Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 8-9 Смущаяй глубину морскую. Морем называет здесь множество нечистых духов, и оно приводится в смущение пришествием Христовым. Потому и говорили устрашенные духи: пришел ecu прежде времене мучити нас (Мф. 8,29).
Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах от знамений Твоих. Когда смятутся языцы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения, разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова. Исходы утра и вечера украсиши. Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом, тогда, во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время, будет радование у них восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«И убоятся живущии в концах от знамений Твоих». Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.
«Исходы утра и вечера украсиши». Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: песнословят при наступлении утра и вечером.
Евфимий Зигабен (†1118)
Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах (земли) от знамений Твоих.
Народы, говорит, смутятся с одной стороны и по причине странной и необыкновенной для них евангельской проповеди, с другой—потому, что преданное отцами их уважение к идолопоклонству падет, и злые обычаи в жизни их изменятся. Убоятся, говорит, даже и те, которые живут на краю земли, когда услышат и увидят совершаемые ежедневно Тобою и Апостолами и учениками Твоими чудеса. А если убоятся живущие на краю земли, то не гораздо ли более живущие среди земли? Итак, мы— христиане, говорим, что Давид сим предсказал о Христовых чудесах. Хотя же евреи говорят, что он сказал это о чудесах Моисея; но им запрещают говорить сие следующие за сим слова Давида.
Исходы утра и вечера (обрадуешь) украсиши.
Ты, говорит, Господи, обрадуешь народ твой и при восходах утра, то есть, когда начинает происходить день, и— вечера, когда оканчивается день, иначе во всякое время, как говорит Исихий. У аттиков есть обыкновение говорить: вечера, в родительном вместо творительного (дательного): вечером. Слова сии суть пророчество о том, что христиане и в начале и в конце дня будут радоваться, поя Богу и утром и вечером божественные хвалы и священные песнопения. Некоторые под исходами утра разумеют восточные страны земли, ибо утро и восход дня представляется рождающимся в сих странах, а под исходами вечера разумею западные страны, в которых рождается вечер и начало ночи. Итак, Ты, говорит, Господи, обрадуешь и тех, которые живут на востоке, и живущих на западе, когда сделаешься человеком и будешь жить на земле. Последующие за сим слова изъясняются и в историческом и в высшем смысле, хотя впрочем высший смысл им приличнее.
По изъяснению Афанасия и Кирилла сии слова должно принимать в высшем значении. У Христа два исхода, то есть, происхождения, одно (утреннее, раннее)—от Отца прежде всех веков, как сказано: И исходы Его от начала—от дней века; а другое вечернее (позднее)—происхождение от девы, бывшее в конце веков. То и другое есть веселие и радость. Но, быть может, исходы утра и вечера, поставлено с опущением предлога: κατα, вместо того, чтобы сказать: в исходы (во время исходов) утром и вечером Ты обрадуешь.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши
Как в предыдущем стихе показал Пророк всемогущество Бога от непоколебимости гор и от волнения моря, так в сем стихе показывает премудрость того же Бога, Который небесными знамениями иногда устрашает, а иногда утешает человеческий род. Ибо как нет ничего страшнее и ужаснее грома и молнии, которыя и самыя твердейшия сердца людей страхом колеблют: так нет ничего любезнее и приятнее восхождения и захождения солнечнаго. Ибо люди при восхождении солнца исходят радостны на дела свои до вечера, а по захождении, утружденные, отдыхать начинают. Притом, нет ничего приятнее и любезнее, как видеть небо, украшенное безчисленными звездами, аки драгоценнейшими и блестящими каменьями. Сего ради не всуе воспел Пророк: исходы утра и вечера украсиши.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
И убоятся живущии в концах от знамений Твоих. Под знамениями разумеются чудные явления и дела Божии. В концах, т.е. на пределах земли убоятся народы, видя чудные явления и дела Божии.
«Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию» (Бл. Феодорит).
«Когда смятутся язы́цы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения; разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова» (Св. Афанасий).
Исходы утра и вечера украсиши. Украсиши – радуешь, утешаешь. Т.е. явлением чудес Твоих Ты радуешь восток и запад, т.е. весь мир.
«Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом; тогда во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время будет радование у них, восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием» (Св. Афанасий).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и убоятся живущии в концах от знамений твоих: исходы утра и вечера украсиши.
«Утро и вечер возбудишь к славе» - дела Твоего всемогущества и управления миром так постоянны и многочисленны, что возбуждают к прославлению Тебя каждый день.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
и убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши
От знамений – великих действий Божиих, знамений Его всемогущества и пр.; – эти знамения то ужасного (наказания), то отрадного (оказанная помощь) свойства; те и другие служили здесь свидетельствами всемогущества. Исходы утра и вечера украсиши – Ты радуешь страны, от которых восходит утро, следовательно, восточные страны, и страны, от коих приходит вечер, западные страны, – восток и запад, т.е. весь мир.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
И убоятся живущии в концах от знамений Твоих: исходы утра и вечера украсиши
Живущии в концах, т.е. народы, живущие в отдаленных пределах, или краях, земли; убоятся от знамений Твоих, т.е. от великих дел Божиих, знамений Его всемогущества, таковы знамения Божии: то ужасного свойства (каковы страшные наказания Его), то отрадного (как оказываемая Им помощь). Те и другие служат свидетельствами всемогущества Божия. Украсиши (в греч. – «обрадуешь, возвеселишь») значит: «Ты радуешь страны, от которых восходит утро» (исходы утра), следовательно, восточные страны, «и те страны, от коих происходит вечер» (исходы вечера), значит – западные страны, – и восток и запад, т.е. весь мир. Таково буквальное объяснение сего изречения, которое нужно понимать, конечно, в переносном значении, в каковом оно и переведено с еврейского так: «утро и вечер Ты возбудишь к славе Твоей». А потому весь настоящий стих можно и нужно понимать как пророчество о временах новозаветной христианской Церкви, когда народы, не только ближайшие, но и живущие в отдаленных пределах земли, убоятся знамений, великих и чудесных дел Божиих, совершенных Христом и Его апостолами, и будут радоваться и в начале и в конце дня, поя Богу и утром и вечером, божественные хвалы и священные песнопения.