Преподобный Са́вва Новый, иеромонах
Дни памяти
Житие
Краткое житие преподобного Саввы Нового
Святой Савва (мирское имя Василий) родился в 1862 году в селении Ираклица области Восточная Фракия. Его родители были бедными и простыми людьми. Звали их Константин и Смарагда.
С раннего детства Василия отличала глубокая вера и любовь к Церкви. Любимым его занятием было чтение житийной литературы, которое воспламенило его сердце желанием подвижнической жизни. Однако родители были категорически против того, чтобы сын ушёл в монастырь, и хотели сделать его лавочником. Несмотря на угрозы матери, юноша бежал из дома и пришёл в каливу Успения Пресвятой Богородицы в Афонском скиту святой праведной Анны.
Через двенадцать лет подвижнической жизни на Святой Горе Савва отправился паломником в Иерусалим и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. В 1894 игумен обители Калинник благословил его вернуться на Святую Гору Афон для совершенствования в писании икон и изучения византийской церковной музыки.
В 1897 году Савва вернулся в Иерусалим, где оставался вплоть до 1916 года. В этот период Святой подвизался на берегах Иордана. В 1903 году он был рукоположен во священника и в течение трёх лет служил при патриаршей школе Всечестного Креста в Иерусалиме. Затем святой вновь удалился в скит Хузивской обители, где проводил строгую подвижническую жизнь. Единственными его занятиями были молитва и иконопись. Ел он пшеничные зерна, размоченные в воде, не чаще одного раза в день, и отпивал немного воды из реки.
В 1916 году святой вернулся в Грецию. Два года провёл на острове Патмос, а затем несколько месяцев на Афоне. Когда Савва узнал, что митрополит Пентапольский Нектарий разыскивает его, он тотчас отправился на остров Эгина. При святом Нектарии он оставался два года (до его блаженной кончины). Общение с великим подвижником нашего времени, его терпение во время испытаний и болезней, смирение, отеческие советы и, наконец, сама его смерть, сопровождавшаяся многочисленными чудесами, – все это завершило духовное развитие святого Саввы.
После отпевания святителя Нектария преподобный Савва ушёл в затвор. Спустя сорок дней полного уединения он вышел из келлии, держа в руках первую икону святого Нектария, и повелел настоятельнице монастыря поместить её в храме для поклонения. После того, как она стала возражать и говорить, что святой Нектарий ещё не прославлен Церковью, преподобный Савва сказал: «Ты должна оказать послушание. Возьми икону, поставь её в храме и впредь не противься Воле Божией».
После смерти своего наставника святой Савва ещё несколько лет провёл на острове Эгина, в келье, расположенной неподалёку от монастыря Святой Троицы. Он собирал пожертвования для общины и преподавал иконопись и византийское пение монахиням.
Поскольку приток посетителей в обитель Святой Троицы мешал безмолвию и молитве, святой Савва переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос (1926). Подвижник построил маленькую келлию, расположенную чуть выше обители, в точности на том месте, которое предуказал основатель монастыря за несколько лет до того перед своей блаженной кончиной.
Большинство мужского населения Калимноса составляли ныряльщики. Чтобы прокормить свои семьи, они погружались на дно за морскими губками. Многие мужчины становились инвалидами или погибали в морской пучине. Их семьи жили в постоянном страхе потерять кормильца и остаться без средств к существованию.
За двадцать два года служения на острове святой Савва стал настоящим отцом для всех калимносцев. Даже сегодня, много лет спустя после его блаженной кончины, они называют своего заступника и покровителя «отец Савва». Он был их духовным отцом, к нему они приходили за помощью и утешением.
Многие старики помнят, как святой Савва раздавал милостыню, учил детей и просвещал народ. Они рассказывают, что чувствовали, как от батюшки исходил тонкий благоуханный аромат.
Особое попечение святой имел о вдовах, сиротах и бедняках. Сам же был очень воздержан в еде. Его пищу составляли несколько кусочков просфоры, которые он запивал небольшим количеством вина или розмариновым отваром. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, «не даром есть свой хлеб». Святой Савва уделял сну не более двух часов в день, причём спал, сидя на стуле. Оставшееся время он целиком посвящал служению Богу и своим ближним. Во время Второй мировой войны подвижник проводил целые ночи в молитвах за народ, а когда над монастырём пролетали вражеские самолёты, осенял их крестным знамением.
Ради своих братьев во Христе святой отказался от столь любимого им безмолвия. Он приходил всякий раз, когда бы его ни позвали, чтобы утешить людей во время испытаний и поделиться с ними пламенной любовью ко Христу. Преподобный принимал исповедь часами. Был строг к себе и снисходителен к другим. Единственное с чем он не мог примириться это богохульство и осуждение.
«Монах – это тот, кто страждет и оплакивает собственные грехи, не замечая чужих, который не осуждает и не гневается, но сносит терпеливо, с радостью любую обиду и презрительное отношение, чтобы сподобиться близости к Богу, Небесному Судье и Отцу всех», – писал в одной из своих немногочисленных записей святой Савва. И сам он стал образцом монашеского служения.
Во время богослужения Святой был полностью погружён в молитву. Когда он молился, вокруг распространялось неизреченное благоухание и наполняло церковь или келлию.
Преподобный Савва был нестяжателен. Он положил за правило не оставлять деньги на ночь под своим кровом и тотчас раздавал все пожертвования. Рабочим, которые трудились в его жилище, он предложил самим брать плату за свои труды из ящика, куда он складывал все деньги.
Перед самой кончиной святой Савва уединился на три дня в келлии. Выйдя из затвора, он дал последние наставления о любви ко Христу и соблюдении Его заповедей, а затем, внезапно укрепившись, всплеснул руками, и преставился со словами: «Господь, Господь, Господь, Господь!» Одна из присутствовавших при этом монахинь видела, как его душа вознеслась на небеса на золотом облаке при звуках райского пения (это случилось 25 марта 1948 г.).
Когда в 1957 году по благословению митрополита Калимноса Исидора открыли могилу преподобного Саввы, вокруг неё распространилось чудесное благоухание, наполнившее всё кругом, вплоть до окраин города. У гроба святого произошли многочисленные чудеса, которые с тех пор не прекращались.
Имя преп. Саввы Нового внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению святейшего патриарха Алексия II. Прославление преподобного совершено Константинопольской Православной Церковью в феврале 1992 г.
Память святого празднуется в пятое воскресенье Великого поста.
Полное житие преподобного Саввы Нового
Святой Савва родился в 1862 году в деревне Гераклица в Восточной Фракии. При крещении он получил имя Василиос. Помимо него у родителей была еще дочь - его младшая сестра. Дети посещали школу всего несколько лет. Времена были трудные, и когда Василиосу исполнилось двенадцать лет, отец открыл для него маленький магазинчик, чтобы мальчик мог работать и помогать семье.
Василиос рос и укреплялся в желании стать монахом, но родители не давали на это согласия. Тогда юноша тайком ушел на Афон.
На Афоне Василиоса приняли послушником в скит Праведной Анны. Несколько лет его учили писать иконы и петь, а в 1887 году он отправился в Иерусалим, поступил там в монастырь святого Георгия Хозевита и в 1890 году принял монашество. В 1894 году он снова поехал на Святую Гору, чтобы продолжить изучение иконописи, и в 1897 году вернулся в монастырь святого Георгия. В 1903 году был рукоположен в сан священника и провел год в Школе Православного Богословия в честь Святого Креста. С 1907 по 1916 год вел отшельническую жизнь на берегах реки Иордан, где построил себе две кельи. Кельи находились на такой высоте, что добраться до них можно было лишь с помощью веревочной лестницы. По сведениям его биографа Василиоса Папаниколау, он почти ничего у себя не имел, спал на полу, а пищей ему служила "одна ложка размоченной пшеницы в день и вода из реки Иордан". Даже если это фигуральное выражение, указывающее просто на строгое воздержание, но и понимаемое буквально, эта фраза свидетельствует о факте, не раз имевшем место в истории благодатного подвижничества.
В 1916 году отец Савва поехал на Афон (возможно, ему требовалось лечение), а возвратившись, обнаружил, что его келью кто-то разрушил. Палестина попала под протекторат Британии, и в связи со сменой правительства в стране царил беспорядок. Отец Савва почти сразу же вернулся в Грецию, где прожил два года на острове Патмос в монастыре святого Иоанна Богослова. Оттуда плавал на острова Парампола и Гидра в поисках места, где мог бы поселиться. Кажется, он еще раз побывал на Горе Афон, а потом очутился в Афинах, встречался со святителем Нектарием Эгинским. Святитель Нектарий попросил его приехать в монастырь Святой Троицы — учить сестер византийскому церковному пению и иконописи. Отец Савва прожил со святителем Нектарием около года, до самой смерти Старца, и, возможно, сам отпевал его. Те, кто знал святого Савву в те годы, говорили о нем как о человеке крайне сдержанном. Святитель Нектарий, обращаясь к нему, ласково называл его "святой Савиной" из-за его застенчивого, мягкого характера. После кончины святителя Нектария отец Савва еще шесть лет прожил в монастыре, а потом ушел оттуда в поисках более уединенной жизни.
Рассказывают два интересных случая из его жизни на Эгине. Первый произошел через несколько месяцев после смерти святителя Нектария. Однажды отец Савва попросил настоятельницу оставить его одного в келье на сорок дней. По прошествии шести недель он вышел с иконой святителя Нектария в руках и сказал, чтобы настоятельница положила эту икону в храме на аналой. Она с удивлением ответила, что владыка Нектарий еще не канонизирован и что, если она выполнит его просьбу, их могут наказать. Отец Савва на это ответил: "Вам следует проявлять послушание. Положите икону на аналой и не упорствуйте в исследовании воли Божией".
Второй случай имел место вскоре после кончины святителя Нектария. Одна из послушниц, простая молодая девушка, сильно скорбя о потере своего духовного отца, начала раскапывать его могилку, чтобы снова взглянуть на него. Сестры застали ее за этим занятием и, разгневанные, привели к отцу Савве. Отец Савва назначил ей строгое наказание за посягательство на могилу и в течение какого-то времени не допускал ее к Святому Причастию. Молодая послушница умоляла простить ее. Она говорила, что, раскапывая могилку, она не знала, что это грех. После того, как сестры вышли из кельи, отцу Савве явился святитель Нектарий и сказал: "Старче, прости ее. Она очень молода, она не знала, что это грех. Она не знала. Позволь ей причаститься в Великий Четверг. Позволь ей причаститься до Великого Четверга. Ты слышал, Старче? Будь снисходителен. Она не знала. Ты слышал? Спасибо".
Покинув Эгину, отец Савва перебрался на Калимнос и до конца жизни оставался там, если не считать кратких поездок в Афины. Сначала он пришел в монастырь Всех Святых, где незадолго до того скончался основатель и духовный отец Иерофей Курунис. Потом отец Савва посетил монастыри святой великомученицы Екатерины и святителя Николая в Хели (Хелионе), но ни в одном из них не нашел столь милого его душе уединения. В конце концов вернулся в монастырь Всех Святых, полагаясь, скорее всего, на собственную интуицию, подсказывавшую ему, что именно это место предназначено Богом для него. Как-то раз, в этот период, одной из стареньких монахинь приснился сон, в котором отец Иерофей показывал отцу Савве место, где он должен был поставить для себя келью. После своего возвращения отец Савва построил ее именно на этом месте. Сестры признали его духовный авторитет и не сомневались, что ему Богом суждено остаться с ними, поскольку отец Иерофей, лежа на смертном одре, предсказывал, что скоро к ним придет некто, превосходящий его самого в духовном отношении.
Отец Савва построил себе келью и иконную мастерскую, а к ним пристроил еще три комнаты - часовни в честь святого Саввы Освященного, святого Георгия Хозевита, и святого Иоанна Богослова, то есть собственного небесного покровителя и покровителей монастырей, в которых ему довелось подвизаться до того. Он годами пытался собрать сумму денег, достаточную для строительства храма Архангелов Михаила и Гавриила. Одна состоятельная посетительница монастыря как-то пообещала пожертвовать средства на строительство этого храма, но отец Савва почил до того, как пожертвование было сделано, и та женщина забыла о своем намерении дать денег на новый храм. Однако вскоре после своей кончины отец Савва явился ей у нее дома в Афинах и напомнил об обещании. Она пожертвовала сто двадцать килограмм золота, и храм был построен. При его освящении местный епископ настаивал на том, что храм нужно посвятить не Архангелам, а святителю Иоанну Златоусту. Сестры очень расстраивались по этому поводу, пока однажды ночью святитель Савва не явился настоятельнице Филофее, молившейся на его могилке. Она спросила его, что им теперь делать, и он ответил: "Ну, чадо, все хорошо и благословенно. Соглашайтесь, соглашайтесь, соглашайтесь", после чего трижды благословил храм и исчез.
Жизнь его в монастыре Всех Святых была простая: он исповедовал, служил литургию, помогал работникам в строительстве церкви. По словам его биографа, спал он ночью всего по несколько часов и помогал всем, кому мог помочь. На всем острове вряд ли нашелся бы сирота или вдова, которым он не оказал материальной помощи. Получая пожертвования, он строил на эти средства храмы или отдавал нуждающимся, считая, что грех монаху держать у себя в келье деньги после наступления ночи. Он мало говорил о самом себе, своем прошлом и своих отношения со святителем Нектарием, поэтому до нас дошло мало воспоминаний, услышанных из его собственных уст. Мы знаем, что в круг его чтения входило Евангелие, Псалтирь, Эвергетинос (собрание поучений отцов-пустынников) и "Лествица" преподобного Иоанна Лествичника. Из "Лествицы" он пересказал письменно девять основополагающих идей, назвав их "Определения безупречного монашеского поведения". Кроме этого краткого собрания заметок, до нас не дошло больше ничего из написанного им. Как и на Эгине, он продолжал писать иконы, многие из которых сейчас хранятся в этом монастыре.
Сейчас в живых осталась лишь одна монахиня, лично знавшая отца Савву. Это восьмидесятишестилетня сестра Феврония, которая уже не может ходить и проводит все дни за плетением крестиков из бисера. Как-то днем, сидя на краешке своей кровати, она поделилась со мной воспоминаниями о святом Савве: Когда я была маленькая, восьми или девяти лет, я часто видела отца Савву в городе, куда он ходил за покупками. Моя семья держала овощную и бакалейную лавку, и я, бывало, помогала ему донести свертки с покупками до монастыря. Однажды в ужасно жаркий день, еле-еле поднявшись по крутой пятикилометровой дороге к монастырю, мы оба взмокли и были в изнеможении от жары. Геронда [Старец], будучи монахом, никогда не купался, поэтому решил сменить мокрую от пота нижнюю рубашку, а мне велел пока посидеть во дворе под деревом. Он сходил в келью, сменил рубашку, а мокрую вынес и повесил сушиться на это дерево. Я сидела рядом и вдруг почувствовала, что пахнет миром. Я подумала: "Откуда такой запах?" и стала искать вокруг себя его источник. Наконец обнаружила: это была его мокрая рубашка. Она издавала сладкое, неземное благоухание, как мощи в храме.
Моя мать, Поликсения, была духовной дочерью отца Саввы. Однажды, придя в монастырь накануне одного из богородичных праздников, она сказала: "Приготовлю себе еду сегодня". (В праздник никто не должен выполнять никакой работы). Отец Савва ответил: "Тогда приготовим вместе". Он взял маленький брики (крошечный ковшик с длинной ручкой для прибавления кофе), налил в него чуть- чуть воды, положил туда немного рыбы и плеснул капельку масла. Он приготовил эту еду, держа ковшик над маленьким язычком пламени, и сказал: "Ну вот, и мой пир готов", и попросил мать никому не рассказывать, как он питается.
К отцу Савве на исповедь приходило великое множество людей. Он был очень добрым и смиренным. Все говорили, что он смиренный. На исповеди он относился ко всему с пониманием, но был очень строг в отношении осуждения, богохульства и проклятий. Однажды мать на исповеди рассказала ему, что проклинала своих детей. Святой Савва заставил ее стать на колени и в качестве наказания провести языком по земле.
У меня было шестеро братьев и сестер, и отец Савва хотел, чтобы мы ходили на исповедь каждую субботу. В те времена в Греции это было очень необычно, поскольку все тогда исповедовались один, самое большее два раза в год. Однажды мать решила заказать литургию, но когда попыталась дать Геронде за это денег, он не взял. Мои родители держали лавку, и он сказал: "Если что-то хотите пожертвовать, принесите миски и стаканы. Потом сюда придут еще сестры, и им понадобится посуда". Видите, он знал, как вырастет наш монастырь.
Отец Савва не любил связываться с деньгами и все, что ему давали, оставлял в ящике на столе. Когда шло строительство келий для монастыря, рабочие приходили к нему по субботам получить плату. Отец Савва махал рукой в сторону ящика и говорил: "Берите, сколько нужно". В обоих боках у него была грыжа — помогая рабочим строить кельи, он таскал тяжелые камни.
Во время Второй Мировой войны Калимнос оккупировали итальянские войска. Эти солдаты были вежливыми, хорошими людьми. Они относились к нам по-доброму и часто, видя, как мы карабкаемся к себе в гору с тяжелой ношей, помогали донести ее до обители. (Однажды, когда мне нужно было очень долго идти пешком, несколько солдат дали мне своего ослика. Я не умела ездить на осле, поскольку на острове из-за всеобщей бедности в те дни осликов почти ни у кого не было. Как только я на него села, так сразу и свалилась. Солдаты меня подняли и после этого шли рядом, поддерживая меня, чтобы я снова не упала.)
Несмотря на их доброту, греки боялись, как бы они не превратили наши церкви в католические храмы. Поэтому мы все свои церкви позакрывали, и лишь в полночь приходили служить литургию. Святой Савва тоже так служил. Только на Пасху все церкви были открыты.
Когда я была совсем маленькой, отец Савва сказал, что я стану монахиней. В возрасте восемнадцати лет я ушла в обитель святой Екатерины, где моим духовником был отец Киприан. С тех пор я отца Савву не видела.
Как-то, уже после смерти Геронды, когда настоятельницей у нас была матушка Филофея, здесь работал один плотник. В какой-то момент он отказался заканчивать работу, решив идти в монастырь святой Екатерины и начать какую-то работу там. Наша Старица, матушка Филофея, была от этого в большом расстройстве. И вот ночью этому плотнику приснился отец Савва и сказал: "Ты здесь работу не закончил. Ты не уйдешь в монастырь святой Екатерины, потому что я тебе здесь помогаю".
Отец Савва отошел ко Господу в день Благовещения (по старому стилю) 1948 года, то есть 7 апреля по новому стилю. Последние его наставления сестрам были: "...любовь ... это залог совершенства", а настоятельнице он сказал: "Любовь, любовь, любовь (Агапа, агапа, агапа)". Потом он шесть раз хлопнул в ладоши со словами "Господь, Господь, Господь..."
В 1957 году в присутствии митрополита острова Калимнос Исидора совершилось открытие мощей святого Саввы. Митрополит Исидор засвидетельствовал, что "кости его прекрасно соединены суставами, а облачение, как новое". Когда вскрыли гроб, вокруг разлилось божественное, неземное благоухание, которое достигло даже весьма отдаленных окраин города. В 1961 году иконописец скита Кавсокаливия на Горе Афон по просьбе настоятельницы Филофеи написал икону святого Саввы. Икона была доставлена паромом, и когда ее переносили с почты к зданию таможни, где ее встречали сестры, сам собой зазвонил монастырский колокол. Он звонил до тех пор, пока икону не принесли в обитель.
Чудеса после кончины святого Саввы
После смерти о. Саввы было столько чудес, что записывали их (даже на греческом языке) избирательно. Сами сестры рассказали мне несколько таких чудесных случаев.
Эту историю рассказал и удостоверил ее подлинность житель острова Калимнос Скивос Ригас, сам присутствовавший при этом событии. В 1957 году в компании молодых людей в городе Калимнос заговорили об отце Савве. Один из собравшихся, не веривший в его святость, сказал: "Если вот эта лампа сейчас разобьется — я поверю". В то же мгновение лампа развалилась на части.
В 1962 году Кула Зографике сообщила следующее: ее двухлетний сын проглотил гвоздь. Он кричал от боли, его рвало кровью.
Не зная, что делать, Кула стала горячо молиться святому Савве. Через несколько секунд ребенок начал тужиться, будто просясь на горшок, и когда малыш сходил на горшок, Кула увидела, что гвоздь чудесным образом вышел, не причинив ребенку никакого вреда. Сейчас этот гвоздь хранится в церкви.
Зимой 1963-1964 годов потоки дождя затопили нижние кельи монастыря. Сестра Филофея проснулась и, увидев воду, позвала остальных. Сестры быстро схватили ведра и с пением тропаря святому Савве начали вычерпывать воду. Одна из монахинь болела и не могла помогать им. Она из окна смотрела, как они работают, и видела, как под огромной сосной, посаженной им самим во дворе, стоит святой Савва. Воду вычерпали намного быстрее, чем ожидали.
В 1982 году мальчик из семьи Касталоризу стал жаловаться на боль в ноге. Рентген обнаружил затемнение на кости, оказавшееся злокачественной опухолью. Болезнь прогрессировала, ребенка парализовало, и он был выписан из больницы умирать дома. Он лежал, надолго впадая в беспамятство. Однажды, когда его мать Никола Касталоризу сидела у его постели, он заговорил, словно рассказывая что-то, чему он в тот момент являлся свидетелем: "Теперь я иду к горе [он не знал слова "монастырь" - монастырь Всех Святых стоит на высокой горе над городом и океаном], чтобы встретиться со святым Саввой". Теперь я возле горы со святым Саввой, он дает мне что-то съесть". (Ребенок не мог есть, но в этом сне он ел.) После того, как мальчик поел, святой Савва сказал: "А теперь беги!" Мальчик ответил: "Я не могу бежать, мне больно". Святой Савва опять сказал: "Беги, беги!" и мальчик воскликнул: "Я бегу, бегу!". Потом он снова заговорил: "Теперь я у нас в саду, а святой Савва со мной". но теперь его нет". Когда мальчик пришел в сознание, обнаружилось, что он может ходить, сначала с трудом, а потом свободно. Родители отвели его в больницу, и там врачи констатировали факт полного выздоровления. Впоследствии эта семья съездила в паломничество в монастырь Всех Святых, чтобы выразить святому свою благодарность.
В 1993 году жительница острова Родос Екатерина Блахов некоторое время страдала сильнейшими головными болями. Местные врачи ничем не могли ей помочь и, опасаясь (после получения результатов рентгеновского исследования), что ее положение может оказаться серьезным, направили ее в Афины, где она должна была пройти множество анализов. На пароме, шедшем до Афин, она познакомилась с женщиной с острова Калимнос, которая рассказала ей о святом Савве и подарила иконку и масло от его лампады. Больная помолилась и помазалась маслом. К тому времени, когда она прибыла в Афины, боль утихла, и рентген не показал ни одной из тех проблем, что были диагностированы на Родосе. Однако на этом рентгеновском снимке, прямо в середине, оказалось небольшое изображение — силуэт святого Саввы. Рентгенолог не мог объяснить, как это произошло. Сестры хранят этот снимок в храме в память о чудесном исцелении.
Сестра Татиана, француженка, уже много лет подвизающаяся в монастыре, рассказала мне два известных ей случая предстательства святого Саввы: "В 1993 году мы строили новый храм в честь святого Саввы, и у нас кончился цемент, а денег на покупку его не было. Святой Савва явился во сне одному человеку на острове Кос с просьбой пожертвовать нам цемент, что тот и сделал. Примерно в то же время мы занимались подготовкой к празднику святого Саввы. Поскольку я одна из самых молодых сестер, мне приходилось выполнять много тяжелой физической работы, и я очень устала. В тот же день с соседнего острова Кос приехали мне на помощь две девушки. Они сказали: "Святой попросил нас приехать помочь Вам, потому что Вы устали"".
В тот день, когда автор данной книги прибыла в монастырь Всех Святых, был девятый день после кончины Екатерины Мастровасили, старой жительницы Калимноса, и по ней служили панихиду. Когда Екатерина была молодой женщиной с маленькими детьми, она сильно заболела и была близка к смерти. К ней домой пришел отец Савва - он тогда еще был жив - и сказал: "Ты не умрешь, ты проживешь до девяноста шести лет". За сорок дней до ее кончины, в ночь с 6 на 7 сентября 1997 года святой Савва явился ей. Он сказал: "Время пришло, теперь ты умрешь". Она рассказала об этом своим детям и спустя несколько недель тихо скончалась в возрасте девяноста шести лет, как и предсказывал ей святой Савва.
Память святого Саввы празднуется в день его кончины, 25 марта (7 апреля по новому стилю) и в пятое воскресенье Великого Поста.
Жития и книги в библиотеке
- Память преподобного Саввы Нового иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... молитва необходима нам: она усвояет человека Богу.