Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Прочитал на днях беседы свт. Иоанна Златоуста о диаволе. Рекомендую к прочтению, поднимаются важные вопросы. Поделюсь кратко доводами святителя в пользу того, зачем сатана оставлен существовать в этом мире.
1. Сатана нужен для того, чтобы христиане побеждали его и удостаивались бы за это вечной награды от Бога. Его уничтожение не принесло бы пользы беспечным людям, но лишило бы противника для упражнения старательных духовных борцов. «Бдительным и внимательным (дьявол) не только нимало не вредит, но и приносит пользу, – не по своей воле, потому что она зла, но по мужеству тех людей, потому что они пользуются его злобою, как должно».
2. Беспечный и нерадивый человек и без сатаны падет в бездну греха. «Не дьявол причиняет вред людям, но собственная беспечность невнимательных везде подвергает их падению». Если даже органы тела от нашей беспечности могут стать поводом ко греху, то не уничтожит ли и их заодно?
3. Сатана поневоле делается причиной спасения некоторых людей, если умело обращаться с ним, как с ядовитой змеей. Так апостол Павел пользовался сатаной для спасения коринфского блудника (1Кор.5:5).
В заключение приведу слова святителя Иоанна о диаволе из другого цикла его бесед: «Господь сделал его прахом, попираемым ногами нашими, стоит нам только захотеть. Взгляни теперь – какое нам посмешище, какое унижение – того, кого получили власть попирать, видеть нависающим над головами нашими? Если нам угодно – он велик, если мы захотим – делается малым: если мы блюдем себя и остаемся со своим Царем, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребенка; а если мы отступим от Царя Нашего, то тот, обнаружив нас лишенными этой великой защиты, сильно раздувается и рычит, скрежещет зубами» (Беседы на послание к Филиппийцам, 6).
1. Сатана нужен для того, чтобы христиане побеждали его и удостаивались бы за это вечной награды от Бога. Его уничтожение не принесло бы пользы беспечным людям, но лишило бы противника для упражнения старательных духовных борцов. «Бдительным и внимательным (дьявол) не только нимало не вредит, но и приносит пользу, – не по своей воле, потому что она зла, но по мужеству тех людей, потому что они пользуются его злобою, как должно».
2. Беспечный и нерадивый человек и без сатаны падет в бездну греха. «Не дьявол причиняет вред людям, но собственная беспечность невнимательных везде подвергает их падению». Если даже органы тела от нашей беспечности могут стать поводом ко греху, то не уничтожит ли и их заодно?
3. Сатана поневоле делается причиной спасения некоторых людей, если умело обращаться с ним, как с ядовитой змеей. Так апостол Павел пользовался сатаной для спасения коринфского блудника (1Кор.5:5).
В заключение приведу слова святителя Иоанна о диаволе из другого цикла его бесед: «Господь сделал его прахом, попираемым ногами нашими, стоит нам только захотеть. Взгляни теперь – какое нам посмешище, какое унижение – того, кого получили власть попирать, видеть нависающим над головами нашими? Если нам угодно – он велик, если мы захотим – делается малым: если мы блюдем себя и остаемся со своим Царем, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребенка; а если мы отступим от Царя Нашего, то тот, обнаружив нас лишенными этой великой защиты, сильно раздувается и рычит, скрежещет зубами» (Беседы на послание к Филиппийцам, 6).