Скрыть
Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу ; вы развращаете народ Господень;

Святые отцы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 22-25 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти

Поскольку отец нестрого наказывал таких сыновей, это подвигло долготерпение Божие на такой гнев, что, когда восстали иноплеменники, его сыновья были убиты в один день на войне, весь народ побежден, многие из них пали и с ковчегом святого Божиего завета случилось то, чего прежде никогда не было слышно. Тот ковчег, к которому не позволялось прикасаться израильтянам, и даже самим священникам не всем и не всегда, и который могло вмещать не всякое место, этот ковчег переносился нечестивыми руками туда и сюда и был поставлен не во Святом, а в идольских храмах. При этом можно представить, сколько было от иноплеменников осмеяния и издевательства над самим именем Божиим! Кроме того, и сам Илий, как написано, имел самую жалкую кончину, выслушав угрозу, что даже и потомство его будет лишено священнического сана; что и сбылось. Вот что случилось с народом! Вот что за беззакония детей претерпел отец, который в своей собственной жизни ни в чем никогда не был обвинен, да и сыновей своих не оставлял в покое, но много увещал их, чтобы они не продолжали подобных дел, говоря: Не делайте так, дети, ибо нехороша молва, которую я слышу о вас. И даже в более сильных выражениях доказывая величину греха, он представлял им более страшную опасность, ибо говорил: Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу. Если же человек согрешит против Господа, то кто помолится о нем? Однако, поскольку, как я сказал, он не проявил надлежащей ревности против сыновей, то и случилось вышесказанное. И я нахожу в Ветхом Завете довольно много подобных судов над всяким преслушанием.

О суде Божием

Феодорит Кирский, блж. (†457)

   Ст. 23-25 И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня]. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу [о вас, не делайте так, ибо нехороша молва, которую я слышу]; вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти. 

   Вопрос 7. Почему Илий понес наказание за детей, хотя делал им приличные увещания?

   
Беззаконие детей требовало не слабых, но самых суровых и крепких врачевств. Посему их, после первого и второго увещания не оставлявших порочной жизни, надлежало изгнать из священных оград: потому что не только сами нарушали закон, но и для других служили образцем беззакония. Поскольку же Илий естество свое предпочел Сотворшему; то лишен богоданной благодати. Сие объявил ему и Бог чрез Пророка. Ибо сказано: «Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля? Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: «дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек». Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар.2:29;30). Хотя, по-видимому, предречение сие только род Илиев лишает первосвященства; однако же дает разуметь и прекращение всего иудейского священства. Ибо сказано: рекох дом твой, и дом отца твоего преидет предо Мною до века. Обетование же о священстве дано не Ифамару, но Аарону. Посему произнес приговор на все их колено. И свидетельствует о сем видимое. Ибо, после того, как распят Владыка Христос, разорен их храм, опустело Святое Святых, и лишены они и первосвященства и пророчества. Сие выражают и последующие слова: «Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда]; и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни» (1Цар.2:31;32). Разумеет же: державу сущую Бога, Который есть Сын. Ибо Сам говорит: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14); и Иеремия: «о, Господи Боже» (Иер.1:6). Его державою назвал священство по чину Мельхиседекову. Сие же яснее выразил чрез несколько слов. Ибо сказал: «И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни» (1Цар.2:35). Сие приличествует не кому-либо из людей, а единому только Господу нашему Иисусу Христу, Который по человечеству наименован нашим Архиереем. Ибо сказано: «имея ... Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» (Евр.4:14); и еще: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Сказанное: по вся дни – не прилично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал самих святых Апостолов и преемственно приявших их учение. Посему предречение сие собственно относится к Спасителю Христу, в смысле же историческом – к Садоку, который, ведя род от Елеазара, приял священство чрез Соломона.

Толкование на 1-ю книгу Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible