Источник

Изъяснение псалма 12-го.

Пс.12:1. Начальнику хора. Псалом Давида.

«В конец, псалом Давиду». И сей псалом изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде греха Давидова, и потому Давид говорил тогда с великим дерзновением; а востание Авессаломово было после греха, потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием.

Пс.12:2. Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня?

«Доколе, Господи, забудеши мя до конца?» Замедление в помощи Пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, то есть, не лишать совершенно Божественнаго промышления. «Доколе отвращаеши лице Твое от Мене Пророк изречение сие употребил, взяв образ с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное; почему чрез несколько слов говорит: «призри на меня и помилуй меня». Под именем лица разумеет он не лице, и под словом отвращение – не отвращение, но опять заимствует образ речи от свойственнаго человеку.

Пс.12:3. Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

«Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» День и ночь провожу в беспокойстве, так и иначе обращая помыслы; то надеюсь удостоиться человеколюбия, то сомневаюсь, сподоблюсь ли онаго, а иногда и теряю благия надежды.

«Доколе вознесется враг мой на мя?» И нам, боримым от диавола, прилично говорить сие и всегда взывать о Божественном споборничестве; потому что и божественный Давид скорбел, видя преодолевающих врагов.

Пс.12:4. Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным.

«Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть». В этой ночи бедствий, как некиим сном, одержим я малодушием. Но если явится свет Твоей помощи; то разсеет ночь бедствий, прекратит сон малодушия. Если же замедлишь помощию; то боюсь, чтобы сон не превратился в смерть, когда печаль пересилит помыслы.

Пс.12:5. да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.

«Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся». Не сделай меня посмешищем для неприязненных мне; потому что это для меня горестнее всех горестей.

Пс.12:7. Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, [и буду петь имени Господа Всевышнего].

«Аз же на милость Твою уповах». И отсюда явствует, что псалом сей изрек Давид по совершении греха; потому что надеется не на правду, а на милость, и говорит, что на нее возлагает упование.

«Возрадуется сердце мое о спасении Твоем». Хотя и теперь имею надежду на милость, но, только получив спасение, и от малодушия освобожусь, и с полною радостию буду совершать песнопение. Ибо сие и присовокупил Давид:

«Воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго». Хотя и не познаю неизреченнаго естества, но для меня достаточно имени Твоего, чтобы покланяться и песнословить и испрашивать всякой праведной помощи. Ибо верую, что получу оную, призывая и единое имя Твое.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle