Источник

Глава 24

Зач. 97-е. Пророчество Христово о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончине мира

Читается в субботу 15-й недели по Пятидесятнице


1. И҆ и҆зше́дъ і҆и҃съ и҆дѧ́ше ѿ це́ркве. И҆ пристꙋпи́ша (къ немꙋ̀) ᲂу҆чн҃цы̀ є҆гѡ̀ показа́ти є҆мꙋ̀ зда̑нїѧ церкѡ́внаѧ. И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма
2. І҆и҃съ же речѐ и҆̀мъ: не ви́дите ли всѧ̑ сїѧ̑; а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, не и҆́мать ѡ҆ста́ти здѣ̀ ка́мень на ка́мени, и҆́же не разори́тсѧ. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено

Это было после того, как Господь И. Христос, после обличительной Своей речи на фарисеев и вообще на весь еврейский народ, сказал, что храм, святилище их, в наказание за неверие в Него Мессию, будет оставлен Богом и запустеет (гл. 23). Услышав такое печальное предсказание относительно храма, ученики Иисуса Христа, когда проходили горою Елеонскою, откуда очень хорошо был виден храм со всеми его зданиями притворами, дворами и проч. (ст. 3), указали Ему на красоту храма, в недоумении, как может быть оставлена в запустении такая святыня, такая красота и такая драгоценность. Им казалось, что это будет оскорблением Самого Бога и погибелью иудейской веры и народа. Тогда И. Христос высказал еще большее: аминь глаголю (истинно говорю) вам, не имать остати зде (не останется здесь) камень на камени, иже не разорится (все будет разрушено), т. е. не останется и следов этого великолепного храма. Так действительно и совершилось, чрез 36 лет после происнесения сего пророчества и в 70 году после Рождества Христова. В это время Иудеи возмутились против Римлян, и Римляне, взяв Иерусалим, разрушили и сожгли храм. Предводитель Римлян Тит желал было сохранить храм, как особенную драгоценность, но воля человеческая была бессильна против определения Божия. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских воинов, вопреки приказанию начальника, бросил горящую головню чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Впоследствии, при императоре Траяне, были уничтожены и самые следы храма. В 4-м столетии римский император Юлиан отступник от веры Христовой, вздумал было посмеяться над пророчеством Христовым, пытался восстановить иерусалимский храм; но с великим посрамлением для себя был принужден оставить это дело: огонь, спадавший с неба и вырывавшийся клубами из земли, мешал делу работавших.

Зач. 98-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии Его и кончнне мира

Читается в великий понедельник на литургии


3. Сѣдѧ́щꙋ же є҆мꙋ̀ на горѣ̀ є҆леѡ́нстѣй, пристꙋпи́ша къ немꙋ̀ ᲂу҆чн҃цы̀ на є҆ди́нѣ, глаго́люще: рцы̀ на́мъ, когда̀ сїѧ̑ бꙋ́дꙋтъ; и҆ что̀ є҆́сть зна́менїе твоегѡ̀ прише́ствїѧ и҆ кончи́на вѣ́ка; Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

На горе Елеонстей. Гора Елеонская или Масличная находилась около Иерусалима, с восточной стороны его (чит. в объясн. ст. 21 гл.). Спросили наедине, не при народе, по причине важности вопроса. Ученики соединили два вопроса вместе: 1) когда сия будут, т. е. когда будет разрушение Иерусалима? и 2) что есть знамение (какой признак) Твоего (второго) пришествия и кончины мира ? Они думали, что вместе с разрушением Иерусалима будет конец мира. Сообразно сему Господь и ответы дает на эти два вопроса слитно, так что в них соединяется вместе то, что относится к разрушению Иерусалима, когда кончится судьба церкви ветхозаветной, и ко второму пришествию Его, когда завершится судьба церкви новозаветной. Потому эта речь Христова одна из самых затруднительных для объяснения, и не все, даже древние толкователи, одинаково объясняют некоторые места её. Эта речь пророческая, а в пророческих речах обыкновенно события близкия и отдаленные, как бы сливаются, особенно, если одно событие, ближайшее, служит прообразом другого, отдаленнейшего. Так, напр., у прор. Исаии (40 –66) изображаются события избавления Евреев из плена вавилонского и избавления всего человечества Мессиею из плена диавола и греха, из коих первое служит образом второго (Мих.). А здесь, в словах Господа, суд над Иудеями изображает собою суд над всем миром.


4. И҆ ѿвѣща́въ і҆и҃съ речѐ и҆̀мъ: блюди́те, да никто́же ва́съ прельсти́тъ: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас
5. мно́зи бо прїи́дꙋтъ во и҆́мѧ моѐ, глаго́люще: а҆́зъ є҆́смь хрⷭ҇то́съ: и҆ мнѡ́ги прельстѧ́тъ. ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят

Блюдите, да никто же вас прельстит (берегитесь, чтобы кто не прельстил вас) и пр. Здесь указывает Господь на первый признак разрушения Иерусалима, это появление обольстителей, т. е. таких людей, которые будут отклонять от веры во Христа и склонять к другой вере, коих прежде всего беречься Господь и заповедует Своим ученикам. Мнози бо приидут во имя Мое и пр. По вознесении Господнем скоро оправдалось это предречение, явилось много лжемессий обольстителей. Таковы были: Досифей Самарянин, прямо называвший себя Христом, Симон волхв, тоже самарянин, называвший себя Сыном Божиим и др. (Деян. 5:36; 21:38).


6. Оу҆слы́шати же и҆́мате бра̑ни и҆ слы̑шанїѧ бра́немъ. Зри́те, не ᲂу҆жаса́йтесѧ, подоба́етъ бо всѣ̑мъ (си̑мъ) бы́ти: но не тогда̀ є҆́сть кончи́на. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец

Второй признак разрушения Иерусалима и многих бедствий при сем, это войны и военные слухи. По смерти императора римского Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно было много войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи, это отдаленные войны, о которых только слухи будут доходить до Иудеи. Подобает (надлежит) всем сим быти. Святитель Филарет при этом замечает: «ум пытливый может сказать: каким образом подобает быть и таким событиям, как брани, бедствия и страдания даже лучших из человеков, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения?» и, между прочим, так отвечает на этот вопрос: «Можешь ли сомневаться, что Христос есть самая премудрость, правда и благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, подобает быти, то непременно бывает и будет сообразно с премудростию, правдою и благостию. Можешь усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком». Но не тогда есть кончина (но это еще не конец), т. е. конец не века или мира, а Иерусалима. Все же это только начало болезней рождения (вся же сия начало болезнем; ст. 8).


7. Воста́нетъ бо ꙗ҆зы́къ на ꙗ҆зы́къ, и҆ ца́рство на ца́рство: и҆ бꙋ́дꙋтъ гла́ди и҆ па̑гꙋбы и҆ трꙋ́си по мѣ́стѡмъ: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
8. всѧ̑ же сїѧ̑ нача́ло болѣ́знемъ. всё же это – начало болезней

Востанет бо язык на язык (народ на народ), и царство на царство. Так в это время Евреи и Сириане вооружились друг против друга из-за обладания городом Кесариею; в Галилее Иоанн Фискал хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили государственную казну, умерщвляли лучших соотечествеников и призвали Идумеев в город для усиления своей партии (Воскр. чт.). И будут глади и пагубы (моры) и труси (землетрясения) по местом. Прор. Агав, как пишется в Деяниях апостольских, предсказал голод в Иудее (Деян.11:28), и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Хр. Мор свирепствовал и вместе с голодом, и сам по себе. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как-то: Лаодикию, Иераполь и Колоссы и др. (Мих.). Вся же сия начало болезнем (все же это начало болезней рождения), т. е. начало тех бедствий, которые будут пред разрушением Иерусалима и храма, а самые бедствия еще впереди. Бедствия эти Господь сравнивает с болезнями рождения по их тягости и чувствительности.


9. Тогда̀ предадѧ́тъ вы̀ въ скѡ́рби и҆ ᲂу҆бїю́тъ вы̀: и҆ бꙋ́дете ненави́дими всѣ́ми ꙗ҆зы̑ки и҆́мене моегѡ̀ ра́ди Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;

Это после начала продолжение бедствий. Будут предавать вас на мучения и убивать вас. Так Иудеи три раза воздвигали гонение на апостолов и верующих во Христа, мучили, били и убивали их. Так убиты были в это время свв. апостолы архидиакон Стефан, Иаков Зеведеев и Иаков брат Божий. Император Нерон, воздвигнув гонение на христиан, умертвил множество из них, умертвил свв. апостолов Петра и Павла. Будете ненавидима всеми языки (народы) имене Моею ради (за имя Мое). Оттого так преследовали христиан, что ненавидели их. А ненавидели потому, что учение их религии было совершенно противоположно языческому учению. Напр., христианская религия проповедывала, вместо языческого себялюбия, любовь к другим, как к самим себе; вместо гордости и мщения смирение и прощение; вместо роскоши и сластолюбия скромность и воздержание и т. п. Кроме того, простой народ, видя, что христиане не участвуют в приношении языческих жертв, называл их безбожниками. Случались ли какия общественные бедствия: засуха, болезни, винили в них христиан, будто эти бедствия происходили в наказание за непочитание ими языческих богов. Философы, или ученые люди, по своей гордости, почитали суеверием веру в Распятого на кресте.


10. И҆ тогда̀ соблазнѧ́тсѧ мно́зи, и҆ дрꙋ́гъ дрꙋ́га предадѧ́тъ, и҆ возненави́дѧтъ дрꙋ́гъ дрꙋ́га: и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;

Соблазнятся (11:6; 13:57) мнози (многие), т. е. отступят от веры во Христа. Так и было, что иные по страху мучений со стороны гонителей отрекались от христианской веры. И друг друга предадят(будут предавать), т. е. отрекшиеся от веры будут открывать и выдавать гонителям тех, которые остаются верующими, чтобы их довести до отречения или мучить и убивать. Так тоже и было во времена гонений. И возненавидят друг друга, т. е. отрекшиеся от веры возненавидят тех, которые останутся верующими: потому что последние своею твердостью будут обличать их измену.


11. и҆ мно́зи лжепроро́цы воста́нꙋтъ и҆ прельстѧ́тъ мнѡ́гїѧ: и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;

И многи лжепророцы (многие лжепророки) восстанут и своими лжеучениями прельстят многия. Лжепророки, т. е. не лжемессии, о которых говорилось выше (5 ст.), а такие люди, которые будут выдавать себя за посланников и проповедников Божиих. Таковые являлись и из среды христиан, как видно из книг Деяний и посланий апостольских (Деян. 20, 30. 1Иоан. 4, 1), и из среды Иудеев, около времени осады Иерусалима (Мих.).


12. и҆ за ᲂу҆множе́нїе беззако́нїѧ, и҆зсѧ́кнетъ любы̀ мно́гихъ. и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;

И за умножение (по причине) беззаконий, т. е. нравственной испорченности, вследствие ложных учений (ст. 10 и 11) иссякнет любы многих (во многих охладеет любовь): так как известно, что безнраственная жизнь охлаждает и уничтожает в сердце человека истинную христианскую любовь.


13. Претерпѣ́вый же до конца̀, то́й спасе́тсѧ. претерпевший же до конца спасется

Т. е. сохранивший веру, не смотря ни на что, до конца бедствий, именно до разрушения Иерусалима, или до конца своей жизни, спасется, т. е. будет безопасен, будет безопасен и по миновении бедствии и получит вечное спасение в царстве небесном. Так свв. апостолы, не смотря ни на какие препятствия, скорби и мучений, не прекращали дела проповеди; так святые мученики терпели все до конца своей жизни, и спаслись.

Зач. 99-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором пришествии и кончине мира

Читается в четверток 11-й недели по Пятидесятнице.


14. И҆ проповѣ́стсѧ сїѐ є҆ѵⷢ҇лїе црⷭ҇твїѧ по все́й вселе́ннѣй, во свидѣ́тельство всѣ̑мъ ꙗ҆зы́кѡмъ: и҆ тогда̀ прїи́детъ кончи́на. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец

Господь в этих и дальнейших словах продолжет указывать признаки времени кары над Иудеями за отвержение Его. Евангелие царствия, т. е. благовествование об открытии церкви Христовой (чит. 17 ст. 4 гл.). Будет проповеданопо всей вселенной, не в одной Иудеи, но по всей земле (Злат.). И св. апостолы скоро, прежде разрушения Иерусалима, пронесли евангелие Христово по всей вселенной. Ап. Павел сам так говорит об этом: по всей земле прошел голос их (апостолов) и до пределов вселенной слова их (Рим. 10:18). По свидетельство всем народам (языком), во свидетельство о том, что теперь не одни Иудеи, которые доселе были избранным народом Божиим, но и язычники, вообще все народы посредством евангельской проповеди призываются ко спасению, с другой стороны, во свидетельство, т. е. в обличение и осуждение тех, которые не уверовали: ибо могли уверовать, как другие сделали, но не уверевали, и потому подлежат осуждению. Тогда приидет кончина (конец), конец не мира, а Иерусалима (Злат.), как то видно из дальнейших слов, приводимых евангелистов из пророчества Даниилова о разрушении Иерусалима. Предсказание о проповедании евангелия по всей вселенной может относиться и ко времени кончины мира: ибо это составляет один из признаков близкого второго пришествия Христова (Правосл. Кат.).


15. Є҆гда̀ ᲂу҆̀бо ᲂу҆́зрите ме́рзость запꙋстѣ́нїѧ, рече́ннꙋю данїи́ломъ прⷪ҇ро́комъ, стоѧ́щꙋ на мѣ́стѣ ст҃ѣ: и҆́же чте́тъ, да разꙋмѣ́етъ: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет,

Мерзость запустения, предреченная (реченная) Даниилом пророком (9:27), или омерзительное запустение, это, по толкованию св. Златоуста, римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма (Лук.21:20). Известно, что когда Римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили им здесь жертвы (Иос. Флав.). На месте свят. Здесь разумеется и весь Иерусалим, который называется городом святым (4:5), и в частности храм в нем и в храме святое святых. Иже чтет (читающий) да разумеет. Это слова, которыми обращается особенное внимание на таинственный смысл сказанного, именно на слова пророка Даниила и самого Евангелия.


16. тогда̀ сꙋ́щїи во і҆ꙋде́и да бѣжа́тъ на го́ры: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы

Тогда, т. е. при разрушении Иерусалима, сущии (находящиеся) в Иудеи, т. е.. не только Иудеи, но и христиане, да бежат в горы – бегут от войны, ища себе безопасного убежища, так как на ровных местах нельзя будет найти убежища от множества неприятельского войска. Известно, что Палестина страна гористая, и в горах её много пещер и глухих мест, где можно было укрыться. Так Давид укрывался от преследований Саула в горах и пещерах.


17. (и҆) и҆́же на кро́вѣ, да не схо́дитъ взѧ́ти ꙗ҆̀же въ домꙋ̀ є҆гѡ̀: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего
18. и҆ и҆̀же на селѣ̀, да не возврати́тсѧ вспѧ́ть взѧ́ти ри́зъ свои́хъ. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои

Известно, что на востоке кровли домов устраивались не так, как у нас, а плоские, и с кровли устраивались лестницы внутрь домов и на улицу. Слова: кто на кровле и пр. значат, что но время разрушения Иерусалима должно скорее бежать, так что, если случится быть на кровле дома или на поле, не заходить и в дом за чем-нибудь, хотя бы и очень необходимым, напр., за одеждою (взяти риз своих): иначе можно погибнуть. Церковный историк Евсевий пишет, что христиане иерусалимские и палестинские, зная сии слова Господа, оставили города и селения и убежали в безопасные места на восточной стороне Иордана, так что неизвестно ни одного примера, чтобы кто-либо из них погиб при разрушении Иерусалима.


19. Го́ре же непра̑зднымъ и҆ доѧ́щымъ въ ты̑ѧ дни̑. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

Особенно худо будет во дни разрушения Иерусалима женщинам, которые беременны и кормят грудью детей, потому что тем и другим неудобно бежать, чтобы спастись: «первым потому, что они, отягощаемые беременностию, по немощи, не могут удобно бежать, а последним потому, что связаны узами сострадания к детям и не могут спасти вместе с собою питающихся сосцами» (Злат.).


20. Моли́тесѧ же, да не бꙋ́детъ бѣ́гство ва́ше въ зимѣ̀, ни въ сꙋббѡ́тꙋ. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу

Молитесь, т. е. просите, чтобы Господь облегчил тяжесть бедствия Своею милостью, чтобы, напр., не случилось бегство ваше зимою (в зиме), когда обыкновенно бывают дожди и непогода, которые могут увеличить страдания спасающихся бегством, или в субботу, так как закон запрещает Иудеям дальний путь в этот день, даже и в крайних случаях (Исх. 16:29), а дозволяет им проходить только около версты или 2000 шагов, каковое пространство называлось у них субботним путем (Деян. 1:12). Молитесь. В лице апостолов Господь говорит это Иудеям, потому что апостолы прежде бедствий вышли из Иерусалима (Феоф.).


21. Бꙋ́детъ бо тогда̀ ско́рбь ве́лїѧ, ꙗ҆кова́же не была̀ ѿ нача́ла мі́ра досе́лѣ, нижѐ и҆́мать бы́ти. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет

Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель, очевидец событий, Иосиф Флавий, свидетельствует, что тогда погибло Иудеев более миллиона. Такое, повидимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим до 2 миллионов, кроме женщин и детей (Мих.). Римские воины, ворвавшись в город, умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и беспощадно жгли дома с их жителями. А иные дома они находили уже полные трупами умерших от голода. От голода Иудеи ели то, к чему отказывались прикасаться неразборчивые в пище животные, ели и трупы умерших людей. Город до такой степени был наполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от неё. Множество Иудеев было распято римскими воинами на крестах, так что не доставало места около Иерусалима для постановления крестов и самых крестов для распинаемых. Многие умирали еще от открывшейся в городе язвы. Затем Иудеи, лишенные отечества, рассеяны были по всему свету. Так и исполнилось высказанное Иудеями заклятие: кровь Его (И. Хр.) на нас и на детях наших (27:25). Так наказан был народ Иудейский за отвержение Мессии! Так погиб их славный город Иерусалим с великолепным храмом в нем! Но что же теперь Иудеи? Они доселе тщетно продолжают устремлять свой взор к Иерусалиму и ждать обетованного Мессии...


22. И҆ а҆́ще не бы́ша прекрати́лисѧ дні́е ѡ҆́ны, не бы̀ ᲂу҆́бѡ спасла́сѧ всѧ́ка пло́ть: и҆збра́нныхъ же ра́ди прекратѧ́тсѧ дні́е ѡ҆́ны. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни

Те дни (дние оны), т. е. дни бедствий при разрушении Иерусалима. Не спаслась бы никакая плоть, т. е. все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. Ради избранных, т. е. христиан. Христиане называются избранными потому, что из среды всех людей они избраны Богом быть членами царства Христова (1Петр. 1:1–2; Рим. 1:7 и т. п.). Нет сомнения, что в Иерусалиме и окрестностях его было не мало и Иудеев, уверовавших во Христа; ради их-то, т. е. для того, чтобы сохранить христиан от бедствий и погибели, и были сокращены дни бедствий. И из истории разрушения Иерусалима известно, что осаждавший его, Тит сначала имел намерение принудить Иудеев к сдаче города голодом, для чего окружил город новою стеною. Но дела римской империи принудили завоевателя ускорить осаду и взять город приступом.


23. Тогда̀ а҆́ще кто̀ рече́тъ ва́мъ: сѐ, здѣ̀ хрⷭ҇то́съ, и҆лѝ ѻ҆́ндѣ: не и҆ми́те вѣ́ры: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.

Св. Златоуст и другие толкователи полагают, что с этих слов Христовых начинается ответ Его ученикам на другой их вопрос вопрос о времени кончины мира и второго пришествия Его на всемирный суд. Нельзя опускать из вида и того, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, и потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другия к другому событию (Мих.). Тогда, т. е. в то время, когда должны совершиться те события, о которых пойдет речь ниже (Злат.).


24. воста́нꙋтъ бо лжехрі́сти и҆ лжепроро́цы и҆ дадѧ́тъ зна́мєнїѧ вє́лїѧ и҆ чꙋдеса̀, ꙗ҆́коже прельсти́ти, а҆́ще возмо́жно, и҆ и҆збра̑нныѧ. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных

В этих словах Господь указывает, что и пред вторым пришествием Его явятся такие люди, которые будут выдавать себя за Мессию и пророков, каковые являлись пред разрушением Иерусалима (ст. 5 и 11). Дадят знамения велия (великия) и чудеса. Эти знамения и чудеса будут ложные, совершаемые силою злых духов, каковы были, напр., действия египетских волхвов, подражавших чудесам Моисея (2Сол. 2:9). Якоже (чтобы) прельстити, аще (если; возможно)и избранные. Избранные, это христиане (чит. объясн. 22 ст.). Ложные чудеса лжехристов и лжепророков будут таковы, что могут обмануться ими и самые истинные христиане, если не будут внимательны. Таковы люди пред кончиною мира будут антихрист и те, которые будут служить ему (Злат)., как говорит об антихристе и ап. Павел в своем послании Солунянам (2:9–10) и ап. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе (13 гл.). К таковым лжеучителям можно причислить и лжеучителей наших времен, из которых некоторые богохульно называют себя христами, как напр., у хлыстов и скопцов, и других отторгающихся от единства веры православной. «Господь и Спаситель наш, устроив на земле св. церковь, так поучает святитель Феофан Затворник, благоволит пребывать в ней, и в другой какой церкви нет Его. И не ищи, не найдешь. Посему, если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, т. е. истинная вера, не ими веры. Если услышишь от кого: у нас апостольская община, и у нас Христос, не ими веры. Апостолами основанная церковь на земле, это – православная церковь. И зде Христос. А та, вчера (т. е. недавно) устроенная община, не может быть апостольскою, и в ней нет Христа. Если услышишь кого говорящего: во мне говорит Христос, а между тем церкви он чуждается, пастырей её знать не хочет и таинствами не освящается, не верь ему: в нем не имя Христа, а другой дух, присвояющий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от св. Его церкви».


