Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
История восхваляет Иосафата, потому что вначале поревновал добродетели Давидовой. Ибо сие выражает словами «первыми путями» (2Пар.17:3).
Повествует же и о достохвальных его заслугах, ибо говорит: «взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян» (2Пар.17:4).
Показывает же и плоды сего: «И утвердил Господь царство в руке его и было у него много богатства и славы» (2Пар.17:5). И сие: «и возвысилось сердце его», сказал писатель не в обвинение, но в похвалу, потому что присовокупил: «на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее» (2Пар.17:6).
Иосафат поставил для всего народа учителей Божественного закона, священников, левитов и начальников. И от Владыки Бога приял награды за благочестие. Сказано: «И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом» (2Пар.17:10). Такая боязнь напала на всех, что и иноплеменники, и аравитяне платили ему дань.
При таком обилии Иосафат созидал города, строил дома, укреплял не огражденные стенами селения. Называет же писатель доброхотным жертвователем Господу (2Пар.17:16) того, кто не за грехи приносит жертву, но в дар дает что-либо Богу. А Иосафата порицает за то, что чрез супружество вступил в родство с Ахавом, потому что Гофолию, дочь Ахавову, взял в жену сыну своему.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-6 И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов, но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян. И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы. И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил он и дубравы в Иудее.
Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при нем милость Божию, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к нему со времен Соломона (3Цар XI:4–8), но и от пережитков древнего суеверия: «отменил высоты и дубравы в Иудее» (ст. 6). Впрочем, как и Аса (сн. гл. XIV:3 и XV:17), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не издревле посвященные Иегове жертвенники (сн. ниже XX:33).