Глава 23
Зач. 43-е. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисееве
Читается в субботу 14-й недели по Пятидесятнице
1. Тогда̀ і҆и҃съ гл҃а къ наро́дѡмъ и҆ ᲂу҆чн҃кѡ́мъ свои̑мъ, | Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим |
Тогда, т. е. после того, как Господь посрамил Своими ответами фарисеев и саддукеев, предлагавших Ему разные вопросы с целью искусить Его (гл. 22), и видел их нераскаянность, неисправимость. Начал говорить (глагола) народу и ученикам произнес, для предостережения их от фарисеев и книжников, грозную речь, в которой изобличал главнейшие заблуждения фарисейские и относительно учения, и относительно жизни их.
2. гл҃ѧ: на мѡѷсе́овѣ сѣда́лищи сѣдо́ша кни́жницы и҆ фарїсе́є: | и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи |
На Моисоеве седалищи седоша (сели) книжницы и фарисее. Это значит, что фарисеи и книжники – ученые из Евреев во времена И. Христа, были истолкователями закона Моисеева для народа, и таким образом как бы занимали место Моисея. В синагогах устроены были особые места – кафедры, на которых по субботам и другим праздникам читали и объясняли они избранные места закона Моисея, а также и писаний пророков.
3. всѧ̑ ᲂу҆̀бо, є҆ли̑ка а҆́ще рекꙋ́тъ ва́мъ блюстѝ, соблюда́йте и҆ твори́те: по дѣлѡ́мъ же и҆́хъ не твори́те: глаго́лютъ бо, и҆ не творѧ́тъ: | итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают |
Вся, т. е. все то, что согласно с законом и еще не отменено из закона. Св. Златоуст пишет: «когда слышишь здесь слово все, то не разумей всего закона, как, напр., постановлений о пище, о жертвах и т.п. Ибо как Он мог говорить теперь о том, что отменил еще прежде? Но разумей предписания, служащия к исправлению нравов, улучшению образа жизни, согласные с правилами нового завета и освобождающия от ига закона. Повелевает же в жизни руководствоваться не законом благодати, а Моисеевым, потому что еще не время было говорить об этом ясно прежде креста». По делом же их не творите (не поступайте). Господь и объясняет, почему это так должно делать: глаголят бо и не творят (ибо они говорят и не делают), т, е. учат других, что должно делать по закону, сами же не исполняют того, чему учат, ведут жизнь не по закону. Заметим при этом следующее: наши сектанты, напр., раскольники, штундисты и др. любят указывать на нравственные недостатки некоторых из православного духовенства. Правда, встречаются и между духовными лица с недостатками; но отчего соблазняющиеся поведением таких лиц из духовенства не слушают слов Спасителя, Который, напр., так говорил относительно недостойных служителей в еврейской церкви фарисеев: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте? Св. Златоуст замечает следующее по поводу сих слов Спасителя: «Нужно слушать и того, кто учит чему-либо божественному, хотя бы он сам и не исполнял этого. Христос предписывает оказывать такое уважение к закону, что велит держаться оного, не смотря на развращение учителей закона... Повелевает соблюдать то, что наиболее споспешествует спасению, именно не презирать учителей и не восставать против священников. У развратных оных учителей не отнимает Он должного уважения, и таким образом подвергает их большему осуждению, а у слушающих Его учение отнимает всякий предлог к преслушанию, чтобы кто не сказал: я потому ленив, что учитель мой худ». И что за дело до недостойных служителей Божиих? И учение Христово, и самые, совершаемые ими, таинства не теряют силы от их недостоинства. Солнце проходит и нечистые места, однакож не оскверняется чрез это!.. «Нет, самопоставленные судьи своих наставников!, – пишет Филарет митрополит Московский, Вы не найдете своего оправдания в нашем осуждении. Мы будем осуждены, если живем недостойно преподаваемого нами учения; но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближнего вопреки запрещению Самого И. Христа, и за то, что не последуете святому учению, которое не перестает быть святым оттого, что проходит чрез грешные уста».
4. свѧзꙋ́ютъ бо бремена̀ тѧ̑жка и҆ бѣ́днѣ носи̑ма, и҆ возлага́ютъ на плєща̀ человѣ́чєска, пе́рстомъ же свои́мъ не хотѧ́тъ дви́гнꙋти и҆̀хъ. | связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их |
Здесь тяжелыми ношами (бремена) называет Господь не суетные многочисленные предания фарисеев, против которых так нередко Он восставал, а разнообразные и многочисленные постановления самого закона Моисеева, о которых ап. Петр говорит, что они суть то, которого не могли понести ни отцы, ни мы (Деян. 15:10; Мих.). Фарисеи строго требовали, чтоб народ исполнял все предписания закона, а сами нисколько не хотели помочь ему в этом пальцем (перстом своим) не хотели двинуть их, т. е. помочь во-первых, собственным примером исполнением того, чему учили; во-вторых, снисходительностью. А у них совсем было наоборот. Не сказал Господь нести, замечает св. Златоуст, но перстом двинуть значит, не хотят и приблизиться, даже прикоснуться. «Когда учитель не только учит, но и делает, пишет блаж. Феофилакт, то он вместе с учащимся несет бремя, и вместе с ним трудится. Но когда он возлагает на меня тяжкое бремя, а сам ничего не делает, тогда он еще более обременяет меня, показывая своим бездействием невозможность исполнить то, чему учит». Это, заметим кстати, отличительная черта всех любящих мудрствовать на словах. Такие люди всегда взыскательны по отношению к другим и снисходительны к самим себе! Это мы видим на вожаках раскола и разных сект в нашем отечестве.
5. Всѧ̑ же дѣла̀ своѧ̑ творѧ́тъ, да ви́дими бꙋ́дꙋтъ человѣ̑ки: разширѧ́ютъ же храни̑лища своѧ̑ и҆ велича́ютъ воскри̑лїѧ ри́зъ свои́хъ: | все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих |
Вся же дела своя творят, да видими будут человеки (с тем, чтобы видели их люди). Если же что из закона и исполняли сами фарисеи и книжники, то делали не ради послушания оному, а из за того, чтобы показаться пред народом исполнителями закона, из-за тщеславия, похвалы. Так, как ранее обличал их Господь, с этой целью они любили творить милостыню, молитву, пост пред людьми (6 гл. 2–5 и 16 ст.). Расширяют хранилища своя и величают (увеличивают) воскрилия риз (одежд) своих. Хранилища, это повязки на лбу и на руках, в которых вложены выписки из закона Моисеева (Исх. 13:6–9; Втор. 6:8; 11:18). Обыкновение носить такия хранилища или повязки произошло от понимания в буквальном смысле повеления Божия иметь Евреям пред глазами и на руке слова закона (Исх. 13:6–16 и др.), т. е. чтобы эти вещи напоминали им заповеди Божии и побуждали к исполнению их. Эти повязки употреблялись Евреями не всегда, а главным образом при молитве утром и вечером и когда они собирались в синагогах. Фарисеи для того, чтобы показать свою особенную набожност и благочестие, делали повязки или хранилища как можно больше. Увеличивают воскрилия одежд. Воскрилия, это шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого Еврея по концам одежды нашит был синий шнурок для напоминания, что весь народ еврейский должен быть народом священным (Числ. 15:38; Втор. 22:12). Фарисеи и эти шнурки, для тщеславия, увеличивали очень много. (Иннок.)
6. лю́бѧтъ же преждевозлега̑нїѧ на ве́черѧхъ, и҆ преждесѣда̑нїѧ на со́нмищихъ, | также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах |
7. и҆ цѣлова̑нїѧ на то́ржищихъ, и҆ зва́тисѧ ѿ человѣ̑къ: ᲂу҆чи́телю, ᲂу҆чи́телю. | и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! |
Предвозлежания на пиршествах (преждевозлегания на вечерях). Известно, что Иудеи вкушали пищу, не сидя, как мы, за столом, а полулежа (чит. объясн. 19 ст. 14 гл.). Главные или почетные места были в средине стола, который обыкновенно устраивался при пиршествах в виде буквы П, и их то особенно любили тщеславные фарисеи, как равно любили они и председания в синагогах (преждеседания на сонмищах), т. е. места, находившиеся тут близ кафедры, которые обыкновенно занимали старцы, и приветствия на площадях (целования на торжищах), т. е. почтительные приветствия на торговых площадях, где много народа, и название или величание от людейименем: учитель, учитель. Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: «Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т. е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и там учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом...
8. Вы́ же не нарица́йтесѧ ᲂу҆чи́телїе: є҆ди́нъ бо є҆́сть ва́шъ ᲂу҆чт҃ль, хрⷭ҇то́съ: вси́ же вы̀ бра́тїѧ є҆стѐ: | А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья |
Вы же не нарицайтеся (не называйтесь) учители и пр. Не называйтесь учителями, отцами и наставниками. Это не значит, чтобы совсем не называться так, нет, не называйтесь лишь в том тщеславном смысле, в каком любили называться фарисеи и книжники. Не называйтесь учителями, т. е. не восхищайте себе этого звания, не вызывайтесь учить, когда вы не призваны к тому; а если Бог поставит вас быть учителями, не возноситесь этим званием: потому что «учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу: един бо есть ваш учитель Христос; вси же вы братия, т.е. один другого ни чем не превосходите, потому что ничего не имеете своего (Филар.). Но является вопрос: как же и в христианской церкви некоторые называются учителями? Как же, напр., апостол Павел называет себя учителем языков (1Тим. 2:7)? Он же говорит, что Бог поставил в церкви иных апостолами, иных пророками, иных учителями (1Кор. 12:28). Святитель Филарет так объясняет это: «Апостол не погрешает, когда свидетельствует, что Бог положил в церкви учителей, а потому не погрешаем и мы, почитая учителей церкви, которых в сие звание Бог поставил. Господь не служение учительское уничтожает, не говорит: да не будет учителей. Сие невозможно, ибо когда есть ученики, а все христиане суть ученики, и в начале не иначе назывались, как учениками, то по необходимости должны быть и учители, особенно после того, как единый Учитель вознесся на небо. И не о имени ревнует Тот, Кто выше всякого имени, но наше мудрование смиряет, превозношение низлагает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает, так сказать, самозванство в учительстве».
9. и҆ ѻ҆тца̀ не зови́те себѣ̀ на землѝ: є҆ди́нъ бо є҆́сть ѻ҆ц҃ъ ва́шъ, и҆́же на нб҃сѣ́хъ: | и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах |
«Это не то значит, чтобы никого не называть отцом, толкует св. Златоуст, но чтобы знали, кого собственно называть Отцом. Ибо, как учитель не есть учитель в смысле первоначальном, так и Отец. Один Бог есть виновник всех учителей и отцов». С другой стороны под словом отец здесь разумеется собственно не плотский отец, а духовный; у Евреев начальники школы, знаменитые учители назывались отцами (Иннок.).
10. нижѐ нарица́йтесѧ наста̑вницы: є҆ди́нъ бо є҆́сть наста́вникъ ва́шъ, хрⷭ҇то́съ. | и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос |
Ниже нарицайтеся наставницы (не называйтесь наставниками) и пр. (чит. в объясн. 8 ст.). Не называйтесь учителями, отцами и наставниками. Это, как нередко встречаем в Священном писании, не означает полного отрицания, а только ограничение (чит. подобные отрицания в 25 и 31 ст. 6 гл.).
11. Бо́лїй же въ ва́съ да бꙋ́детъ ва́мъ слꙋга̀: | Больший из вас да будет вам слуга |
Чит. объясн. сего в 26 ст. 20 гл. В отношении к званию учителей, отцов и наставников эти слова имеют следующий смысл: «Кто призван быть большим, т. е. учителем, отцом, наставником, тот пусть забудет о своем первенстве, пусть считает себя только послушником Божиим и, со страхом проходя свое служение, как Богом возложенное на него послушание, да будет слугою, а не властителем учения и учеников» (Фил.).
12. и҆́же бо вознесе́тсѧ, смири́тсѧ: и҆ смирѧ́ѧйсѧ вознесе́тсѧ. | ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится |
Это значит, что самонадеянную гордость Бог часто смиряет и унижает, так смирил и унизил возгордившагося ангела; а смирение, напротив, возносит, возвышает так возвышена была от Бога Св. Дева Мария, полагавшая для Себя за великое счастие быть хотя бы служанкою у Матери Спасителя.
Зач. 94-е. Обличительная речь Иисуса Христа против фарисеев (продолжение).
Читается в понедельник 11-й недели по Пятидесятнице.
13. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ затворѧ́ете црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное пред̾ человѣ̑ки: вы́ бо не вхо́дите, ни входѧ́щихъ ѡ҆ставлѧ́ете вни́ти. | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете |
Здесь и в дальнейших словах, после предостережения учеников от подражания фарисеям, Господь обращается с Своим словом, и словом грозным к самим фарисеям. Он произносит им горе за их нечестие и пороки. Горе вам, т. е. вы подвергнетесь бедствию, страданию в наказание за свои худые дела и еще здесь на земле, особенно же в загробной жизни. Книжники и фарисеи, лицемери. Книжники, это те из Евреев, которые изучали свой закон, ученые еврейские, законники, законоучители. Фарисеи, это особая секта еврейская с особым религиозно-нравственным учением (чит. о них в объясн. 7 ст. 3 гл.). Многие из книжников держались фарисейского учения. Господь называет книжников и фарисеев лицемерами, т. е. людьми, которые в религиозно-нравственном отношении показываются другим не таковыми, каковы они на самом деле, а лучше: напр., представляются религиозными и благочестивыми, тогда как на самом деле они не таковы (чит. объясн. 2 ст. 6 гл.). Затворяете царствие небесное пред человеки (человекам) и пр. Царством небесным называется христианская церковь на земле и рай на небе (3:2). Оно представляется здесь под образом здания с дверями для входа (16:18–19). Фарисеи и книжники сами не веровали в И. Христа и других отвлекали от веры в Него, и таким образом, как противники Божии, становились на пути и сами не входили в церковь Христову, и другим препятствовали войдти в нее. Они-то собственно и исказили понятие о Мессии и Его царстве, представляя его земным, они говорили народу об И. Христе, что Он творит чудеса силою злого духа, называли Его богохульником, ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников и т. п.
14. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ снѣда́ете до́мы вдови́цъ, и҆ вино́ю дале́че моли̑твы творѧ́ще {и҆ лицемѣ́рнѡ на до́лзѣ моли̑твы творитѐ}: сегѡ̀ ра́ди ли́шшее прїи́мете ѡ҆сꙋжде́нїе. | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение |
Снедаете (поедаете) домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр., продолжительной молитвы (далече молитвы творяще), фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать пожертвования в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидою истинных наследников. (Иннок.) Значит, фарисеи под предлогом благочестия обирали не только богатых, но и бедных людй. Сего ради (за это) лишшее (тягчайшее) приймете осуждение. «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказание, поясняя эти слова, св. Златоуст говорит; то какому же жестокому наказанию подвергаетесь вы, принявшие на себя образ благочестия и употребляющие его для прикрытия своих злых дел»?
15. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ прехо́дите мо́ре и҆ сꙋ́шꙋ, сотвори́ти є҆ди́наго прише́льца: и҆ є҆гда̀ бꙋ́детъ, творитѐ є҆го̀ сы́на гее́нны сꙋгꙋ́бѣйша ва́съ. | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас |
Преходите (обходите) море и сушу, сотворити единого пришельца (дабы обратить хотя одного), т. е. употребляете всякия усилия и средства, повидимому, не щадите никаких трудов, чтобы обратить кого-либо в свою еврейскую веру из язычников (такие обращенные назывались у Иудеев прозелитами). Делаете его сыном геенны, т. е. повинным наказанию в сей и будущей жизни. Геенною уЕвреев называлось место, где казнили преступников. Она была и образом адских мучений грешников (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). Вдвое худшим (сугубейша) вас. Фарисеи приобретали прозелитов, но не заботились о наставлении их в вере, а, напротив, примером своей худой и лицемерной жизни очень развращали их (Мих.), учили, напр., их своим примером обходить закон; требуя от них исправности в мелочах, в неважных делах, показывали пренебрежение к самым важным обязанностям (23 ст.). «Ибо, замечает св. Златоуст, когда ученик видит порочных учителей, то делается хуже их, потому что не останавливается на той точке зла, до которой дошел их учитель».
16. Го́ре ва́мъ, вожди̑ слѣпі́и, глаго́лющїи: и҆́же а҆́ще клене́тсѧ це́рковїю, ничесѡ́же є҆́сть: а҆ и҆́же клене́тсѧ зла́томъ церко́внымъ, до́лженъ є҆́сть. | Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен |
17. Бꙋ́и и҆ слѣпі́и, что́ бо бо́лѣе є҆́сть, зла́то ли, и҆лѝ це́рковь, свѧтѧ́щаѧ зла́то; | Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? |
18. И҆: и҆́же а҆́ще клене́тсѧ ѻ҆лтаре́мъ, ничесо́же є҆́сть: а҆ и҆́же клене́тсѧ да́ромъ, и҆́же верхꙋ̀ є҆гѡ̀, до́лженъ є҆́сть. | Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен |
19. Бꙋ́и и҆ слѣпі́и, что́ бо бо́лѣе, да́ръ ли, и҆лѝ ѻ҆лта́рь, свѧтѧ́й да́ръ; | Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? |
20. И҆́же ᲂу҆̀бо клене́тсѧ ѻ҆лтаре́мъ, клене́тсѧ и҆́мъ и҆ сꙋ́щимъ верхꙋ̀ є҆гѡ̀: | Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; |
21. и҆ и҆́же клене́тсѧ це́рковїю, клене́тсѧ є҆́ю и҆ живꙋ́щимъ въ не́й: | и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем |
22. и҆ клены́йсѧ нб҃се́мъ клене́тсѧ прⷭ҇то́ломъ бж҃їимъ и҆ сѣдѧ́щимъ на не́мъ. | и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем |
Господь называет фарисеев слепыми вождями (16 ст.), потому что они считаются руководителями других в вере и законе и посему указателями пути в царство небесное, а между тем сами не понимают ни веры, ни закона и таким образом как бы не видят сего пути. Если кто поклянется храмом и проч. «Фарисеи (у коих была божба в великом употреблении) разделяли клятвы на большия непреступные и малые удобопреступные. Клятва церковными сокровищами и жертвами с намерением отнесена была к важнейшим клятвам, чтобы возвысить в глазах народа важность сих вещей и тем расположить его к большим пожертвованиям в пользу храма"(Иннок). Один из толкователей Евангелия так пишет о фарисейских клятвах: когда им самим нужна клятва для обмана простых людей, то вот они клялись храмом, алтарем, и спокойно нарушали эти клятвы, как неважные; а когда для них нужно было связать чужую совесть, то заставляли клясться золотом храма и жертвами, научая нарушителя такой клятвы успокоивать свою совесть приношением того, чем клялся, в храм. Это было для них выгодно, они по закону пользовались частию от жертв и распоряжались церковным золотом (Тр. л.). Таким образом, фарисеи учили, что поклясться храмом (16 ст.) или жертвенником (алтарем), на котором в храме приносились жертвы (18 ст.), а также и небом (22) ничего (ничесо же есть), т. е. такая клятва не обязательна, и нарушить ее безгрешно; тогда как поклясться златомцерковным (золотом храма), т. е. золотыми его украшениями, сосудами и пр., или золотом, находящимся в сокровищнице храма, а также даром, иже верху жертвенника (на жертвеннике), грешно, клянущийся сим должен есть (повинен), т. е. подлежит наказанию, как виновный в нарушении клятвы. И. Христос обличает в этом слепых, т.е. не понимающих, заблуждающихся, фарисеев, говоря, что, напротив, клятвы храмом и жертвенником священнее и обязательнее, и нарушение их преступнее: потому что храм, как дом Божий, где Господь присутствует особенным образом, освящает находящееся в нем самое золото, а жертвенник, как посвященный Богу, освящает полагаемый на него самый дар: буии(безумные) и слепии! что бо более есть, злато ли, или церковь, святящая злато? дар ли, или олтар, святяй дар? А также и клясться небом, учит Господь, все то же, что клясться простолом Божиим на небе или Самим Богом: кленыйся небом, кленется престолом Божиим и Седящим на нем. Небо есть место особенного присутствия Божия, где является вся Его слава. Посему и говорится, что там престол Божий, на котором Господь восседит во всем Своем величии и славе. О клятве И. Христос учил в нагорной проповеди (чит. в 5 гл.).
Зач. 95-е. Обличительная речь против фарисеев (продолжение)
Читается во вторник 11-й недели по Пятидесятнице
23. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ ѡ҆десѧ́тствꙋете мѧ́твꙋ и҆ ко́пръ и҆ кѵ́мїнъ, и҆ ѡ҆ста́висте вѧ̑щшаѧ зако́на, сꙋ́дъ и҆ млⷭ҇ть и҆ вѣ́рꙋ: сїѧ̑ (же) подоба́ше твори́ти, и҆ ѻ҆́нѣхъ не ѡ҆ставлѧ́ти. | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять |
Законом Моисеевым повелено было Иудеям давать десятую часть со всего на содержание левитов (Лев. 18:20–24). Закон прямо говорил о десятине плодов земли, но не упоминал о травах. Фарисеи же, чтобы показаться более набожными, давали десятину и со всех трав: с мяты, аниса и тмина. Господь говорит, что они строго соблюдают мелочи, не определенные точно законом, а между тем не исполняют важнейшее в законе, как-то: суд, т. е. справедливость в судебных делах, милость, т. е. снисходительность к бедным и несчастным, и веру, т. е. верность Богу и Его св. закону (Мих.). Сие надлежало делать (подобаше творити) и тою (онех) не оставлять, т.е. нужно исполнять сначала важнейшее в законе, а потом и менее важное; тогда как фарисеи, наоборот, исполняли маловажное, а важнейшее совсем опускали. Господь не укоряет их за исполнение закона о десятинах, но только учит, что из-за неважного не следует опускать важнейшее, говорит о важнейшем, Что то нужно делать, а маловажное только не оставлять.
24. Вожди̑ слѣпі́и, ѡ҆цѣжда́ющїи комары̀, вельблꙋ́ды же пожира́юще. | Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! |
Оцеживать комара, а верблюда поглощать, это – народное присловие, указывающее на людей, которые заняты мелочами, внешностью и из-за этого опускают без внимания более важное и даже важнейшее, как это и оправдывалось на фарисеях; они, напр., предания старцев ставили выше правил закона, – исполняя правила об омовениях, о хранилищах (5 ст.) и т. п., не заботились о душевной чистоте, о доброделях, для напоминания о чем установлено все это (чит. ниже).
25. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ ѡ҆чища́ете внѣ́шнее стклѧ́ницы и҆ блю́да, внꙋтрьꙋ́дꙋ же сꙋ́ть по́лни хище́нїѧ и҆ непра́вды: | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды |
Фарисеи, боясь, чтобы как-нибудь не сделаться нечистыми от прикосновения к чему-либо нечистому, очень заботились о чистоте посуды при столе и придавали сему религиозное значение (Мк. 7:4); тогда как эта посуда внутри наполнена была яствами и питиями, которые добыты у них неправедными способами, обманом, хищением и лицемерием.
26. фарїсе́е слѣпы́й, ѡ҆чи́сти пре́жде внꙋ́треннее стклѧ́ницы и҆ блю́да, да бꙋ́детъ и҆ внѣ́шнее и҆́ма чи́сто. | Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их |
Т. е. сделай так, чтобы пища в блюде твоем и питье в чаше твоей были приобретены честным образом, а не хищением и неправдою; тогда, и только тогда можешь достигнуть и того, что и внешность блюда и чаши будет действительно чистою.: иначе, и при внешней чистоте их, они не будут действительно чистыми внутренно, чистыми нравственно (Мих.). Наружные очищения предписаны были законом ради внутреннего, а фарисеи, оставив сие последнее, заботились только о первом. Св. Златоуст разумеет здесь очищение тела и души под внешностию разумеет тело, а под внутренностию душу, и говорит, что если в блюде важно внутреннее, то тем более в нас самих. «Ты стараешься сделать благолепною внешность сосуда, т.е. внешность твоего существа, поучает блаж. Феофилакт, а между тем внутренность твоя полна всякой нистототы: ибо ты хищник, творишь неправду... Омой внутреннее, т. е. очисти душу от всего этого, дабы от чистоты душевной и внешность человеческая была часта и светла».
27. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ подо́битесѧ гробѡ́мъ пова́плєнымъ, и҆̀же внѣꙋ́дꙋ ᲂу҆̀бо ꙗ҆влѧ́ютсѧ красны̀, внꙋтрьꙋ́дꙋ же по́лни сꙋ́ть косте́й ме́ртвыхъ и҆ всѧ́кїѧ нечистоты̀: | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты |
28. та́кѡ и҆ вы̀, внѣꙋ́дꙋ ᲂу҆́бѡ ꙗ҆влѧ́етесѧ человѣ́кѡмъ пра́ведни, внꙋтрьꙋ́дꙋ же є҆стѐ по́лни лицемѣ́рїѧ и҆ беззако́нїѧ. | так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония |
Подобитеся гробом повапленным (обеленным гробам, гробницам). У Евреев ежегодно в известное время подбеливали гробницы не ради красоты, а для того, чтобы обозначить место их для проходящих, чтобы те не прикасались к ним; так как, по закону (Чис. 19:16), прикосновение к гробу делало прикоснувшагося нечистым (Мих.). Обеленные гробы казались красивыми, тогда как внутри, конечно, были полны костей и нечистоты. Так и фарисеи, по наружности, казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками. Тако и вы, внеуду убо являетеся человеком праведны (по наружности кажетесь людям праведными), внутруду же есте полни (а внутри исполнены) лицемерия и беззакония.
Зач. 96-е. Окончание обличительной речи Иисуса Христа против фарисеев ж скорбь Его об Иерусалиме
Читается в среду 11-й недели по Пятидесятнице.
29. Го́ре ва́мъ, кни́жницы и҆ фарїсе́є, лицемѣ́ри, ꙗ҆́кѡ зи́ждете гро́бы прⷪ҇ро́чєскїѧ, и҆ кра́сите ра̑ки првⷣныхъ, | Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников |
30. и҆ глаго́лете: а҆́ще бы́хомъ бы́ли во дни̑ ѻ҆тє́цъ на́шихъ, не бы́хомъ ᲂу҆́бѡ ѡ҆́бщницы и҆̀мъ бы́ли въ кро́ви прⷪ҇рѡ́къ: | и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков |
Зиждите гробы (строите гробницы) пророческия и красите раки (украшаете памятники) праведных, т. е. тех пророков и праведников, которые были убиты прежде предками их. Фарисеи, украшая памятники праведников, повидимому, показывали уважение к убиенным пророкам и праведникам и являли тим свое благочестие. При этом еще они порицали своих предков за избиение и отрекались oт участия в их преступном пролитии крови, как это видно из слов Спасителя: глаголете (говорите): аще быхом были (если бы мы были) во дни отец наших, не быхом убо общницы им были (то не были бы общниками ихт.) в крови пророков (Мих.). Но это усердие фарисеев в устроении и украшении памятников пророков и праведников, которое, повидимому, подтверждало их слова, как видел Сердцеведец Господь, было фальшивое, лицемерное и обманывало народ; на самом же деле они были таковыми же, как и предки их, даже еще хуже, потому что хотели убить Самого Господапророков. И таким образом, по словам ев. Златоуста, выходило то, что фарисеи, строя гробницы пророкам, как бы хвалились убийством их, как бы опасались, чтобы память о такой их дерзости с течением времени не погибла вместе с разрушившимися памятниками.
31. тѣ́мже са́ми свидѣ́тельствꙋете себѣ̀, ꙗ҆́кѡ сы́нове є҆стѐ и҆зби́вшихъ прⷪ҇ро́ки: | таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков |
Т. е. и делами и словами фарисеи прямо свидетельствовали, что они сыновья не по плоти только, но и по духу тех, которые избили пророков, что и они сами способны быть, да и скоро будут убийцами и уже не пророков, а Самого Господа пророков, Его, Мессию. «Но какое преступление быть сыном убийцы, если этот сын не участвует в намерении отца? вопрошает св. Златоуст, и отвечает: Христос говорит это для того, чтобы дать знать об участии фарисеев в злодеянии отцов их, и что они притворно говорили: мы не были бы сообщниками их; ибо те, кои не удержались от убиения Господа, как бы пощадили рабов?»
32. и҆ вы̀ и҆спо́лните мѣ́рꙋ ѻ҆тє́цъ ва́шихъ. | дополняйте же меру отцов ваших |
Это не повеление, а пророчество, что фарисеи еще превзойдут отцов своих в злодеянии в пролитии неповинной крови, именно в убиении Его, Самого Господа Христа, и затем (чит. 34 ст.) в преследовании апостолов и убиении некоторых из них. Дополнять меру, значит довершать то, что начато, доводить до крайности.
33. Ѕмїѧ̑, порождє́нїѧ є҆хі́днѡва, ка́кѡ ᲂу҆бѣжитѐ ѿ сꙋда̀ (ѻ҆гнѧ̀) гее́нскагѡ; | Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? |
Змия, порождения ехиднова, т. е. злые дети злых родителей (чит. объясн. 7 ст. 3 гл.). Как ехидны, по смертоносному яду, уподобляются родившим их, так и вы уподобляетесь отцам вашим по убийству. Како убежите (как вы убежите) и пр., т. е. вы никак не избежите заслуженного вами наказания осуждения на мучения в аду (чит. о геенне в объясн. 22 ст. 5 гл.). Будете наказаны не в одной только загробной, но еще в сей жизни (ст. 34); потому что как Я ни старался вразумить вас, вы так и останетесь неисправимыми.
34. Сегѡ̀ ра́ди, сѐ, а҆́зъ послю̀ къ ва́мъ прⷪ҇ро́ки и҆ премⷣры и҆ кни́жники: и҆ ѿ ни́хъ ᲂу҆бїе́те и҆ ра́спнете, и҆ ѿ ни́хъ бїе́те на со́нмищихъ ва́шихъ, и҆ и҆зжене́те ѿ гра́да во гра́дъ: | Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город |
Здесь под именем пророков, премудрых (мудрых) и книжников разумеются сотрудники Христовы в деле проповеди апостолы и другие проповедники (Еф. 4:11). Господь называет сих людей пророками, мудрыми и книжниками, потому что Иудеи привыкли разуметь под этими названиями вообще всех учителей религии. У евангелиста Луки Господь прямо сказал: пророков и апостолов (11:49). И от них (иных вы) убиете и распнете: так Иудеи убили свв. апостолов архидиакона Стефана (Деян. 7:59), Иакова Зеведеева (12:1–2) и Иакова брата Господня, и распяли Симеона брата Господня (Евсевий). И от них биете на сонмищах (иных будете бить в синагогах) ваших, так били апостолов за проповедь Христову (Деян. 5:40), и изженете (будете гнать) от (из) града во град это было общею участию почти всех апостолов и проповедников.
35. ꙗ҆́кѡ да прїи́детъ на вы̀ всѧ́ка кро́вь првⷣна, пролива́емаѧ на землѝ, ѿ кро́ве а҆́велѧ првⷣнагѡ до кро́ве заха́рїи сы́на варахі́ина, є҆го́же ᲂу҆би́сте междꙋ̀ це́рковїю и҆ ѻ҆лтаре́мъ. | да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником |
Здесь Господь высказывает, что не только книжники и фарисеи, но и вообще весь еврейский народ будут жестоко наказаны за невинно проливаемую ими кровь кровь Его Самого, которую они скоро прольют, и кровь всех пророков и праведников, пролитую прежде. «Если Господь грозит современному Ему роду иудейскому наказанием за всю неповинно пролитую отцами их кровь, читаем в Толков, евангелии Михаила, это значит, что сей современный Христу род сам по себе достоин сего наказания, что и действительно, ибо он совершил величайшее из всех преступлений убиение Мессии». От крове Авеля праведного до крове Захарии, сына Варахиина,вхоже убисте (которого вы убили) между церковию (храмом) и алтарем (жертвенником). Господь указывает на эти два убийства, потому что они были примечательнейшими и составляли первое и последнее убиение праведников, о коем упоминается в исторических книгах ветхого завета. Кто был этот Захария? Это, по мнению большинства толкователей, священник, который за обличение царя Иоаcа, по его повелению, побит был камнями в храме (2 Парал. 24:10). Если там называется он сыном Иоддая, а не Варахии, то, по обычаю Иудеев, Иоддай, отец Захарии, мог иметь другое имя Варахии (чит. 10:3). Убиение Захарии самими иудейскими писателями поставляется одною из главных причин Божия наказания, постигшего народ иудейский при разрушении Иерусалима (Иннок ). Некоторые из древних святых толкователей, каковы Василий Великий, Григорий Богослов и др., полагают, что то был Захария, отец Предтечи Христова Иоанна. По одному преданию, Иудеи убили сего св. старца за то, что он поставил Пресв. Деву Марию на месте дев после того, как она родила И. Христа, в 40-й день по рождении; по другому он убит во время избиения младенцев в Вифлееме, за то, что не выдал своего сына.
36. А҆ми́нь гл҃ю ва́мъ: (ꙗ҆́кѡ) прїи́дꙋтъ всѧ̑ сїѧ̑ на ро́дъ се́й. | Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей |
Вся сия (все сие), т. е. мщение Божие за невинно пролитую кровь. На род сей, т. е. на современное Господу поколение, погубившее Его. Разрушение Иерусалима, случившееся 36 лет спустя после сего предсказания, рассеяние народа и ужасные бедствия его при этом были точным исполнением пророчества Христова.
37. І҆ерⷭли́ме, і҆ерⷭли́ме, и҆зби́вый прⷪ҇ро́ки и҆ ка́менїемъ побива́ѧй пѡ́сланныѧ къ тебѣ̀, колькра́ты восхотѣ́хъ собра́ти ча̑да твоѧ̑, ꙗ҆́коже собира́етъ ко́кошъ птенцы̀ своѧ̑ под̾ крилѣ̑, и҆ не восхотѣ́сте; | Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! |
Иерусалиме, Иерусалиме... Это голос милосердия, сострадания и любви Христовой к иудейскому народу. Коль краты (сколько раз) восхотех (хотел Я) собрати чада твоя, якоже (как) собирает кокош (птица, курица) птенцы своя под криле, т. е. не смотря на враждебное отношение к Господу, сколько раз Он посещал Иерусилим, и там проповедовал и творил чудеса, чтобы собрать чад твоих, т. е. чтобы жители Иерусалима признали Его Христа Мессиею и вступили в Его царство. И не восхотесте (не восхотели), т. е. не захотели воспользоваться благодеяниями Господа, отвергли Его.
38. Сѐ, ѡ҆ставлѧ́етсѧ ва́мъ до́мъ ва́шъ пꙋ́стъ. | Се, оставляется вам дом ваш пуст |
Это значит, что отнимется от храма иудейского Божие попечение и охранение и он запустеет; а с ним запустеет и святой город Иерусалим и самая Святая земля. Так и было чрез 36 лет после смерти Христовой храм и город были разрушены Римлянами и земля опустошена, и затем – самые Иудеи рассеяны по всему свету. Дом ваш. Тут разумеется и опустошенный город Иерусалим, и сожженный храм в нем, и вся земля иудейская. Замечательно, не сказал Господь дом Мой, как Он обыкновенно называл иерусалимский храм, а дом ваш, потому что со времени отвержения Мессии он уже потерял свою святыню, и Господь перестал заботиться о нем.
39. Гл҃ю бо ва́мъ: (ꙗ҆́кѡ) не и҆́мате менѐ ви́дѣти ѿсе́лѣ, до́ндеже рече́те: блгⷭ҇ве́нъ грѧды́й во и҆́мѧ гдⷭ҇не. | Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне! |
Не увидите Меня отныне (не имате Мене видети), не увидите в этом храме, Господь после сего уже не был в храме, и не увидите милостиво призывающим вас, милосердым избавителем вашим, а, наоборот, увидите, послераспятия, своим грозным судиею. Доколе не воскликните (дондеже речете): благословен и пр. «Здесь Господь говорит Иудеям о будущем дне своего второго пришествия, давая разуметь, что они тогда невольно поклонятся Ему» (Злат.), пожелают воскликнуть: благословен грядый, но уже будет поздно. Можно понимать эти слова и таким образом, что и при разрушении Иерусалима, не малое число Иудеев, видя в сем гнев Божий за отвержение Мессии, невольно обратится к Нему с верою и будет благословлять Его в душах своих (Мих.). Так закончил Господь Свою грозную речь против врагов Своих Иудеев, и вышел из храма (ст. 1, 24 гл.). Господь оставил нераскаянных и ожесточенных Иудеев; так оставляет Он и всякого, если видит в нем подобное же упорство и нераскаянность, не смотря на то, что Он всячески призывал его к покаянию к исправлению, и гибнет человек тот подобно погибшим Иудеям.