Скрыть
И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 24-28 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла

Также не следует полагать, что человека Божия загрыз дикий зверь с тем, чтобы в наказание душа его была похищена тартаром, когда тот же самый лев, который был причиной его смерти, охранял его тело. И ведь даже осел, который сопровождал человека Божьего, продолжал бесстрашно стоять невредимым подле мертвого тела своего хозяина в присутствии погубившего его ужасного хищного зверя. Этот удивительный образ из Писания открывает нам, что человек Божий скорее подвергся временному наказанию до своей смерти хотя бы и ценой его жизни, нежели чем наказанию после смерти. Не по этому ли поводу апостол Павел после упоминания об определенных немощах и болезнях и смертях многих говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор 11:31-32).

О надлежащей заботе об умерших

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 24-28 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла

Кроме того, мы знаем, что и за малейшие грехи даже святые люди бывали телесно преданы сатане или тягчайшим страданиям. Ибо снисходительность Бога не терпит того, чтобы в день суда в них найдены были и самые малые недостатки или пороки. Согласно словам пророка, которые на самом деле - Его слова, Он очищает всю примесь нечистоты в теперешней [жизни], дабы привести их к вечности как испытанное огнём золото или серебро, уже не нуждающееся в очищении. И обращу на тебя руку Мою, - говорит Он, - и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое… тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная» (Ис 1:25- 26). И ещё говорит: Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь (Притч 17:3). И ещё: Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир 2:5). И это тоже: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр 12:6).

В Третьей книге Царств мы это ясно видим на примере пророка, человека Божьего, который тут же был умерщвлён львом за единственный грех непослушания, совершённый не по намерению и не в силу порочности своей воли, а через обман другого человека. Писание говорит о нём: Это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему (3Цар 13:26). Когда всё это случилось, то сама умеренность и воздержанность хищника (ведь прожорливый зверь не осмелился прикоснуться к лежавшему перед ним телу) предстала не только как наказание за совершённый грех и неосторожную ошибку, но и как заслуга его праведности, в силу которой Господь лишь на время предал пророка мучителю.

Собеседования

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 24-28 И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла

Сказано в Писании: А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое (Прем 4:7). И что тогда праведникам, если им приходится жестоко умереть, когда они находятся на пути к жизни вечной? Возможно, иногда это их вина, пусть и малая, что приходится умирать такой смертью. Потому и случается, что люди порочные обретают власть над праведниками при жизни, но, когда праведники умирают, порочные получают наказание более суровое, чем та жестокость, которую проявляли по отношению к праведникам. Это показано и на примере того мучителя, которому Богом было позволено сразить диакона, но не было позволено радоваться его смерти. И Священное Писание свидетельствует об этом. К примеру, человек Божий, посланный в Самарию, остановился в пути, чтобы принять пищу, вопреки повелению Бога. За такое непослушание он был убит львом. Но Писание тут же сообщает, что осёл и лев стояли подле тела пророка, и лев не съел тела и не изломал осла. Из этого фрагмента мы видим, что грех непослушания был наказан смертью, ибо лев напал на живого пророка и убил его, однако он не осмелился тронуть его тело, когда он уже был мёртв. Бог позволил зверю убийство, но не позволил есть добычу, так как пророк, пусть и заслуживший упрёка при жизни, оправдан своей смертью, которую он выстрадал как наказание за непослушание. Лев же, сначала загубивший жизнь грешника, затем стерёг труп праведника.

Диалоги

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-32 И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла. И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских.

Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть, горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того, свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте 70-ти и слав. (ст. 31 - конец) прибавка: ina swqwsi ta osta mou meta twn ostwn autou, слав.: да спасутся кости моя с костьми его - пояснительное замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. 4Цар XXIII:16-18). - «Увы, брат мой!» (ст. 30) - обычная древнееврейская формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. Иер XXII:18). Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария построена была лет 50 спустя после Иеровоама I - Амврием (XVI:24).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible