли в Ецион-Гавере» (2Пар.20:35-36). Говорил уже я, что город сей лежал при Индийском море и населен был эфиопами; на эллинском языке называют его Вероникою. Но Врач душ, послав к Иосафату пророка Елиезера, сына Додиева, осуждал его за дружбу и предрек наказание, сказав: «так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» (2Пар.20:37).

Толкование на 2-ю книгу Паралипоменон

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-37 Так царствовал Иосафат над Иудеею: тридцати пяти лет он был, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаила. И ходил он путем отца своего Асы и не уклонился от него, делая угодное в очах Господних. Только высоты не были отменены, и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих. Прочие деяния Иосафата, первые и последние, описаны в записях Ииуя, сына Ананиева, которые внесены в книгу царей Израилевых. Но после того вступил Иосафат, царь Иудейский в общение с Охозиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис; и построили они корабли в Ецион-Гавере. И изрек тогда Елиезер, сын Додавы из Мареши, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охозиею, то разрушил Господь дело твое. - И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис

Здесь дано повествование, параллельное заключающемуся в 3Цар XX:41–50 (см. Толков. Библию II, 477–478). Только во 2 Пар ст. 37 добавлено пророческое обличение Елиезером Иосафата за небогоугодный союз с Охозией Израильским, последствием которого явилась гибель морского предприятия (флота) союзников. Ср. Пс XLVII:8. О флоте еврейском см. замеч. в Толков. Библии II, с. 466, 467.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible