Скрыть
и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Анна, которая представляет Церковь в Первой книге Царств, молилась пред Господом не с громогласным прошением для себя, но скромно и безгласно, и оттого не было слышно голоса ее, что она говорила в сердце своем, от самых потаенных глубин души. Обращалась она к Господу с просьбой тайной, но с явной верой и говорила не голосом, но сердцем. Она знала, что так Бог слышит, и она получила желаемое, ибо просила об этом Господа с верой. И Священное Писание утверждает это, когда читаем: Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, и: вспомнил о ней Господь (1Цар 1:19).

Книга о Молитве Господней

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

И опять-таки девы, когда собираются, пусть поют или читают про себя так, чтобы уста говорили, но чужие уши не слышали. «Ибо я не позволяю жене говорить в Церкви». И замужняя женщина да поступает подобным образом: пусть молится, уста движутся, а голос будет не слышен; дабы произошел Самуил, дабы твоя бесплодная душа была услышана Богом и родила спасение. Ибо [имя] Самуила имеет такое значение.

Поучение предогласительное

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Двоякую добродетель указывает здесь писатель у этой жены: твердость в молитве и бдительность души; первую – выражением: умножи; вторую – прибавлением: «пред Господем». Все мы молимся, но не все пред Богом. У кого в то время, как тело простерто на земле и уста бессмысленно произносят слова, душа блуждает везде – дома и на площади, тот может ли сказать о себе, что молится пред Богом? Пред Господом молится тот, кто вполне сосредоточил свою душу и не имеет ничего общего с землею, но перенесся на самое небо и изгнал из души всякий человеческий помысл, как сделала тогда и эта жена: всецело сосредоточившись и напрягши ум, со скорбною душою призывала она Бога. Но как же сказано, что она и «умножи» молитву, тогда как молитва ее была краткая? Она не умножала слов и не распространялась в молитве, а произнесла немногия и простая слова: «Адонаи Господи Елои Саваоф, аще призирая призриши на смирение рабы твоя, и помянеши мя, не забудеши рабы твоея, и даси рабе твоей семя мужеско, то дам е пред Тобою в дар до дне смерти его: и вина и пиянственного не испиет, и железо не взыдет на главу его» (1Цар 1.11). Много ли здесь слов? Что же (писатель) разумел, говоря: «умножи»? То, что она постоянно повторяла одно и то же, и не переставала в течение долгого времени произносить одни и те же слова.

Так молиться повелел и Христос в Евангелии: сказав ученикам своим, чтобы они не молились подобно язычникам и не говорили лишнего (Мф.6:7), Он дал нам и образец молитвы, научая (нас), что быть услышанным (Богом) зависит не от множества слов, а от бдительности души.

Пять слов об Анне. Слово 2


и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною

Когда священник заградил ей уста (таков смысл слов: храняше «устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся», то она принуждена была покориться священнику и прекратить молитву. Так загражден был у нее голос, но не заграждено стремление, напротив, тем сильнее взывало внутри сердце. Это есть в особенности молитва, когда вопли раздаются извнутри; это особенно свойственно душе страждущей – произносить молитву не напряжением голоса, а устремлением ума.

Так молился и Моисей. Когда он ничего не говорил, Бог сказал ему: «что вопиеши ко Мне?» (Исх 14.15). Люди слышат только звук голоса, а Бог прежде этого слышит внутренний вопль. Так можно быть услышану, не произнося слов; и ходя по площади, можно молиться мысленно с великим усердием; и сидя с друзьями, и делая что бы то ни было, (можно) призывать Бога с великим воплем, – разумею внутренний вопль, – не делая его известным ни для кого из присутствующих. Это самое сделала тогда и эта жена – «Глас ея не слышашеся», говорит Писание, а Бог услышал ее. Это был внутренний ее вопль!

Пять слов об Анне. Слово 2

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Когда бы мы ни обращались к молитве, возлюбленные братья, мы должны прежде всего делать это безгласно и мирно. Когда кто-то начинает молиться в голос, то он словно бы лишает плода молитвы стоящих вокруг него. И только стоны и вздохи пусть будут слышны. Да, молитва должна быть подобной молитве Анны, матери благословенного Самуила, о которой написано, что она говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее. И пусть всякий слышит и подражает ей, а особенно те, кто молятся громко без всякого смущения и столь шумно, что не дают молиться находящимся рядом. Потому, как я сказал, давайте молиться со вздохами и стонами, согласно словам пророка: Кричу от терзания сердца моего (Пс 37:9). Давайте молиться, я повторяю, не громким голосом, а сердцами, кричащими к Богу.

Проповеди.

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Итак, молитва, говоря более смело, есть беседа с Богом. И даже если мы будем обращаться [к Нему] шепотом, и даже безмолвно, не отверзая уст, внутри мы вопием. Ибо Бог непрестанно внемлет всякой внутренней беседе.

Строматы.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве.

И та глаголаше в сердцы своем, токмо устне ее двизастеся, а глас ее не слышашеся: и мняше ю Илий пияну сущу

Глаголаше в сердце своем. Это не то значит, что она молилась без слов и что поэтому бесцельно двигались ее губы, – а то, что молитва ее исходила из глубины сердца и только ее сердцу была ощутительна, от других же было сокрыто, о чем она молилась. – При этом хотя устне (губы) ее двигались, но глас ее не слышашеся. Это надобно понимать так, что она шептала молитву, молилась про себя, молилась словами, звуки которых не доходили до слуха посторонних. Думать же, будто от избытка волновавших ее чувств дыхание ее было не свободно и она не могла членораздельно выражаться, – нельзя потому, что она вслед за тем, как увидим, ясно и вразумительно могла беседовать с Илием. Если бы справедливо было, что Анна от душевного волнения не в состоянии была выговорить ни одного слова в молитве к Богу, то трудно понять, как она же могла развязно объясняться с первосвященником, прервавшим ее молитву. Этот поступок Илия мог бы только усилить ее волнение и еще больше затруднить ее в словесном выражении мыслей. – Почему же Анна молилась шепотом, не слышно для других – почему скрывала от посторонних, о чем молилась? – Потому что не хотела, чтобы личное ее горе и желание, сделавшись известным для посторонних, стало предметом разговоров и пересудов. Особенно ей не хотелось, чтобы слышала ее молитву Феннана и стала пожалуй глумиться над нею. Притом она уверена была, что Бог слышит ее молитву, она молилась для Бога, а не для людей, она знала, что Всеведущему угодны не звуки голоса, а собственно благочестивое душевное настроение. – Первосвященник, свидетель ее молитвы, не слыша звуков, а видя только движение губ, подумал, что она пьяна. Ему показалось, что у ней язык не ворочается или отказывается служить ее усилиям ясно и членораздельно выговаривать слова молитвы от обременения вином. Это подозрение могло быть усилено тем, что она молилась после трапезы, на которой предлагаемы были с пищею винные напитки.

Толкование на паремии из книг Царств

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible