Скрыть
1:1
1:4
1:7
1:8
1:9
1:11
1:14
1:16
1:20
1:23
1:24
Глава 2 
2:2
2:3
2:4
2:6
2:7
2:12
2:16
2:17
2:18
2:20
2:22
2:24
2:26
Глава 3 
3:3
3:4
3:5
3:7
3:10
3:11
3:14
3:15
Глава 4 
4:2
4:7
4:16
Глава 5 
5:2
5:6
5:7
5:9
5:20
1 Приветствие Иакова братьям в рассеянии. 2 Испытание веры производит терпение. 5 Как получить мудрость. 9 Радость бедных в нищете. 13 Радость в перенесении искушений. 19 Слышатели и исполнители слова; чистое благочестие.
[Зач. 50Б.] Иа́ков, раб Бо́га и Го́спода Иису́са Христа́, двена́дцати коле́нам, находя́щимся в рассе́янии, — ра́доваться.
С вели́кою ра́достью принима́йте, бра́тия мои́, когда́ впада́ете в разли́чные искуше́ния,
зна́я, что испыта́ние ва́шей ве́ры произво́дит терпе́ние;
терпе́ние же должно́ име́ть соверше́нное де́йствие, что́бы вы бы́ли соверше́нны во всей полноте́, без вся́кого недоста́тка.
Е́сли же у кого́ из вас недостаёт му́дрости, да про́сит у Бо́га, даю́щего всем про́сто и без упрёков, — и да́стся ему́.
Но да про́сит с ве́рою, нима́ло не сомнева́ясь, потому́ что сомнева́ющийся подо́бен морско́й волне́, ве́тром поднима́емой и развева́емой.
Да не ду́мает тако́й челове́к получи́ть что-нибу́дь от Го́спода.
Челове́к с двоя́щимися мы́слями не твёрд во всех путя́х свои́х.
Да хва́лится брат уни́женный высото́ю свое́ю,
а бога́тый — униже́нием свои́м, потому́ что он прейдёт, как цвет на траве́.
Восхо́дит со́лнце, настаёт зной, и зно́ем иссуша́ет траву́, цвет её опада́ет, исчеза́ет красота́ ви́да её; так увяда́ет и бога́тый в путя́х свои́х.
Блаже́н челове́к, кото́рый перено́сит искуше́ние, потому́ что, быв испы́тан, он полу́чит вене́ц жи́зни, кото́рый обеща́л Госпо́дь лю́бящим Его́.
В искуше́нии никто́ не говори́: «Бог меня́ искуша́ет»; потому́ что Бог не искуша́ется злом и Сам не искуша́ет никого́,
но ка́ждый искуша́ется, увлека́ясь и обольща́ясь со́бственною по́хотью;
по́хоть же, зача́в, рожда́ет грех, а сде́ланный грех рожда́ет смерть.
Не обма́нывайтесь, бра́тия мои́ возлю́бленные.
Вся́кое дая́ние до́брое и вся́кий дар соверше́нный нисхо́дит свы́ше, от Отца́ све́тов, у Кото́рого нет измене́ния и ни те́ни переме́ны.
Восхоте́в, роди́л Он нас сло́вом и́стины, что́бы нам быть не́которым нача́тком Его́ созда́ний.
[Зач. 51Б.] Ита́к, бра́тия мои́ возлю́бленные, вся́кий челове́к да бу́дет скор на слы́шание, ме́длен на слова́, ме́длен на гнев,
и́бо гнев челове́ка не твори́т пра́вды Бо́жией.
Посему́, отложи́в вся́кую нечистоту́ и оста́ток зло́бы, в кро́тости прими́те насажда́емое сло́во, мо́гущее спасти́ ва́ши ду́ши.
Бу́дьте же исполни́тели слова́, а не слы́шатели то́лько, обма́нывающие сами́х себя́.
И́бо, кто слу́шает сло́во и не исполня́ет, тот подо́бен челове́ку, рассма́тривающему приро́дные черты́ лица́ своего́ в зе́ркале:
он посмотре́л на себя́, отошёл и то́тчас забы́л, како́в он.
Но кто вни́кнет в зако́н соверше́нный, зако́н свобо́ды, и пребу́дет в нём, тот, бу́дучи не слу́шателем забы́вчивым, но исполни́телем де́ла, блаже́н бу́дет в своём де́йствовании.
Е́сли кто из вас ду́мает, что он благочести́в, и не обу́здывает своего́ языка́, но обольща́ет своё се́рдце, у того́ пусто́е благоче́стие.
Чи́стое и непоро́чное благоче́стие пе́ред Бо́гом и Отцо́м есть то, что́бы призира́ть сиро́т и вдов в их скорбя́х и храни́ть себя́ неосквернённым от ми́ра.
1 «Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете». 14 «Вера без дел мертва»; пример Авраама и Раавы.
[Зач. 52.] Бра́тия мои́! име́йте ве́ру в Иису́са Христа́ на́шего Го́спода сла́вы, невзира́я на ли́ца.
И́бо, е́сли в собра́ние ва́ше войдёт челове́к с золоты́м пе́рстнем, в бога́той оде́жде, войдёт же и бе́дный в ску́дной оде́жде,
и вы, смотря́ на оде́того в бога́тую оде́жду, ска́жете ему́: «тебе́ хорошо́ сесть здесь», а бе́дному ска́жете: «ты стань там» и́ли «сади́сь здесь, у ног мои́х»,
то не пересу́живаете ли вы в себе́ и не стано́витесь ли су́дьями с худы́ми мы́слями?
Послу́шайте, бра́тия мои́ возлю́бленные: не бе́дных ли ми́ра избра́л Бог быть бога́тыми ве́рою и насле́дниками Ца́рствия, кото́рое Он обеща́л лю́бящим Его́?
А вы презре́ли бе́дного. Не бога́тые ли притесня́ют вас, и не они́ ли влеку́т вас в суды́?
Не они́ ли бессла́вят до́брое и́мя, кото́рым вы называ́етесь?
Е́сли вы исполня́ете зако́н ца́рский, по Писа́нию: «возлюби́ бли́жнего твоего́, как себя́ са́мого», — хорошо́ де́лаете.
Но е́сли поступа́ете с лицеприя́тием, то грех де́лаете и пе́ред зако́ном ока́зываетесь престу́пниками.
Кто соблюда́ет весь зако́н и согреши́т в одно́м чем-нибу́дь, тот стано́вится вино́вным во всём.
И́бо Тот же, Кто сказа́л: «не прелюбоде́йствуй», сказа́л и: «не убе́й»; посему́, е́сли ты не прелюбоде́йствуешь, но убьёшь, то ты та́кже престу́пник зако́на.
Так говори́те и так поступа́йте, как име́ющие быть суди́мы по зако́ну свобо́ды.
И́бо суд без ми́лости не оказа́вшему ми́лости; ми́лость превозно́сится над судо́м.
[Зач. 53.] Что по́льзы, бра́тия мои́, е́сли кто говори́т, что он име́ет ве́ру, а дел не име́ет? мо́жет ли э́та ве́ра спасти́ его́?
Е́сли брат и́ли сестра́ на́ги и не име́ют дневно́го пропита́ния,
а кто-нибу́дь из вас ска́жет им: «иди́те с ми́ром, гре́йтесь и пита́йтесь», но не даст им потре́бного для те́ла: что по́льзы?
Так и ве́ра, е́сли не име́ет дел, мертва́ сама́ по себе́.
Но ска́жет кто-нибу́дь: «ты име́ешь ве́ру, а я име́ю дела́»: покажи́ мне ве́ру твою́ без дел твои́х, а я покажу́ тебе́ ве́ру мою́ из дел мои́х.
Ты ве́руешь, что Бог еди́н: хорошо́ де́лаешь; и бе́сы ве́руют, и трепе́щут.
Но хо́чешь ли знать, неоснова́тельный челове́к, что ве́ра без дел мертва́?
Не дела́ми ли оправда́лся Авраа́м, оте́ц наш, возложи́в на же́ртвенник Исаа́ка, сы́на своего́?
Ви́дишь ли, что ве́ра соде́йствовала дела́м его́, и дела́ми ве́ра дости́гла соверше́нства?
И испо́лнилось сло́во Писа́ния: «ве́ровал Авраа́м Бо́гу, и э́то вмени́лось ему́ в пра́ведность, и он наречён дру́гом Бо́жиим».
Ви́дите ли, что челове́к опра́вдывается дела́ми, а не ве́рою то́лько?
Подо́бно и Раа́в блудни́ца не дела́ми ли оправда́лась, приня́в согляда́таев и отпусти́в их други́м путём?
И́бо, как те́ло без ду́ха мертво́, так и ве́ра без дел мертва́.
1 Язык – неудержимое зло. 13 Мудрость свыше чиста, мирна...
[Зач. 54.] Бра́тия мои́! не мно́гие де́лайтесь учителя́ми, зна́я, что мы подве́ргнемся бо́льшему осужде́нию,
и́бо все мы мно́го согреша́ем. Кто не согреша́ет в сло́ве, тот челове́к соверше́нный, могу́щий обузда́ть и всё те́ло.
Вот, мы влага́ем уди́ла в рот коня́м, что́бы они́ повинова́лись нам, и управля́ем всем те́лом их.
Вот, и корабли́, как ни велики́ они́ и как ни си́льными ветра́ми но́сятся, небольши́м рулём направля́ются, куда́ хо́чет ко́рмчий;
так и язы́к — небольшо́й член, но мно́го де́лает. Посмотри́, небольшо́й ого́нь как мно́го вещества́ зажига́ет!
И язы́к — ого́нь, прикра́са непра́вды; язы́к в тако́м положе́нии нахо́дится ме́жду чле́нами на́шими, что оскверня́ет всё те́ло и воспаля́ет круг жи́зни, бу́дучи сам воспаля́ем от гее́нны.
И́бо вся́кое естество́ звере́й и птиц, пресмыка́ющихся и морски́х живо́тных укроща́ется и укрощено́ естество́м челове́ческим,
а язы́к укроти́ть никто́ из люде́й не мо́жет: э́то — неудержи́мое зло; он испо́лнен смертоно́сного я́да.
Им благословля́ем Бо́га и Отца́, и им проклина́ем челове́ков, сотворённых по подо́бию Бо́жию.
Из тех же уст исхо́дит благослове́ние и прокля́тие: не должно́, бра́тия мои́, сему́ так быть.
[Зач. 55.] Течёт ли из одного́ отве́рстия исто́чника сла́дкая и го́рькая вода́?
Не мо́жет, бра́тия мои́, смоко́вница приноси́ть масли́ны и́ли виногра́дная лоза́ смо́квы. Та́кже и оди́н исто́чник не мо́жет излива́ть солёную и сла́дкую во́ду.
Мудр ли и разу́мен кто из вас, докажи́ э́то на са́мом де́ле до́брым поведе́нием с му́дрою кро́тостью.
Но е́сли в ва́шем се́рдце вы име́ете го́рькую за́висть и сварли́вость, то не хвали́тесь и не лги́те на и́стину.
Э́то не есть му́дрость, нисходя́щая свы́ше, но земна́я, душе́вная, бесо́вская,
и́бо где за́висть и сварли́вость, там неустро́йство и всё худо́е.
Но му́дрость, сходя́щая свы́ше, во-пе́рвых, чиста́, пото́м мирна́, скромна́, послу́шлива, полна́ милосе́рдия и до́брых плодо́в, беспристра́стна и нелицеме́рна.
Плод же пра́вды в ми́ре се́ется у тех, кото́рые храня́т мир.
1 Против распрей и гордости. 11 Против суда без милости. 13 Против надменной самонадеянности.
Отку́да у вас вражды́ и ра́спри? не отсю́да ли, от вожделе́ний ва́ших, вою́ющих в чле́нах ва́ших?
Жела́ете — и не име́ете; убива́ете и зави́дуете — и не мо́жете дости́гнуть; препира́етесь и вражду́ете — и не име́ете, потому́ что не про́сите.
Про́сите и не получа́ете, потому́ что про́сите не на добро́, а что́бы употреби́ть для ва́ших вожделе́ний.
Прелюбоде́и и прелюбоде́йцы! не зна́ете ли, что дру́жба с ми́ром есть вражда́ про́тив Бо́га? Ита́к, кто хо́чет быть дру́гом ми́ру, тот стано́вится враго́м Бо́гу.
И́ли вы ду́маете, что напра́сно говори́т Писа́ние: «до ре́вности лю́бит дух, живу́щий в нас»?
Но тем бо́льшую даёт благода́ть; посему́ и ска́зано: «Бог го́рдым проти́вится, а смире́нным даёт благода́ть».
[Зач. 56.] Ита́к, покори́тесь Бо́гу; противоста́ньте диа́волу, и убежи́т от вас.
Прибли́зьтесь к Бо́гу, и прибли́зится к вам; очи́стите ру́ки, гре́шники, испра́вьте сердца́, двоеду́шные.
Сокруша́йтесь, пла́чьте и рыда́йте; смех ваш да обрати́тся в плач, и ра́дость — в печа́ль.
Смири́тесь пред Го́сподом, и вознесёт вас.
Не злосло́вьте друг дру́га, бра́тия: кто злосло́вит бра́та и́ли су́дит бра́та своего́, тот злосло́вит зако́н и су́дит зако́н; а е́сли ты су́дишь зако́н, то ты не исполни́тель зако́на, но судья́.
Еди́н Законода́тель и Судия́, могу́щий спасти́ и погуби́ть; а ты кто, кото́рый су́дишь друго́го?
Тепе́рь послу́шайте вы, говоря́щие: «сего́дня и́ли за́втра отпра́вимся в тако́й-то го́род, и проживём там оди́н год, и бу́дем торгова́ть и получа́ть при́быль»;
вы, кото́рые не зна́ете, что случи́тся за́втра: и́бо что тако́е жизнь ва́ша? пар, явля́ющийся на ма́лое вре́мя, а пото́м исчеза́ющий.
Вме́сто того́, что́бы вам говори́ть: «е́сли уго́дно бу́дет Го́споду и жи́вы бу́дем, то сде́лаем то и́ли друго́е», —
вы, по свое́й надме́нности, тщесла́витесь: вся́кое тако́е тщесла́вие есть зло.
Ита́к, кто разуме́ет де́лать добро́ и не де́лает, тому́ грех.
1 Суд для богатого притеснителя и милость для притесняемых. 12 «Не клянитесь»; «молитесь друг за друга»; «спасет душу от смерти».
Послу́шайте вы, бога́тые: пла́чьте и рыда́йте о бе́дствиях ва́ших, находя́щих на вас.
Бога́тство ва́ше сгни́ло, и оде́жды ва́ши изъе́дены мо́лью.
Зо́лото ва́ше и серебро́ изоржа́вело, и ржа́вчина их бу́дет свиде́тельством про́тив вас и съест плоть ва́шу, как ого́нь: вы собра́ли себе́ сокро́вище на после́дние дни.
Вот, пла́та, уде́ржанная ва́ми у рабо́тников, пожа́вших поля́ ва́ши, вопиёт, и во́пли жнецо́в дошли́ до слу́ха Го́спода Савао́фа.
Вы роско́шествовали на земле́ и наслажда́лись; напита́ли сердца́ ва́ши, как бы на день закла́ния.
Вы осуди́ли, уби́ли Пра́ведника; Он не проти́вился вам.
Ита́к, бра́тия, бу́дьте долготерпели́вы до прише́ствия Госпо́дня. Вот, земледе́лец ждёт драгоце́нного плода́ от земли́ и для него́ те́рпит до́лго, пока́ полу́чит дождь ра́нний и по́здний.
Долготерпи́те и вы, укрепи́те сердца́ ва́ши, потому́ что прише́ствие Госпо́дне приближа́ется.
Не се́туйте, бра́тия, друг на дру́га, что́бы не быть осуждёнными: вот, Судия́ стои́т у двере́й.
[Зач. 57А.] В приме́р злострада́ния и долготерпе́ния возьми́те, бра́тия мои́, проро́ков, кото́рые говори́ли и́менем Госпо́дним.
Вот, мы ублажа́ем тех, кото́рые терпе́ли. Вы слы́шали о терпе́нии Ио́ва и ви́дели коне́ц о́ного от Го́спода, и́бо Госпо́дь весьма́ милосе́рд и сострада́телен.
Пре́жде же всего́, бра́тия мои́, не кляни́тесь ни не́бом, ни землёю, и никако́ю друго́ю кля́твою, но да бу́дет у вас: «да, да́» и «нет, нет», дабы́ вам не подпа́сть осужде́нию.
Злостра́ждет ли кто из вас, пусть мо́лится. Ве́сел ли кто, пусть поёт псалмы́.
Бо́лен ли кто из вас, пусть призовёт пресви́теров Це́ркви, и пусть помо́лятся над ним, пома́зав его́ еле́ем во и́мя Госпо́дне.
И моли́тва ве́ры исцели́т боля́щего, и восста́вит его́ Госпо́дь; и е́сли он соде́лал грехи́, простя́тся ему́.
Признава́йтесь друг пред дру́гом в просту́пках и моли́тесь друг за дру́га, что́бы исцели́ться: мно́го мо́жет уси́ленная моли́тва пра́ведного.
Илия́ был челове́к, подо́бный нам, и моли́твою помоли́лся, что́бы не́ бы́ло дождя́: и не́ бы́ло дождя́ на зе́млю три го́да и шесть ме́сяцев.
И опя́ть помоли́лся: и не́бо да́ло дождь, и земля́ произрасти́ла плод свой.
Бра́тия! е́сли кто из вас укло́нится от и́стины, и обрати́т кто его́,
пусть тот зна́ет, что обрати́вший гре́шника от ло́жного пути́ его́ спасёт ду́шу от сме́рти и покро́ет мно́жество грехо́в.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible