Источник

Глава 3

1Сол.3:1. И по­тому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни.

1Сол.3:2. И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей.

1Сол.3:3. Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

«Темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини, и послахом Тимофея брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове, утвердити вас и утешити о вере вашей, яко ни единому смущатися в скорбех сих». Поскольку встретили мы препятствие идти к вам, то послали Тимофея, который есть брат наш и которому вверено Божественное Евангелие. Послали же его не другое предложить вам учение, но утвердить вас в учении прежнем и утешить вас, чтобы мужественно переносили козни сопротивных, не колебались и не отступали от прежней своей решительности. При сем заметить должно, что того, кому вверено Христово Евангелие, Апостол назвал «служителем Божиим», научая сим, что Сына признает не меньшим Отца.

«Сами бо весте, яко на сие истое лежим». Сие изначала предвозвестил нам Владыка Христос. Почему не новое что-либо терпим, но что Он предрек: «Се,… посылаю вас яко овцы посреде волков» (Мф. 10, 16); и: «блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное», и многое сему подобное.

1Сол.3:4. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

«Ибо егда у вас бехом, предрекохом вам, яко имамы скорбети, еже и бысть, и весте». Предсказанное засвидетельствовано тем, что действительно с нами было.

1Сол.3:5. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

«Сего ради и аз ктому не терпя, послах разумети веру вашу, да не како искусил вы искушаяй, и вотще будет труд наш». Посему-то, так как не мог переносить более чрезмерно озабочивающей меня мысли, послал я, желая дознать, не приключилось ли вам какого вреда от искушений и не потерян ли труд, какой для вас мы потерпели. Так показав предшествовавшую свою заботу, извещает и о радости, какую ощутил он от добрых вестей, принесенных досточудным Тимофеем.

1Сол.3:6. Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас.

1Сол.3:7. То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры.

«Ныне же пришедшу Тимофею к нам от вас и благовестившу нам веру вашу и любовь, и яко имате память о нас благу, всегда желающе нас видети, якоже и мы вас: сего ради утешихомся, братие, о вас, во всяцей скорби и нужде нашей, вашею верою». Апостол выставил три достойные любви черты: веру, любовь и памятование об учителе. Вера же дает видеть твердость благочестия, а любовь – деятельную добродетель; памятование об учителе и любовь к нему свидетельствуют о привязанности к учению. Сие-то, говорит Апостол, соделало нас благодушными, и забыли мы наносимые нам скорби, какие потерпели ради вашей веры, то есть за то, что проповедуем вам.

1Сол.3:8. ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

«Яко мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе». Вашу твердость признаем для себя жизнию.

1Сол.3:9. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим.

1Сол.3:10. Ночь и день все усердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

«Кое бо благодарение Богу можем воздати о вас, о всяцей радости, еюже радуемся вас ради пред Богом нашим. Нощь и день преизлиха молящеся видети лице ваше и совершити лишение веры вашея?». Великость веселия препобеждает песнопение уст, ибо не в силах мы вознести Богу песнь, равносильную радости, какая доставлена нам вами. И ночь и день умоляем Владыку доставить нам возможность увидеть вас и укрепить и преподать приличное учение. Сие-то означают слова: «совершити лишение веры вашея», то есть выполнить недостаточное. Но сию пользу доставляет им и писаниями. Начинает же молитвою.

1Сол.3:11. Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

«Сам же Бог и Отец наш, и Господь наш Иисус Христос да исправит путь наш к вам», то есть да исполнит наше желание и уничтожит встречающиеся затруднения. И сие научает равенству Отца и Сына. Ибо Апостол употребил не предлог διά, но союз καί! (и), давая сим знать, что Отец и Сын домостроительствуют одно и то же, как одно и то же созидают. А что Домостроительство одно, свидетельствует о сем и присовокупляемое. Ибо Апостол, оставив лицо Бога и Отца, упоминает об едином Сыне и говорит:

1Сол.3:12. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам.

1Сол.3:13. Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

«Вас же Господь да умножит и да избыточествит любовию друг ко другу и ко всем, якоже и мы к вам, во еже утвердити сердца ваша непорочна в святыни, пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Преспеяние в любви божественный Апостол назвал исполнением всего закона. Посему молится, чтобы Господь восполнил их числом и соделал избыточествующими в любви, то есть приобретшими совершенную любовь, так чтобы им нимало не иметь в ней недостатка и оказывать оную не только друг другу, но и всем единоверным, где бы они ни находились. Ибо так и мы, говорит Апостол, будучи вдали от вас, расположены к вам, желая утвердить сердца ваши, чтобы свободными от всякого порока и ныне видимы вы были пред Богом всяческих и со всеми святыми сретили Владыку Христа.


Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И. Сидорова // Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 472-490.

Комментарии для сайта Cackle