Скрыть
и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Их раздражительность подобна ярости отца лжи, этого первого змия, «яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра». Ибо свойство этого зверя таким заметили мудрые в этом, а именно, что, воспылав яростью, задерживает в гортани дыханье и не движется от задержания в себе воздуха, раздуваясь как мех, так что напрасными и недействительными остаются все каким либо естественным противодействием смягчающие зверей средства, какие изобретены мудрыми в подобном сему. А сим Пророк дает разуметь, что сердце одержимых пороком, когда учители предлагают им врачевание, остается непослушным.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

«Ярость их по подобию змиину». В памятозлобии и злокозненности подражают они змию.

«Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои:» «иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра». Затыкают уши подобно аспиду, который делает сие обыкновенно от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленнаго так называемым мудрецом. Ибо премудрым Пророк назвал здесь в несобственном смысле тех, которые заговаривают зверей, как именование сие употребляется в изречениях: «мудри суть, еже творити злая» (Иер.4:22); и: «где премудр? где книжник» (1Кор.1:20)? Так называет их Писание не как истинно мудрых, но как по мнению некоторых таковыми признаваемых. Поелику блаженный Давид, хотя много убеждений делал Саулу, называл себя рабом, а его господином и царем, и самыми делами доказывал, что не желает смерти его, однакож не убедил Саула прекратить вражду: то весьма прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра

Обавающими или напевающими здесь называет Давид ловцов зверей, так называемых επαοιδοι (обворожающими), которые посредством некоторых напевов, дьявольских изречений и волшебств укрощают ярость и жестокость змеев, и, когда укротят, ловят их для употребления в лекарство. Итак, аспид, а особенно так называемая, по словам Дидима, παλαμναια (убийственный змей), предугадывая по некоторым признакам, что ловцы хотят укротить его, затыкает уши свои, чтоб не слышать обаяния, которое своею привлекательностью может укротить ярость его, и таким образом избегает своей ловли. Правильный порядок сии слова могут иметь следующий: ярость у них подобна змииной и аспида, который не послушается голоса напевающих и обаяния (или волхва), которым обворожается или очаровывается от премудрого. А премудрым называет здесь хитреца или зверообаятеля, или ловца. Хорошо и прилично Давид взял в пример змия и аспида, так как Саул, на подобие змия, питал ярость против Давида и неоднократно будучи умягчаем Давидом посредством кротких и приятных слов, что он господин и царь его и что, напротив, Давид—раб его и ничто иное, как мертвый пес и блоха, оставался однако ж произвольно для них глухим и как бы аспидом.

Слова Григория Богослова: Затыкают уши от наставления и внушения Господня, как аспид для обаяний, и заграждают слух, как бы стараясь не слышать голоса обаятелей и не получить врачевания врачевствами премудрости, которыми врачуется немощь души. Некоторые присовокупляют и то, каким образом аспид затыкает себе уши. Он, говорят, когда услышит напев, и волхвования ловчих, тотчас хвостом своим заграждает себе уши и таким образом отражает волшебное действие напева. Знающие свойства аспида сказывают, что он пламенея яростью удерживает дыхание в свое горло и не дышит дотоле, доколе не надуется от воздуха на подобие меха и таким образом уничтожает и обращает в бездействие все прелести и ухищрения, изобретенные людьми для укрощения природы зверей (у Никиты).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Пророк, далее продолжая свою жалобу, во-первых, описывает лютую злобу врагов, которая подобна была злобе ядовитых змиев. Потом яснее изображает хитрость и коварство их, уподобляя глухим аспидам, которые на глас обавающих затыкают уши свои; аки бы сказал, что они суть не из простаго рода змиев, но хитростию своею превосходят даже и самых хитрейших аспидов, знающих, как предостерегаться от наветов волхвователей. Ибо под именем премудраго в сем месте разумеется человек, искусный в волшебной науке, или очарователь зверей. Впрочем, истинно ли то, или баснословно, что повествуется о аспиде, затыкающем уши свои, дабы не слышать обавателя, – сие не относится к сущности псалма. Ибо Давид берет здесь подобие от вещи, как о ней простые люди мнят и повествуют, ниже похваляет такого рода людей, но паче охуждает. Господь во Евангелии хотя и взимал подобия иногда от судии неправеднаго, который ни Бога не боялся, ни людей не срамлялся (Лк. 18:2); иногда от строителя лукаваго, который раздав имение господина своего, многих другов себе приобрел (Лк. 16:3); иногда от человека, который, нашед сокровище на селе чужом, немедленно купил его, дабы одному сокровищем оным воспользоваться (Мф. 13:44), – однако не похвалил Господь ни неправды судии, ни лукавства раба, ни хитрости сребролюбца.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   Я́рость и́хъ по подо́бiю змiину́, я́ко а́спида глу́ха и затыка́ющаго у́ши свои́,
Ст.6   и́же не услы́шитъ гла́са обава́ющихъ, обава́емь обава́ется от прему́дра.
Ст.5   Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
Ст.6   и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.



Иже не услышит гласа обавающих , обаваемь обавается от премудра .
«Здесь враги Саула уподобляются аспиду по памятозлобию и злокозненности», говорит бл. Феодорит. Аспид есть вид змия, водится в Египте и имеет около двух футов длины; яд его весьма силен и причиняет смерть немедленно, если член, им зараженный, не отсекается, а потому аспида припускали к преступникам, осужденным на скорую смерть. Искусство заклинания змей, как видно из этого места, известно было при Давиде. Под обавателями разумеются заклинатели, под премудрым – знахарь, – заклинатель, заговаривающий змия.
Но на аспида заклинания не производят никакого влияния, он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои, и противится всем средствам премудрого или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги, они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра.
«Затыкают уши, подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом». Так поясняет бл. Феодорит и под аспидом разумеет Саула. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду; «однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов».
«Св. Афанасий разумеет неверных Иудеев, уподобившихся аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей, и потом отложить свою ярость».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Эти судьи - нечестивцы, с самого рождения они любят зло и неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям

Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида, который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых из них, что они делались бессильными жалить.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

Искусство укрощать змей (пением, нашептыванием известных слов – обавать) было сильно распространено в древности, однако, кажется, не все роды змей подчинялись обаятелям, особенно ехидны, которые поэтому и представляются глухими (к таким звукам обаятелей), затыкающими свои уши. Им подобны враги Давида, которые глухи ко всяким укрощающим увещаниям и просьбам его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра

См. Толкование на Пс. 57:04

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible