Источник

Беседа 16 на псалом 4757

Пс.47:1–3. Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй (день) недели. Велик Господь и славен весьма в городе Бога нашего, на горе Его святой, Благоустроенной, радости всей земли.58

Псалом 47-й есть пророческая песнь Господу от лица возвратившихся из Вавилонского плена иудеев. В каком смысле назван здесь город – Божиим, и гора – святою? «Благоукореняя» радости всей земли. – Говоря о Сионских горах, почему пророк упоминает о севере словами: «северные стороны» – Что значит: «Восприняли мы, Боже, милость Твою» (Пс.47:10)? – Слава див­ных дел Божиих, совершаемых ради божествен­ной «правды»; призыв к веселию, изысканиям и веч­ному помятованию о Боге и Его непрестанном промышлении.

1. И здесь пророк изображает прекращение войн и изба­вление от борьбы. Иудеи, возвратившись из земли Вавилонской, избавившись от продолжительного плена, получив опять оте­ческую землю и избежав многих войн, в благодарность за все эти блага воспевают Виновнику их песнь и говорят: «Велик Господь и славен весьма». «Велик», а как велик, не говорит пророк, потому что этого никто не знает, – почему и прибавляет: «и славен весьма». Величию Его нет предела. Смысл этих слов следующий: должно прославлять и величать Его одного, и при­том выше всякой меры, прославлять как за беспредельное и непостижимое величие существа Его, так и за чрезвычайные благодеяния Его к нам. Он и хотел, и имел силу сделать, что хотел. «В городе Бога нашего, на горе Его святой». Что гово­ришь ты? Здесь заключаешь славу Его, великого и хвального, в этом городе и в этой горе? Нет, не то говорю я, отве­чает пророк, но то, что мы прежде других познали Его. Или это он выражает словами: «в городе Бога нашего», или желает показать, что в нем явилась слава и величие Божие посред­ством бывших здесь чудес, когда тех, которые были пле­нены, рассеяны, унижены, содержимы в стране врагов, как во гробе, он внезапно возвеличил так, что они преодолели своих притеснителей, достигли прежнего благосостояния и на­следовали отечество в древнем виде. Хотя величие Его, гово­рит, возвещают и видимые твари, но так как многие люди издревле неразумны, то Он внушает познание о Себе и посредством врагов и победы, часто воздвигая чудные трофеи, из­меняя обстоятельства к лучшему и совершая такие чудеса сверх всякого чаяния и надежды. А Божиим пророк называет этот город не в том смысле, будто прочие города лишены Промысла но, выражая, что иудеи имели некоторое преимущество пред другими в познании Его. Тогда как другие города могли быть названы Божиими только в отношении сотворения, этот был таков и по особенной близости к Богу, и потому, что все чу­деса были совершены здесь. Итак, тогда этот город назывался Божиим; а ныне все мы называемся Божиими. «Те, которые Христовы, говорит апостол, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) Видишь ли силу добродетели? И гора названа Божиею потому, что на ней совершалось служение Богу. «Благоустроенной (в славянском тексте – «благокоренным»), радости всей земли». Эти слова весьма неясны; поэтому нужно быть внимательным. Читающий их поверхностно приходит в великое недоумение, а тщательно вникающий в них увидит последовательность и точную связь мыслей. Смысл этих слов следующий: «велик Господь и славен весьма в городе Бога нашего, на горе Его святой, благоустроенной, радости всей земли», т.е. хорошо укореняя, хорошо утверждая, хорошо укрепляя его на радость и веселие всей вселенной. То же выра­зил и другой переводчик, сказав: «предопределенным просве­щением всей земли», т.е. сделал его просвещением и утехою всей вселенной. Отсюда – источник благочестия, корни и начала богопознания. Так, Господь укоренил его и крепко утвердил на украшение всей вселенной, на радость и веселие всей земли, Иерусалим был тогда училищем земли, и хотевшие получить радость, украситься и просветиться здесь, научались нужному. Вот почему пророк, выражая это, и не сказал: укореняя, но: «благокоренный». Впрочем, если желаешь принимать эти слова и в переносном смысле, то увидишь истину их на делах. Действительно оттуда произошло утешение для всей вселенной, оттуда радость и веселие, оттуда источники любомудрия, там распят Христос, оттуда вышли апостолы: «от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» (Мих.4:2). И эта радость имеет корни бессмертные. «Горы Сионские, северные стороны, город Царя Великого!». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «горы Сионские, бедра северова». В еврейском: «гора Сион, на северной стране» (ар Сион иерхеи сафун). Почему, скажи мне, пророк упоминает теперь о севере и описывает нам местоположение? Потому, что отсюда часто воздвигались войны на иудеев, от нашествия варваров, и про­роки часто говорят об этом, называя войну северной и описывая «поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера» (Иер.1:13). На севере в отношении к Палестине лежит страна персов. Удивляясь быв­шему, пророк прибавил это, желая выразить: Ты сделал Палестину непобедимою с той стороны, откуда она постоянно терпела нападения. Как если бы кто-нибудь сказал о теле: ты сделал слабую часть его самой крепкою, так точно и про­рок выражает ту же мысль: откуда вопли и слезы, откуда при­чины бедствий – те части исполнились удовольствия и благоден­ствия; откуда угрозы, ужасы и опасности – оттуда радость и ве­селие, и никто уже не боится той северной страны мира, никто не опасается, никто не имеет подозрения, но все радуются, потому что Ты укоренил ее в радости. «Бог в жилищах его ведом, когда защищает его» (Пс.47:4). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «познан». Третий (Симмах): «Бог в царских чертогах его будет познан в крепости». Четвертый (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «Бог в тягостях его познан в избавлении его».

2. Пророк возвещает достоинство, славу, венец этого города словами: «город Царя Великого». Потом, показывая, почему он есть «город Царя Великого», прибавляет: «Бог в жилищах его ведом, когда защищает его», Который являет великое о нем промышление, спа­сает его всего со всех сторон, печется о нем не только в совокупности, но и о каждом доме его промышляет. Нам Он известен и без этого, но врагам Он показал силу Свою и таким образом. Так, когда на Езекию напали толпы варваров и окружили весь город, как бы сетью, то отступили от него, оставив после себя множество мертвых (4Цар.19). Многие и другие враги приступали к нему и удалялись с бесчестием. Все это, говорит пророк, совершено промыслом Божиим и сделало этот город славным, и он сталь велик, не потому, что славен, но потому, что прославился таким образом. «Ибо вот, цари земли собрались, сошлись вместе» (Пс.47:5). Другой пере­водчик (Симмах) говорит: «вот цари соединились строем». «Они, видя сие, удивились, смутились, поколебались. Трепет объял их: там (постигли их) болезни как бы рождающей» (Пс.47:6–7). «Ветром бурным». Другой (Симмах): «ветром сильным». Третий (Акила): «ветром жгучим». «Ты сокрушишь корабли Фарсийские» (Пс.47:8). Другой (Симмах): «разрушишь». В еврейском сказано: «фарсис». Он описывает здесь войну тяжкую и поднявшуюся со всех сторон, а потому и славнейшую победу, Сказав, что Господь защищает этот город и оказывает великое о нем про­мышление, теперь объясняет, как Он защищал его. Когда на­пали на него, говорит, многочисленные народы, – их разумеет он под множеством «царей», – и не просто напали, но «собрались, сошлись», тогда произошли такие дела, что сами они, удивившись чудесам, отступили. Война приняла такой оборот, что они сами, пришедши в изумление и страх, рассеялись и с великим рас­стройством обратились назад, испугавшись многие немногих, собранные вместе несобранных, и были в положении нисколько не лучше жены рождающей. Отсюда видно, что война происходила не по устроению человеческому, но Бог был распорядителем борьбы, не только приводя в смятение мысли врагов, но и потрясая сердца их, повергая их в болезни рождения и производя в них невыразимый страх. И случилось то же, как если бы со­брался большой флот, и бурный ветер поднявшись сокрушил все корабли, потопил суда, и привел все внезапно в великое смятение. Этим примером, кажется мне, пророк выражает легкость победы и чрезвычайность смятения. И те, которые вла­дели флотом и пришли из отдаленной и чужой страны, погибли все от гнева Божия, как бы от бурного ветра. Поэтому он означил и место, откуда они пришли, прибавив: «Фарсийские». То же выражено и в еврейском этим словом, которое мы привели для вас в чтении текста. Таким образом, или это можно разуметь, или то, что я прежде сказал. т.е.: как бур­ный ветер, поднявшись, часто сокрушал корабли фарсийские, так точно Бог рассеял эти толпы. «Как мы слышали, так и видели в городе Господа сил, в городе Бога нашего: Бог основал его на век» (Пс.47:9). Видишь ли, как он объясняет вышесказанное выражение: благоукореняя? Не сказал: благоукоренив, но: благоукореняя, т.е. постоянно промышляя, постоянно заботясь, постоянно ограждая. Сказав о том, что случилось в его время, он обращается к древним событиям и показывает, что первое согласно с по­следним. О чем, говорит, мы слышали на словах, то видели и в делах, т.е. победы, трофеи, Божие промышление, дивные чудеса. Господь никогда не переставал совершать их. Ему свойственно и избавлять от опасностей, и руководить к бого­познанию. Не напрасно пророк напомнил и о случившемся за долгое время. Нужно было научить и древними событиями, и новыми делами, чтобы грубейшие из слушателей от настоящего научались верить и давно бывшему, получали двоякую пользу и, таким образом, слух заменял бы у них зрение. «Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего» (Пс.47:10). Другой переводчик (Симмах) говорит: «мы признали Боже, милость твою среди людей твоих» (eicásamen). В еврейском: «в храме твоем исповедали (ихалах деммину)». «Как имя Твое, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли: правдою наполнена десница Твоя» (Пс.47:11).

3. Сказав: «как мы слышали, так и видели», пророк говорит далее, что он слышал и что видел. Что же он слышал и что видел? То, что благодать Божия делает город крепким и непоколебимым; она – его основание и сила; она делает его неприступным, не человеческая помощь и содей­ствие, не сила оружия, не башни и стены, а что? Бог хранит его. Иудеев особенно нужно было учить этому, почему пророк часто и внушает им это. «Восприняли мы, Боже, милость Твою среди народа Твоего». Что значит: «восприняли»?

Надеялись, ожидали, и познали человеколюбие Твое. Сказав, что Господь укоренил город, осно­вал и оградил, и желая показать, что это попечение бывает не по достоинству получающих, а по благости Дающего, и вме­сте желая смирить гордость их, он как бы так говорит: все это дела Твоей милости, Твоей славы, Твоей благости. По­этому и прибавляет: «как имя Твое, Боже, так и хвала Тебе, – до концов земли: правдою наполнена десница Твоя». «Хвала Тебе», говорит, совершает дела столь великие и дивные, столь высокие и славные. Не по мере и до­стоинству получающих благодеяния Ты оказываешь попечение, а по Своему величию. «Хвала», т.е. благая весть о делах сделала их известными. Хотя они совершались в Палестине но, по величию и важности своей, достигли последних пределов все­ленной, и живущие далеко узнавали все. Так, о бывшем в Египте иерихонская блудница знала точнее присутствовавших при этом (Нав.2:10); случившееся в Палестине рассказывали жившие в стране персидской; о происходившем в самой Персии знали жившие на крайних пределах земли. Для этого царь и отправил послания по всей вселенной, возвещавшие о случившемся в пещи вавилонской (Дан.3:98). Поэтому про­рок, сказав: «хвала Тебе, – до концов земли, присовокупил: правдою наполнена десница Твоя». Как он обыкновенно поступает, восходя от бывающего у людей к тому, что свойственно су­ществу Божию, так поступает и в настоящем месте: не по­тому, чтобы можно было разуметь в Боге что-нибудь прибывающее или убывающее, – да не будет, – но потому, что слово и язык человеческий слабы, и потому нужно соединять с словом богоприличную мысль.

Итак, говоря здесь о принадлежностях естества Божия, он выражает то, что существенно свойственно Богу. Что же такое? «Правдою наполнена», говорит, «десница Твоя»; показывают, что случившееся было следствием не достоинства облагодетельство­ванных, но существенного свойства Божия, потому что самое существо Его радуется правде, утешается человеколюбием. Это Его дело, Его обычай; потому они и получали такие благодеяния. Как огню свойственно согревать и солнцу светить, так и Богу свойственно благотворить, и даже не так, а гораздо более. По­тому пророк говорит: «правдою наполнена десница Твоя», выражая щедрость, свойственную существу Божию. «Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дочери Иудеи, ради судеб Твоих, Господи!» (Пс.47:12). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «о судах твоих». «Обойдите Сион и обоймите его». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и окружите». «Возвестите в башнях Его» (Пс.47:13) Другой (Симмах): «исчислите столпы его». Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «восхвалите». «Обратите сердца ваши к укреплению его». Другой (Симмах): «в ограду». Третий (Акила): «благосостояние». «И рассмотрите дома его». Другой (Симмах): «измерьте царские чертоги его». «Чтобы возвестить иному роду» (Пс.47:14). Другой (Симмах): «роду последующему». «Ибо сей есть Бог наш во век и в век века. Он упасет нас во веки» (Пс.47:15). Нам не нужно объяснять, для чего пророк заповедует все это, – обойти город, исчислить столпы, обратить внимание на здания, рассмотреть его красоту, определить его ограды и стены, измерить дома и дворцы; слово его ясны сами по себе. Сказав это, он тотчас присовокупил и причину. Какую? «Чтобы возвестить иному роду». Смысл слов его следующий: исполнитесь удовольствия, возрадуйтесь, возвеселитесь, но не просто и как случится, а тщательно изучив крепость города. Когда он сделался развалинами, был разрушен до основания, и самое место его почти исчезло, так что предки наши уже отчаялись в его исправлении и говорили: «иссохли кости наши, мы умираем, погибаем, все погибаем» (Иез.37:11; Чис.17:12), и не надеялись возвратить его, тогда и получили его опять, и притом не таким, каким оставили, а гораздо луч­шим, красивейшим, славнейшим, большим, богатейшим, крепчайшим, обширнейшим и по зданиям, и по торговле, и по силе, и по обилию богатства. «Слава, говорит пророк, сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Итак, он увеще­вает народ и как бы так говорит ему: вот этот самый город, который был в отчаянном положении, без надежды, и обратился в развалины, как опять достиг блистательней­шего состояния? Посмотрите на все это, на его здания, блеск, красоту, и познав отсюда могущество Божие, как Бог возве­личил его из отчаянного состояния, возвестите потомкам ва­шим о силе Божией, о постоянном Его промышлении, о том, что Он всегда печется о нас, защищает, и пасет нас. Такие повествования послужат и для потомков предметом великого любомудрия, уроком ревностнейшего богопознания и побуждением к добродетели. Для того пророк и заповедует обойти город, чтобы они могли быть опытными учителями потомков своих.

4. Так и мы, всегда и постоянно созерцая его, будем иметь в уме город наш Иерусалим, будем непрестанно представлять красоты этого города, который есть столица Царя веков, в котором обитают духи праведных, сонмы патриар­хов, апостолов и всех святых, где все постоянное, а не преходящее, где красоты нетленные и невиданные, составляющие наследие только тех, которые совершенно забыли о тленных и временных житейских попечениях, т.е. о богатстве, роскоши и пагубных удовольствиях диавола. Будем же каждый день преуспевать в братолюбии и дружелюбии к нуждающимся, в любви к ближним и сердечном прощении оскорбляющими нас, чтобы таким образом, проведши жизнь хорошо и бого­угодно, мы могли сделаться, наследниками небесного царства во Христе Господе нашем, Которому слава и держава, с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

57

Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»

58

Другой переводчик говорит (Акила): «хорошим произрастением, утехою всей земли». Третий (Симмах): «от начала предопределенным просвещением всей земли».


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596.

Комментарии для сайта Cackle