О Душе

Православный христианин
И видеть в этом учении некое подтверждение трихотомизма тело-душа-дух нет никакой возможности!
Простите, а где вы видели, что в вышеперечисленных ссылках говорится о?
подтверждении трихотомизма
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нам приходилось встречать людей, которые, восходя в умную сферу, свойственную человеку по естеству, поражались ее светозарным великолепием ( Силуан Афонский. из книги Софрония (Сахарова)) Думаете душа сама без духа будет сиять светозарным великолепием по естеству.
Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!
– «Что душа сия есть дух, ясно учат и святые Писания и сам Господь, когда сказал Он, что тело убивается людьми, а душу не могут они убить, потому что она — дух. Сим-то духом возмутися Иисус (Иоан. 13, 21). Сего-то духа разлучение с телом совершилось на кресте. Так умерло тело и произошло его разрешение; а Бог-Слово непреложно был и в теле, и в душе...» (Афанасий Великий. Т. 3. 1994, с. 358–359);

– «сама душа — это дух...» (Тертуллиан. 2004, с. 58);

– «душа есть дух, разумный и мыслящий» (Феодорит Кирский. 2000, с. 191);

– и по свт. Тихону Задонскому душа человеческая есть «дух от Бога созданный» (Тихон Задонский свт. Т. 3. 2003, с. 475).

Современный богослов о св. отцах: «И хотя они проводят различие между духом и душой, однако не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души... Под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух — это та же самая душа, только после своего благодатного обновления» (Давыденков. 2006, с. 211).
 
Крещён в Православии
Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!
– «Что душа сия есть дух, ясно учат и святые Писания и сам Господь, когда сказал Он, что тело убивается людьми, а душу не могут они убить, потому что она — дух. Сим-то духом возмутися Иисус (Иоан. 13, 21). Сего-то духа разлучение с телом совершилось на кресте. Так умерло тело и произошло его разрешение; а Бог-Слово непреложно был и в теле, и в душе...» (Афанасий Великий. Т. 3. 1994, с. 358–359);

– «сама душа — это дух...» (Тертуллиан. 2004, с. 58);

– «душа есть дух, разумный и мыслящий» (Феодорит Кирский. 2000, с. 191);

– и по свт. Тихону Задонскому душа человеческая есть «дух от Бога созданный» (Тихон Задонский свт. Т. 3. 2003, с. 475).

Современный богослов о св. отцах: «И хотя они проводят различие между духом и душой, однако не рассматривают дух как самостоятельную, отличную от души субстанцию. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души... Под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух — это та же самая душа, только после своего благодатного обновления» (Давыденков. 2006, с. 211).
Дух это чистейшая часть души, где-то встречалось у богословов некоторые по ошибке его принимали за Бога. Проявление духа это совесть, жажда Бога.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
О Душе
Но тогда это говорит о том, что Творец «не уверен» в своём же творении, а это исключено, ведь всё созданное Богом совершенно!
Ошибка заключается Ваша в том что Вы называете созданное Богом совершенным, но это не так. Совершенным является только Бог.
Творение же как указано в Бытии:"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой."

Следовательно каждый человек должен пройти испытания, насколько он любит Творца и Его творение:"Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Евангелие от Иоанна глава 21.

Что касается пребывания души, то не сказано ли разбойнику Самим Христом:"

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю."Евангелие оти Луки.
Думаю однако что после смерти все души в руках Божиих и их жизнь и пребывание зависят от Бога. Рай для души когда в ней находится и действует Святой Дух.

В Откровении святого апостола Иоанна Богослова сказано:"
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет."

Насколько мой худой ум понимает, то мученники и очень достойные христиане имеют тело духовное, и уже сейчас живут со Христом, другие же души не имеют таких заслуг и возможно будут помилованы в разной степени милости на Страшном Суде.

Тоесть те праведники в душах которых Святой Дух пребывает изобильно имеют царственную власть над этим миром, и именно поэтому мы просим Пресвятую Богородицу и святых о исправлениии нашего духовного ума.

Остальные души не царствуют, тоесть как бы не ожили, не имеют таковых возможностей. Вспоминается богач из притчи:" И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем."

Но лучше читать святых отцов, а то я тут с три короба наговорил, но надеюсь что не перешёл черты дозволенного.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так в том все и дело, что нет никакой "души без духа"! Сама душа по своей ПРИРОДЕ есть дух!
Смотря , что Вы вкладываете в это понятие «дух» ? Душа человека , все же творение Бога, как и тело. Природа души - духовная, может быть в этом и есть смысл. Но и в другом смысле, что души нет без духа, есть уточнения:. Какого духа? На предложения апостолов спалить селение, которое их не приняло, Иисус сказал: « вы не того духа!»
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Смотря , что Вы вкладываете в это понятие «дух» ? Душа человека , все же творение Бога, как и тело. Природа души - духовная, может быть в этом и есть смысл. Но и в другом смысле, что души нет без духа, есть уточнения:. Какого духа? На предложения апостолов спалить селение, которое их не приняло, Иисус сказал: « вы не того духа!»
Полностью согласен!
Об этом писал еще преп. Иоанн Дамаскин: «Дух понимается многоразличным образом. [Ибо этим именем называется и] Святый Дух. Называются же духами и силы Духа Святого. Дух — также и добрый Ангел; дух — демон; дух — и душа; иногда же называется духом и ум» (Иоанн Дамаскин. 1992, с. 41).
Понятно, что из всех перечисленных вариантов, в собственно антропологическом смысле дух понимается только двояко — либо как душа, либо как ум.
 
Крещён в Православии
Полностью согласен!
Об этом писал еще преп. Иоанн Дамаскин: «Дух понимается многоразличным образом. [Ибо этим именем называется и] Святый Дух. Называются же духами и силы Духа Святого. Дух — также и добрый Ангел; дух — демон; дух — и душа; иногда же называется духом и ум» (Иоанн Дамаскин. 1992, с. 41).
Понятно, что из всех перечисленных вариантов, в собственно антропологическом смысле дух понимается только двояко — либо как душа, либо как ум.
Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным? Или троичность нам задана как и обожение, может это взаимосвязано?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным? Или троичность нам задана как и обожение, может это взаимосвязано?
Очень часто и совершенно неверно эту библейскую фразу понимают процесуально: сначала одно, потом - второе. Отсюда и появляются разные странные идеи, близкие эволюционизму - что сначала человек был таким, потом Бог его сделал другим.
Это совершенно неверно! По смыслу библейского повествования и по толкованию св. отцов это происходит одновременно: поскольку Божественное вдуновение и есть человеческое творение!
И кстати, важный момент: в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной!
 
Под МКС
Православный христианин
Вдунул дух жизни и стал человек душою живою...а до этого был животным?
Если творение человека было не одномоментным - то да, был животным. Мне более понятен и нравится тезис, что Бог вдунул "дыхание жизни". Т.е. способность к жертвенности, к самопожертвованию, причем Он не определил в какую сторону она должна быть направлена.
 
Православный христианин
в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной
Мне кажется, у прп. Каллиста Ангеликуда несколько иное мнение по этому вопросу. Бог вдохнул в человека именно Дух (или дух, благодать Духа, особый способ Его присутствия в человеке, тропос), Который и стал для него душой для души, "душою живою".
----------------------------
"[2] О духовном даре
16. Зри благодати неизменного и дары неодолимого Бога и радуйся с истинным изумлением о Господе, размышляя о том, что Бог творит в том первозданном Адаме, и, следовательно, насколько более высокие [вещи Он творит] в нас. Он вдохнул в Адама дыхание жизни, [то есть] благодать животворящего Духа, и так Адам стал совершенным человеком: он стал «душою живою», а не просто «душою». Ибо Дух Божий не есть душа человека, но [становится] «живой душою» духовно. Таким образом, животворящий Святой Дух Божий поистине становится душой для души, живущей так, как и должно жить разумной и боговидной душе" (прп Каллист Ангеликуд. "Главы о Рае").
-----------------------------
 
Православный христианин
Самое интересное ,как мне кажется, заключается в том ,что мы о душе говорим отстраненно. А ведь душа живая это каждый из нас . Вывод - мы не знаем себя. Но и говорить о себе тоже нельзя. Что же делать , исходя из темы?
 
Православный христианин
в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной
Действительно, некоторые ранние отцы толковали этот вопрос в том смысле, о котором Вы говорите. Но потом отцы оставили такое толкование. Об этом прямо говорит прп. Серафим в "Беседе с Мотовиловым".
---------------------------
"Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной,-что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную".
-------------------------------
 
Православный христианин
+++из другого обсуждения

Сотворение Адама вопрос не (только) богословский, но и аскетический, и его повреждение может вызвать и повреждение аскетики. Вы спросите, каким это образом вопрос о сотворении Адама напрямую касается аскетики? Ответ. Тот же самый Дух, который сходит на Адама при творении, сходит и при рождении всякого человека от Духа, восстанавливая в нем первозданное Адамово состояние, и это отнюдь не душа с духом, а благодать.

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд).

Вот почему при решении этого вопроса надо доверять великим отцам-созерцателям, прпп. Серафиму и Каллисту. Они воочию созерцали схождение Духа на родившихся от Него, а значит и созерцали схождение Духа на Адама, потому что это одно и то же (при разном тропосе) схождение. И не наблюдали при этом никакого схождения души. Вот потому и нам нужно, вслед за ними, со всей определенностью утверждать, что никакого схождения души при сотворении Адама и рождении подвижника от Духа не происходит. Иначе это грозит нам тем, что и с нами рождение от Духа — за неправильную веру в этом вопросе — не произойдет.
 
Православный христианин
Очень часто и совершенно неверно эту библейскую фразу понимают процесуально: сначала одно, потом - второе. Отсюда и появляются разные странные идеи, близкие эволюционизму - что сначала человек был таким, потом Бог его сделал другим.
Это совершенно неверно! По смыслу библейского повествования и по толкованию св. отцов это происходит одновременно: поскольку Божественное вдуновение и есть человеческое творение!
И кстати, важный момент: в настоящее время часто пишут, что Бог вдохнул в человека дух, что совершенно неверно! По св. отцам Бог вдохнул в человека душу, которая является духовной!
***«Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого. Возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим».
Серафим Саровский

***Хотя Бог сотворил человека из земли, а служителями Своими пламенеющий огонь (Евр. 1:7), но все-таки в людях есть способность уразумевать и познавать своего Творца и Создателя. Ибо Он вдунул в лицо его, то есть вложил в человека нечто от собственной Своей благодати, чтобы человек подобным познавал подобное…
Василий Великий
 
Православный христианин
Ибо Он вдунул в лицо его, то есть вложил в человека нечто от собственной Своей благодати
Как выразился отец
нечто от собственной Своей благодати
то есть не полноту Духа вложил, а определенный способ Его присутствия (тропос), характерный не только для Адама, но и для апостолов (после дуновения Христова), и для всех рождающихся от Духа:
"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд).
 
Православный христианин
Как выразился отец

то есть не полноту Духа вложил, а определенный способ Его присутствия (тропос), характерный не только для Адама, но и для апостолов (после дуновения Христова), и для всех рождающихся от Духа:
Как можно вложить полноту бесконечного Духа?
 
Православный христианин
Как можно вложить полноту бесконечного Духа?
Речь идет о Пятидесятнице и ее отличии от других схождений Духа (на Адама и т . д.) Считается, что отличие в полноте схождения (вариант: ипостасное схождение, у свт. Николая Мефонского). Считается, что полнота схождениия -- это полнота вхождения подвижника во внутритрочную Жизнь. Подвижник при этом, оставаясь по природе конечным, становится бесконечным по благодати и может тем самым вместить полноту бесконечного Духа, полноту внутритроичной Жизни.
Рождение же от Духа и схождение на Адама не предусматривает пока еще такого вхождения, пока пройдя стадию созерцания, подвижник не достигнет стадии обожения.
Как-то так, наверно, если очень коротко и не очень строго.
 
Крещён в Православии
 
Православный христианин
Какой вы тугой однако... Ваше самоосознание : "я" есть, ни от чего не зависит, как бы вы не учились, как бы ни болели, как бы вас люди не гнобили или возвышали, ваше "я" , самоосознание, что вы есть и существуете ни как не изменится ... это приоритеты, характер и пр. атрибутика души(то что ваше) может поменяться, со самоосознание своего "я" никогда...надеюсь теперь вы поняли что имеется в виду...
Вот оно и есть вы, а не ваше...и оно не материально, чего не хотят признавать атеисты и пр. агностики...иначе оно бы менялось от состояния организма в результате хим. процессов...
Извините мой французский, но раз Вы утверждаете, что
ваше "я" , самоосознание, что вы есть и существуете ни как не изменится ... это приоритеты, характер и пр. атрибутика души(то что ваше) может поменяться, со самоосознание своего "я" никогда...
Тогда это Вы "тугой", а не я, так как Вы не меняетесь. А значит это стагнация и энтропия! Или Вы хотите сказать, что Ваши приоритеты были даны Вам от рождения? То есть, Вы за предопределённость бытия?
 
Сверху