25. Сѐ, пре́жде рѣ́хъ ва́мъ. Вот, Я наперед сказал вам
26. А҆́ще ᲂу҆̀бо рекꙋ́тъ ва́мъ: сѐ, въ пꙋсты́ни є҆́сть, не и҆зыди́те: сѐ, въ сокро́вищихъ, не и҆ми́те вѣ́ры: Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;

В этих словах Господь учит, чтобы всячески береглись верить лжепророкам. В пустыни, в потаенных местах (в сокровищах). И около времени первого пришествия Христова Иудеи думали, что Он явится совершенно неожиданно выйдет из пустыни, почему лжепророки и уводили народ в пустыню, или из какого другого потаенного места (Мих.). «Не так явится Господь во второе пришествие Свое, как явился в первое, пишет св. Златоуст, явился в Вифлееме, в малом углу вселенной, когда сначала никто не знал о том; но явится открыто, со всею славою, так что ненужно будет кому-либо возвещать о том» (чит. ст. 30).

Зач 100-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира

Читается в пяток 11-й недели по Пятидесятнице.


27. ꙗ҆́коже бо мо́лнїѧ и҆схо́дитъ ѿ востѡ́къ и҆ ꙗ҆влѧ́етсѧ до за̑падъ, та́кѡ бꙋ́детъ прише́ствїе сн҃а чл҃вѣ́ческагѡ: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

Здесь указывает Господь, как произойдет второе Его пришествие: оно произойдет подобно молнии, мгновенно и видимо для всех живущих на земле. «Во второе пришествие будет не так, как в первое, когда Господь переходил с места на место, пишет блаж. Феофилакт; тогда он явится во мгновение ока».


28. и҆дѣ́же бо а҆́ще бꙋ́детъ трꙋ́пъ, та́мѡ соберꙋ́тсѧ ѻ҆рлѝ. ибо, где будет труп, там соберутся орлы

Многие толкователи относят эти слова только к разрушению Иерусалима, и под трупом разумеют Иерусалим и Иудеев, а под орлами осадивших и взявших город, Римлян, которые при своих войсках носили изображение орлов, коим воздавали божеское почтение, и объясняют их таким образом: «римские войска, подобно как хищные орлы на мертвый труп, нападут на умерший духовно Иерусалим и еврейский народ и сокрушат их». В отношении же ко второму пришествию Христову, словам этим дают следующий смысл: «труп есть образ духовно мертвых (8, 22), т. е. грешных людей, которые подлежат суду Христову и наказанию; посему выражение соберутся орлы означает то же, что сказано было И. Христом в притче о семени и плевелах (13, 41), что ангелы, которые имеют быть посланы Господом пред всемирным судом, соберут всех, делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную» (Мих.).


29. А҆́бїе же, по ско́рби дні́й тѣ́хъ, со́лнце поме́ркнетъ, и҆ лꙋна̀ не да́стъ свѣ́та своегѡ̀, и҆ ѕвѣ́зды спадꙋ́тъ съ небесѐ, и҆ си̑лы небє́сныѧ подви́гнꙋтсѧ: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются

Абие по скорби (вдруг, после скорби) дний тех. «О какой скорби дний говорит Господь? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: о скорби дней антихриста и лжепророков. Ибо великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей». Солнце померкнет и пр. Эти слова означают изменение законов природы, новое устройство мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом (Мих.). Солнце померкнет и луна не даст cвета своего не уничтожатся они, а будут побеждены светом пришествия Христова; звезды спадут с небесе, т. е. не будут видны, ибо не будет тьмы, ночи. Силы небесные, т. е. ангелы, подвигнутся (поколеблются). «Ибо если они удивились и ужаснулись, когда сотворены были звезды (Иов. 38:7), уясняет Златоуст, то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все переобразуются, сослужители их (люди) испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях»?


30. и҆ тогда̀ ꙗ҆ви́тсѧ зна́менїе сн҃а чл҃вѣ́ческагѡ на небесѝ: и҆ тогда̀ воспла́чꙋтсѧ всѧ̑ кѡлѣ́на земна̑ѧ и҆ ᲂу҆́зрѧтъ сн҃а чл҃вѣ́ческаго грѧдꙋ́ща на ѡ҆́блацѣхъ небе́сныхъ съ си́лою и҆ сла́вою мно́гою: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Здесь изображается самое второе пришествие Христово для всемирного суда и преобразования всего мира. Сын человеческий, это Господь И. Христос, как он Сам любил называть Себя (20 ст. 8 гл.). Знамение Сына человеческого, это крест, орудие, на котором И. Христос совершил спасение рода человеческого. Для чего при втором пришествии Христовом явится крест? Для того, говорит Блаж. Феофилакт, чтобы совершенно посрамить бесстыдство Иудеев. Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Крест назван знамением Господа, потому он служит победным и царским знамением Его. Тогда воеплачутся вся колена (племена) земная от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте; восплачутся и все, которые, хотя были и христианами, но мудрствовали земная, т. е. жили не так, как требовала Христова вера (Феоф.). И узрят Сына человеческого, Господа, Судию мира, грядущего на облацех небесных, подобно как Он по воскресении вознесся на небо на облаках, с силою и славою многою (великою). Сила Христова проявится тогда в Его славных действиях: Он произведет потребление земли огнем (2Петр. 3:7), воскресит всех мертвых (Иоан. 5:29–30), изменит живых во образ воскресших (1 вол. 4, 17) и произведет суд над всеми живыми и мертвыми (Мф. 25:34–46); слава же Христова явится тогда в величии всего Его пришествия, в сопровождении тем ангелов (25, 31. Мих.).


31. и҆ по́слетъ а҆́гг҃лы своѧ̑ съ трꙋ́бнымъ гла́сомъ ве́лїимъ, и҆ соберꙋ́тъ и҆збра̑нныѧ є҆гѡ̀ ѿ четы́рехъ вѣ̑тръ, ѿ конє́цъ небе́съ до конє́цъ и҆́хъ. и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их

Здесь под трубою разумеется не труба в собственном смысле, а некое таинственное действие Божие, по которому воскреснут все мертвые, и ангелы соберут всех людей для суда. Спаситель уподобляет это Свое действие гласу трубы, потому что у Иудеев обыкновенно были в употреблении трубы для созывания народа в собрания (Лев. 25:9; Суд. 3:27). Апостол Павел в своих посланиях говорит о таковой же трубе (1Кор. 15:52, 1Сол. 4:16). Соберут избранных, т. е. истинных христиан, достойных царства небесного, для наследия его (чит. объясн. 22 ст.). Ангелы соберут всех людей, не только избранных, но и творивших беззакония, как ранее высказал это Господь в притче о семени и плевелах, сих последних соберут для вечного мучения в аду (чит. объясн. 41 ст. 13 гл.). Соберут от четырех ветр, т. е. от четырех стран света: востока, запада, севера и юга. У Иудеев страны света иногда назывались четырмя ветрами (Исх. 43:5–6; Иез. 37:9). От конец небес до конца их (от края до края неба), т. е. со всей земли (Пс. 18:1–7).


32. Ѿ смоко́вницы же наꙋчи́тесѧ при́тчи: є҆гда̀ ᲂу҆жѐ ва̑їѧ є҆ѧ̀ бꙋ́дꙋтъ мла́да, и҆ ли́ствїе прозѧ́бнетъ, вѣ́дите, ꙗ҆́кѡ бли́з̾ є҆́сть жа́тва: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето
33. та́кѡ и҆ вы̀, є҆гда̀ ви́дите сїѧ̑ всѧ̑, вѣ́дите, ꙗ҆́кѡ бли́з̾ є҆́сть, при две́рехъ. так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях

В этих и дальнейших словах Господь подтверждает, что все предсказанное Им о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии, непременно сбудется. Он указал им на смоковницы, которые росли во множестве по склонам горы Елеонской, и сказал: От смоковницы (возьмите подобие или пример) научитеся притчи: егда уже ваия её будут млада (когда ветки её становятся мягки), и листвие прозябнет (пускают листья), видите, яко близ есть жатва (то знайте, близко лето). Св. Златоуст так объясняет это место: «Господь привел в пример смоковницу для подтверждения того, что Его предсказание непременно исполнится. Ибо как необходимо быть первому, т. е. оживлению смоковницы, так равно и последнему, т. е. лету». Егда видите (когда увидите) вся сия (все сие), т. е. все те предзнаменования пришествия Христова на суд с Иерусалимом и второго пришествия Его на суд всего мира, о коих выше говорил Он (Мих.). Близко, при дверях, т. е. за предзнаменованиями скоро последуют и самые события: разрушение Иерусалима и второе пришествие Христово.

Зач. 101-е. Пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира

Читается в субботу 16-й недели по Пятидесятнице.


34. А҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, не мимои́детъ ро́дъ се́й, до́ндеже всѧ̑ сїѧ̑ бꙋ́дꙋтъ: Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет

Вся сия (все сие), т. е. войны, голод, мор, землетрясения, появление лжехристов, лжепророков, распространение евангелия, мятежи, раздоры, – все, что, по предсказанию Христову, должно случиться при разрушении Иерусалима и втором Его пришествии (5 – 24 ст.). Не прейдет (не мимоидет) род сей и пр. В отношении к разрушению Иерусалима слова сии значат, что еще не умрет жившее в то время поколение людей, как это разрушение последует, как оно и было через 36 лет после произнесения сего пророчества и в 70 году от Р. Хр. В отношении же второго пришествия их толкуют так: все предсказанное случится, а род верных, т. е. христиан пребудет и не прервется ни от одного из означенных бедствий. «Разрушится Иерусалим и погибнет большая часть Иудеев, говорит св.. Златоуст, но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браней, ни лжехриста, ни лжепророки.,, ни другия подобные искушения. Т. е. скорее разрушится небо и земля, столь твердые и неподвижные, нежели прейдет одно Христово слово.


35. не́бо и҆ землѧ̀ мимои́детъ, словеса́ же моѧ̑ не мимои́дꙋтъ. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

Это – утверждение непреложности всего предсказанногоИ. Христом (чит. объясн. 18 ст. 5 гл.).

Зач. 102-е. Продолжение пророчества Христова о разрушении Иерусалима, втором Его пришествии и кончине мира.

Читается в великий вторник на литургии.


36. Ѡ҆ дни́ же то́мъ и҆ часѣ̀ никто́же вѣ́сть, ни а҆́гг҃ли нбⷭ҇нїи, то́кмѡ ѻ҆ц҃ъ мо́й є҆ди́нъ: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

О дни том и часе: здесь разумеется время второго пришествия Христова, а также и разрушение Иерусалима. Христос Спаситель указал общие признаки наступления того и другого, но не благоволил открыть точно дня и часа: потому что это не только бесполезно, но далее и вредно. Вот что пишет по поводу сего св. Василий Великий: «Христос умолчал о времени суда потому только, что не полезно было слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии». В другой раз Господь прямо заметил апостолам: не ваше дело знать времена и сроки (Деян. 1, 7). Никто не знает (никто же весть), ни ангели небеснии. Ангелы проникают в тайны Божии, но не знают того, что не открыто им (Мих.) А только (токмо) Отец Мой один (знает). У евангелиста Марка Господь еще сказал так:не знает и Сам (Он) Сын (13:32). Неужели и Сам Господь И. Христос не знал о времени Своего второго пришествия, а также и разрушения Иерусалима? Но возможно ли это предположить, кигда Он, как Сын Божий, и Бог Отец одно (Иоан. 10:30)? Да и как не знать Ему, когда Он, вместе с Отцем, сотворил самое время, веки (Евр. 1:2)? «Для всякого ясно, что Сын знает, как Бог, пишет святой Григорий Богослов, приписывает же Себе незнание, как человек».


37. Ѡ҆ дни́ же то́мъ и҆ часѣ̀ никто́же вѣ́сть, ни а҆́гг҃ли нбⷭ҇нїи, то́кмѡ ѻ҆ц҃ъ мо́й є҆ди́нъ: но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38. ꙗ҆́коже бо бѣ́хꙋ во дни̑ пре́жде пото́па ꙗ҆дꙋ́ще и҆ пїю́ще, женѧ́щесѧ и҆ посѧга́юще, до негѡ́же днѐ вни́де нѡ́е въ ковче́гъ, ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39. и҆ не ᲂу҆вѣ́дѣша, до́ндеже прїи́де вода̀ и҆ взѧ́тъ всѧ̑: та́кѡ бꙋ́детъ и҆ прише́ствїе сн҃а чл҃вѣ́ческагѡ: и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого;

В этих словах второе пришествие Христово сравнивается со временем потопа. Как тогда люди не ждали потопа, хотя потоп был предсказан Ноем, не верили сему предсказанию, а некоторые даже смеялись над приготовлением им ковчега, жили беспечно ели, пили, женились и т. п., и потоп произошел неожиданно, так точно будет и пред вторым пришествием Христовым люди будут проводить жизнь беспечно, греховно, даже иные и не веря в предсказания об этом пришествии, и пришествие совершится внезапно.


40. тогда̀ два̀ бꙋ́дета на селѣ̀: є҆ди́нъ пое́млетсѧ, а҆ дрꙋгі́й ѡ҆ставлѧ́етсѧ: тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41. двѣ̀ ме́лющѣ въ же́рновѣхъ: є҆ди́на пое́млетсѧ, и҆ є҆ди́на ѡ҆ставлѧ́етсѧ. две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Одни берутся (един поемлется), а другие оставляются, это, по толкованию св. Ефрема Сирина, значит, что праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. Как поемлются (берутся) праведные, поясняет св. же Сирин, пусть скажет сие Павел: живущие о Господе восхищены будут на облаках, на воздухе, и всегда с Господом будут (1Сол. 4:17). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранные от четырех ветров (Мк. 24:31), а нечестивых сожгут огнем неугасимым; или слово берутся некоторые толкуют в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во-время сожжения Содома и Гоморры (Лук.17:28–29). Слова: две мелюще в жерновах объясняются так: на востоке мололи семена на ручных мельницах или жерновах, как и ныне есть такой обычай. Жернова устраивались из двух камней, из коих нижний был неподвижен, а верхний приводился в движение посредством особой рукоятки; при чем удобнее было молоть двоим (Мих.).

Зач. 103-е Предсказание о втором пришествии Христовом и кончине мира (окончание); притча о рабе и господине

Читается 30-го сентября, св. Григорию, просветителю Армении.


42. Бди́те ᲂу҆̀бо, ꙗ҆́кѡ не вѣ́сте, въ кі́й ча́съ гдⷭ҇ь ва́шъ прїи́детъ. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43. Сїе́ же вѣ́дите, ꙗ҆́кѡ а҆́ще бы вѣ́далъ до́мꙋ влады́ка, въ кꙋ́ю стра́жꙋ та́ть прїи́детъ, бдѣ́лъ ᲂу҆́бѡ бы и҆ не бы̀ да́лъ подкопа́ти хра́ма своегѡ̀. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего
44. Сегѡ̀ ра́ди и҆ вы̀ бꙋ́дите гото́ви: ꙗ҆́кѡ, во́ньже ча́съ не мнитѐ, сн҃ъ чл҃вѣ́ческїй прїи́детъ. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Сказав о неизвестности и внезапности второго Своего пришзствия (ст. 36–39), Господь побуждает к постоянной готовности к оному. Бодрствуйте (бдите), т. е. не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте всегда готовы, чтобы встретить Господа. А что для этого нужно? Нужна истинно христианская, добродетельная жизнь. Под пришествием Господним можно разуметь и смерть каждого из нас. Никто из нась не знает времени своей смерти, и потому всякий должен постоянно помнить о ней и быть готовым к ней. Здесь нельзя не остановиться, чтобы не сказать: если о чем, то именно о смерти и суде Божием мы думаем меньше всего. А как это опасно!!! Далее Господь и разъясняет эту опасность, уподобляя неизвестность пришествия Своего, неизвестности явления вора похитителя, каковое уподобление нередко встречается в Свящ. Писании (2Петр. 3:10; 1Сол. 5:2 и др.), и предложив притчу о господине и рабе. Объяснение слов: в кую (в какую) стражу чит. в объяснении 25 ст. 14 гл.


45. Кто̀ ᲂу҆̀бо є҆́сть вѣ́рный ра́бъ и҆ мꙋ́дрый, є҆го́же поста́витъ господи́нъ є҆гѡ̀ над̾ до́момъ свои́мъ, є҆́же даѧ́ти и҆̀мъ пи́щꙋ во вре́мѧ (и҆́хъ); Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46. бл҃же́нъ ра́бъ то́й, є҆го́же, прише́дъ господи́нъ є҆гѡ̀, ѡ҆брѧ́щетъ та́кѡ творѧ́ща: Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

Кто убо сей (кто же) верный раб и мудрый и пр. От всякого раба обыкновенно требуется верность, т. е. чтобы из собственности, принадлежащей господину, он ничего не утаивал себе и не расточал напрасно, и мудрость, т. е. благоразумие или уменье услужить господину, сберечь и употребить надлежащим образом вверенное ему имущество господина. Даяти (давать) пищу слугам господина во время их: это значит быть распорядителем в доме. Слова сии о верности и мудрости раба ближайшим образом относятся в предстоятелям церкви пастырям, как поставленным в дому Божием, т. е. в церкви, дляраздаяния членам сего дома, т. е. пасомым, потребных им даров духовных, напр. совершать таинства и богослужение, проповедывать Слово Божие и пр. (чит. 1Кор. 4:1–2; 12:28; и в др. местах). Но могут относиться они и ко всякому, потому что на всякого возлагается те или другия обязанности, которые должно исполнять верно и мудро, чтобы не подвергнуть себя ответственности за нерадение. «Одарен ли ты мудростию, поучает св. Златоуст, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять даров своих во вред собратий своих и для своей погибели».


47. а҆ми́нь гл҃ю ва́мъ, ꙗ҆́кѡ над̾ всѣ́мъ и҆мѣ́нїемъ свои́мъ поста́витъ є҆го̀. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Над всем имением своим поставит его: не только над слугами, но и над всем имением, т. е. господин наградит раба возвышением. Это указывает на райское блаженство, приготовленное для верных исполнителей закона Христова – на ту честь и славу, какой они будут удостоены по смерти, в будущей жизни (чит. 21 ст. 25 гл.).


48. А҆́ще ли же рече́тъ ѕлы́й ра́бъ то́й въ се́рдцы свое́мъ: косни́тъ господи́нъ мо́й прїитѝ, Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49. и҆ на́чнетъ би́ти клевре́ты своѧ̑, ꙗ҆́сти же и҆ пи́ти съ пїѧ́ницами: и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,

Здесь изображается раб недостойный, т. е. забывающий свою обязанность, злоупотребляющий ею, забывающий то, что он в своих поступках должен дать отчет своему господину, преданный нерадению, беспечности относительно своих обязанностей и притом злой (начнет бит товарищей своих), и развращенный (есть и пить с пьяницами). Этот раб изображает собою беспечных и нераскаянных грешников.


50. прїи́детъ господи́нъ раба̀ тогѡ̀ въ де́нь, во́ньже не ча́етъ, и҆ въ ча́съ, во́ньже не вѣ́сть, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

Тут тоже указывается на неизвестность и внезапность второго пришествия Христова, или, в частности, смерти каждого.


51. и҆ расте́шетъ є҆го̀ полма̀, и҆ ча́сть є҆гѡ̀ съ невѣ́рными положи́тъ: тꙋ̀ бꙋ́детъ пла́чь и҆ скре́жетъ зꙋбѡ́мъ. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

В этих словах Господь изображает тяжкое наказание неверному, небрежному и злому рабу, т. е. худому христианину, грешному человеку. Рассечет (растешет полма) его. Рассечение тела пополам, сверху до низу, мечем или пилою, было казнию у восточных народов: у Евреев (2Цар. 12:31; Евр. 11:37), Египтян, Халдеев и др. Подвергнет одной участи с лицемерами (часть его с неверными положит). Лицемеры, это люди худые, развращенные в душе, но старающиеся казаться хорошими, добродетельными. (Чит. объясн. 2 ст. 6 гл.). Лицемеры, по слову Христову, подвергнутся тяжкому наказанию. Одинаковой с ними участи подвергнется и худой раб, т. е. худой христианин и нераскаянный грешник. Там (ту) будет плач и скрежет зубов. Слова эти выражают тяжесть мучения грешников. (Чит. объясн. 12 стиха 8 главы).


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф "Насл. бр. Салаевых", 1899. - 306, IV с. : карт.

Комментарии для сайта Cackle