Скрыть
когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 1-2 В конец, в песнех, разума Давиду, внегда пpиити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас

Содержание: Давид, спасаясь бегством от Саула, укрылся в пустыне Зиф. После сего зифеи, пришедши к Саулу, объявили, в какое место убежал он, и просили прийти и захватить Давида (1Цар. 23:19 и далее; 26:1 и далее). А он, взяв в руки лиру, как предузнавший пророческим духом, что не потерпит никакого зла от Саула, воспевает предлагаемый псалом. Саул действительно, пришедши захватить его, получил весть о нашествии иноплеменников и поспешил возвратиться назад с своими людьми. Но сказанное в псалме можно относить и к лику апостольскому. Псалмопевец, описывая восстания народа иудейского и раздражение царей языческих, молит Бога спасти от всех именем Своим. Пророчески изрекает, что Бог эти бедствия обратит на главу врагам, а сам он совершит победные жертвы. И как псалом возводит нас к изъясненной теперь мысли, то в надписании сказано: разума.

Толкование на псалмы

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 1-2 В конец, в песнех, разума Давиду. Внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? (1Цар. 23,19).

Когда Давид бежал от Саула, то пришел и поселился в пустыни, называемой Зиф. Итак, жители сей пустыни, Зифеяне, притворившись друзьями Давида, тайно донесли Саулу, что Давид находится и скрывается у них. Тогда Саул, собравши войско, пошел против Давида. Но как вдруг за сим учинено нападение войною со стороны иноплеменников, то Саул возвратился назад . По случаю сего бегства и освобождения от опасности со стороны Саула, Давид написал в благодарность Богу сей псалом за то, что Он, по изобретательному своему промыслу, уничтожил злоумышление Зифеев против него. Посему то псалом имеет и надпись: «в песнех», ибо говорит в нем: буду исповедывать имя Твое, Господи, что оно благо, ибо от всякой печали Ты избавил меня. Надписывается также: «в конец», потому что содержащееся в нем пророчество приближалось к концу и исполнению. Так он предсказал в нем истребление, которое имели понести наветники его, словами: обратит зло на врагов моих— также: на врагов моих воззрело око мое, каковые слова мы изложим ясно в своем месте. Еще в надписи имеется: «разума», потому что только разумному мужу свойственно во время таковых бедствий воспевать и благодарить Бога и призывать Его, как Судию и защитника призывающих Его.

Слова Св. Григория Нисского: В нравственном смысле сидящие на тесном пути, у знойного прохода демоны, когда бывают не в состоянии возбранить нам шествие по тесному пути, опять скоро возвращаются к Саулу (сатане) с прискорбием по причине нашего спасения. Без сомнения, кто не несведущ в истории, знает упоминаемое в сей тесное и знойное место. А под стесненным путем мы понимаем известный евангельеский путь к царствию, которому полагают препятствие Зифеяне, т.е. иноплеменное множество демонов—служители противной силе. Но немногие уклоняются от пространного пути. Священная история говорит о сем так: вот Давид не скрылся ли у нас в Мессаре в узких проходах в Кени на холме (1Цар. 23,19)? Ибо действительно в сей тесноте скрываются живущие в Боге. Новый завет показывает нам сей путь, по которому возможно взойти на самую вершину горы, которую св. история называет холмом. Итак, когда сей холм мы проходим беспрепятственно, зифеяне доносят о нашем спасении гонителю: а мы возлагаем силу веры в добро на имя Спасителя, говоря: Боже, ради имени Твоего спаси меня и проч.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 1-2 В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас

Надписание в еврейском тексте: начальнейшему певцу на мусикийском бряцательном орудии, негиноф нарицаемом, песнь Давидова вразумляющая: внегда приидоша Зифеи, и рекоша Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?

Содержание: содержание псалма сего явствует из надписания: ибо в первой книге Царств (1Цар. 23:19) повествуется, что Зифеи были предатели Давида, который, пребывая у них яко у друзей, уклонялся от гонения Саулова. Но они Саулу дали знать, что Давид находится у них скрытно: откуду произошло, что Саул с великим воинством к ним пришел, и все оное место, где укрывался Давид, так окружил, что он почти отчаялся жизни. По случаю сея очевидныя опасности к Богу с молитвою прибег, и сей псалом по вдохновению Господню сложил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   Въ коне́цъ, въ пѣ́снехъ ра́зума Дави́ду,
Ст.2   внегда́ прiити́ Зифе́емъ и рещи́ Сау́лови: не се́ ли, Дави́дъ скры́ся въ на́съ?

Ст.1   Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида
Ст.2   когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»



Давид, спасаясь от Саула, укрывался в пустыне Зиф. Жители сей пустыни Зифеи притворно оказывали дружбу Давиду; а между тем о местопребывании его донесли Саулу, который и не замедлил окружить своего врага многочисленными воинами. Давид был в большой опасности, но вот иноплеменники внезапно вторгаются в Еврейские пределы, и Саул, мечтавший как бы руками схватить Давида, должен был оставить его в покое, и поспешил возвратиться с своими людьми для защиты своего царства. (1Цар.23:19-28).
Спасение от Господа было очевидно, а потому Давид и написал сей псалом, в котором благодарит Господа за сие спасение.
«Но сказанное в псалме, – говорит св. Афанасий, – можно относить и к лику Апостольскому. Псалмопевец, описывая восстания народа Иудейского и раздражение царей языческих, молит Бога спасти от всех именем Своим».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас

Саул в разных местах искал Давида, не зная, что он находится в пустыне Зиф; зифиты удивляются, что Саул так долго ищет его, так как, по их мнению, местопребывание Давида всем известно; вследствие этого такое своеобразное их показание пред Саулом. Как ты можешь столь долго искать его, хотят они сказать, разве он не у нас находится, как об этом знает полсвета (1Цар. 23:19. ср. 26:1).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 1-2 В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли, Давид скрыся в нас

Стихи 1 и 2 этого псалма составляют его надписание, которое читается так: В конец, в песнех разума, Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? Объяснение слов в конец смотри в предыдущих псалмах (50, 48, 4, 6, 10 и др.). А следующие затем выражения: в песнех разума, Давиду имеют такой смысл: псалом принадлежит премудрому Давиду, или, что то же, есть произведение ума Давидова; назначен для исполнения (в конец) голосового (в песнех). Дальнейшие изречения (ст. 2) означают следующее: псалом составлен в воспоминание того события, когда зифеи пришли и сказали Саулу: вот, Давид скрывается у нас. Это самое событие из жизни Давида, как показывает надписание, и послужило поводом к составлению настоящего псалма.

Для того чтобы лучше понять и уяснить самое содержание псалма, нужно последовательно изложить историю этого события, как оно описано в 1-й книге Царств (1Цар. 1:23). Преследуемый Саулом, Давид укрылся однажды со своим небольшим отрядом в городе Кеиле, который незадолго пред тем был защищен им от разграбления филистимлянами. Узнав об этом, Саул собрал войско и отправился к Кеилю с намерением захватить в нем Давида. Скоро и Давид узнал о намерении Саула и, хотя надеялся, что жители Кеиля в благодарность ему за их защиту от филистимлян не выдадут его Саулу, однако же он решился вопросить Господа Бога о том, оставаться ли ему в этом городе или искать другого убежища. Получив чрез первосвященника Авиафара определенный ответ, что граждане выдадут его Саулу, если он не уйдет из их города, Давид удалился оттуда со своим отрядом в пустыню Зиф. Но и здесь положение его было не безопасно. Обитатели пустыни, опасаясь, вероятно, мщения со стороны Саула за укрывательство врага его, пришли к нему и сказали, что Давид скрывается в их местности. Саул поблагодарил их за это известие и приказал им тщательнее наблюдать за всеми движениями Давида и выследить точнее все те места, в которых он бывает. Получив об этом новые сведения от зифеев, Саул сам отправился вслед за ними. Давид между тем двинулся далее на юг, в пустыню Маон, а Саул, по указаниям зифеев, хорошо знакомых с местностью, быстро преследовал его. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид со своими людьми был на другой стороне той же горы. И когда Саул со своим отрядом шел в обход Давиду, и последний, по-видимому, находился в неизбежной опасности быть захваченным, в это время вдруг является к Саулу вестник с известием, что в пределы царства Израильского вторгаются филистимляне. Тогда Саул принужден был оставить преследование Давида и возвратиться со своим войском для защиты своего царства от нападения филистимлян. Таким образом, спасение Давиду, уготованное промыслом Божиим, было очевидно, и он по этому случаю воспел благодарственную песнь Богу, составив настоящий псалом.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible