Скрыть
На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 12-14 На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея: яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых

«На Бога уповах». При Его помощи страха плотского уже не убоюся. «Во мне, – продолжает, – молитвы, яже воздам хвалы: яко избавил еси душу мою от смерти, и нозе мои от поползновения». А поползновением называет уклонение от хождения по заповедям, от которого произошло падение. Посему, будучи избавлен от смерти и восставлен от падения, представляется лицу Божию, от которого был удален, когда первоначально вкусил от запрещенного заповедью, и от стыда сокрыл себя под тенью смоковницы. Итак, восприяв снова дерзновение, восстановляется для оживляющего света. Ибо говорит: «благоугожду пред Господем во свете живых», откуда в начале отчужден был грехом.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-12 О Бозе похвалю глагол: о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек

Не призвав Тебя, не решусь и речи начать; но произнесу ли краткое слово, или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем, и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческия козни.

Евфимий Зигабен (†1118)

На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек

О ком Давид сказал сначала, говоря: попрал меня человек, о том говорит и теперь, то есть, или о Сауле, или о диаволе, или о вавилонском царе.

По словам Феодорита, Давид сказал сряду трижды: о Боге, о Господе, на Бога, сим он открывает святую Троицу. Он так говорит: Хороша и здесь пророческая мысль, что приносит молитву, соответственную пречистой и единосущной Троице.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 11-12 О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек

Сии слова протолкованы выше под стихом пятым: но здесь заметить должно, чего ради Пророк первее сказал, о Бозе, потом же – о Господе. Он чрез сие хотел показать, что уповает на Бога не точию яко на судию, но и яко на исполнителя правды, что означает имя Господа, Емуже работают всяческая. Сие повторение не есть излишнее: оно имеет великую силу; ибо показывает, что хотя бы Бог не скоро услышал молитву Давида, однако он не престанет надеяться на Него, ведая, что Он никогда не лишает желания рабов Своих.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек

В изречениях этих стихов заключается повторение того, что сказано в 5-м стихе. Глагол значит то же, что и «слово», впрочем, в общепринятом библейском употреблении этих слов они имеют ту разницу, что глагол означает краткое речение, а слово выражает пространную речь или длинную проповедь. Похвалю здесь значит то же, что «прославлю похвалами». О Бозе, о Господе похвалю – этими словами псалмопевец выражает то, что он намерен хвалиться не чем иным, как Господом Богом, как написано: «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1:31, Иер. 9:24). Итак, он говорит здесь: я надеялся на всеведущего и всемогущего Бога, пред Ним со слезами изливал молитвы мои, и Он стал защитником моим против врагов, чего же мне бояться? Мне не страшны теперь все бедствия, которым подвергает меня человек (Саул и его сообщники). Вот эти слова и будут для меня похвалой, будут служить мне предметом для похвального слова Богу. А троекратное повторение в этих стихах слов: о Бозе, о Господе, на Бога, – указывает, по словам блж. Феодорита, на тайну Святой Троицы в Боге, сокрытую в Ветхом Завете [7, с. 437].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible