Скрыть
Не бу́дите я́ко ко́нь и ме́скъ, и́мже нѣ́сть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти и́хъ востя́гнеши, не при­­ближа́ющихся къ тебѣ́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск, имже несть разума. Учит грешников – не предаваться неразумным страстям. Браздами и уздою челюсти их востягнеши. Речь обращена как бы ко Господу, а смысл сказанного таков: тех, которые не хотят принести покаяния, обрати к Себе как бы некоею уздою.

Толкование на псалмы

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не внимающий наставлению заповедей и учения, изложенных в Священном Писании, будет погоняем бичом, которым погоняют коня, и рожном, которым погоняют осла. Если он не очувствуется и от этого, – востягнуты будут челюсти его браздами и уздою, приведен будет он при посредстве их.

К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав

Нил Синайский, прп. (†430)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

«Браздами и уздою челюсти их», как у скотов, «востягнеши, Боже» (Пс. 31:9), – взывал Давид, играя на гуслях. Ибо мы уздою укрощаем коня против воли его не по ненависти к нему, но чтобы заставить его идти чинно, чтобы привести в порядок беспорядочные его порывы и безобразные и неловкие скачки обратить в стройный ход. Так и Бог, если видит, что душа порывается и туда, и сюда, приводить ее в благопристойное положение, хотя бы она и не хотела сего.

Письма на разные темы. Генефлию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Тем, которые не обращаются от своеволия к Богу и не имеют расположения исполнять угодное Ему, напротив упорно преданы любезному, не знаю почему, для них злу, назначается взыскание и наказание. Какое? А именно: к чему было лучше устремляться по своей воле, к этому-то самому они, наконец, обращаются как бы по необходимости и из-за страха. Как тяжелые и трудно излечимые телесные раны, если они не уступают силе лекарств и не обнаруживают никакой перемены к лучшему, или вырезываются железом, когда опытные врачи присоветуют этот способ врачевания, или уничтожаются прижиганием; так и душа человека, в котором обнаруживается большая наклонность к удалению от добра, если не подчиняется словам убеждения, побеждается наказаниями и уловленная сетями взысканий по необходимости обращается. Об этом и говорится у Иеремии: немощию и язвою накажешися Иерусалиме (Иер. 6, 8). Нечто подобное воспевает и божественный Давид о тех, которые имеют сильное стремление ко греху: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Как укротители зверей при помощи удил подчиняют своей воле тех из бессловесных животных, которые оказываются упрямыми и необузданными; так и Бог с людьми, преданными греху, для их пользы обращается подобным же образом.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои

То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желает непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, повидимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс.85:16); и еще: «не отврати лица Твоего от мене» (Пс.26:9). И сам Бог говорит чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе

То есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:

Многи раны грешному

Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.

уповающаго же на Господа милость обыдет

Потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Максим Исповедник, прп. (†662)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск, имже несть разума

Здесь «конем» называется навык ржания, [присущий] страстным наслаждениям, а «мском» – навык, не зачинающий и не рождающий благо. И Писание запрещает иметь оба эти навыка тем, кто добивается спасения, поскольку один производит порок, а другой бездейственен в отношении добродетели.

Вопросоответы к Фалассию

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Случается, что грешащего и не кающегося Бог ввергает в искушения, а через искушения он приходит к смирению, а посредством смирения и исповедования [своих грехов] он спасается и без подвижничества, [пример чему] мытарь и разбойник (см. Лк. 18:13, 23:43).

Вопросы и ответы

Евагрий Понтийский (†399)

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных [тварей]; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное [начала души], ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем [людям], которые впадают в [чисто] человеческие помыслы, Святой Дух речет: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете». А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение [вторыми бесами и поступают] неразумно? — «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе» (Пс. 31:9). Если «душа же согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4), то ясно, что люди, умирающие яко человецы, людьми и погребены будут; те же, которые умирают как неразумные животные, становятся пищей неясытей и воронов: одни птенцы их призывают Господа (Пс. 146:9), а другие — валяются в крови (Иов. 39:30). «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15).

О помыслах

Евфимий Зигабен (†1118)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Не будите яко конь и меск (полуосел) имже несть разума

Сии и следующие слова говорит Давид от лица своего: он в них дает совет из того, чему сам подвергся; не будьте, говорит, братья, женонеистовы, как кони, и неподвижны к добродетели, как мулы. Ибо вы не бессмысленны и не несведущи в добре и зле, как они, но вы почтены от Бога разумом и рассудительностью.

Григорий Нисский: Надобно знать, что другие животные иногда принимаются в похвальную сторону в св. Писании, а иногда в предосудительную, но полуосел (мул) всегда в худую. А причина тому та, что это животное не есть из числа бывших в начале, но после присоединилось к творении чрез вымысел и любопытство людей; потому и принимается для изображения зла, которого Бог не сотворил, но которое после приключилось нам за нерадение.

броздами (обротью) и уздою челюсти их востягнеши (свяжи) не приближающихся к тебе

Упомянув выше о коне и муле, Давид приспособительно к сему упоминает здесь об узде (и оброти), проклиная тех людей, которые удаляются от Бога, уподобляясь бессловесным животным. Свяжи, говорит, их, Господи, то есть, свороти и обуздай челюсти сих скотоподобных людей, которые не хотят приблизиться к Тебе добродетелью. Слова: оброть и узда должно понимать и в нравственном смысле, то есть, в смысле наказаний и искушений, которыми, будучи уязвляем, человек раскаивается и приближается к Богу. А челюстями он изобразил целого человека, как частью – целое. Давид проклинает их, потому что они безответны, когда делают дела бессловесных животных, после того как видели пример его. Некоторые говорят, что «свяжи» хотя имеет вид желательного, но силу и значение – будущего, так как, по мнению грамматиков, все желательные имеют значение будущего.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.

Здесь увещавает Пророк всех верных людей, как добрых, так и злых, дабы от примера его научилися, какия бедствия следуют за грехом и какия милости сопровождают покаяние: ибо сам все то испытал. И первее, обращая речь к злым, глаголет: не будите яко конь и меск, имже несть разума, то есть, не управляйтеся одними токмо чувствами, будучи одарены разумом: не ржите аки кони и мски на жен ближняго вашего, как то я сделал; не дерзайте, аки необузданные и неистовые кони и мски, нищих и убогих людей угрызением и пятами бить, как я с Уриею поступил.

Предвозвещает бедствия, имеющия постигнуть тех, которые подражают коням и мскам, показывая, что принуждены будут скорбьми или к Богу обратиться, или, по крайней мере, не возмогут вредить другим столько, сколько желали бы. Но сию мысль выразил Пророк двумя преносными словами, мундштука и узды, которыми обыкновенно обуздываются кони, дабы показать те бедствия и страдания, которыя употребляет Бог для удержания людей от греха. Броздами и уздою челюсти их востягнеши: то есть, тех, которые не хотят добровольно покориться Тебе, как прилично людям, разумом одаренным, броздами и уздою, аки коней и мсков, придти к Тебе понудишь, – что яснее изображается в следующем стихе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.9   Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Ст.9   Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе

Не будите яко конь и меск, имже несть разума.
 
По мнению бл. Феодорита, это говорит уже псалмопевец. Т.е. не подражайте неразумным упорным животным, каковы, наприм., лошак и конь, которым уздою и намордником надобно обуздывать рот и силою влечь к себе. «Т.е. даю вам совет не соревновать в неразумии коню и меску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе бразды и узду. Означает же ими наказание» (Бл. Феод.). 

Броздами и уздою челюсти их востягнеши. «Речь, – говорит св. Афан., – обращена как бы к Господу: – тех, которые не хотят принести покаяния, обрати к Себе как бы некою уздою». С Евр.: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый - испытает много скорбей

Представляется говорящим Бог. Господь всегда наблюдает и промышляет над человеком, направляя его на путь истины. Одним из таких воздействий Бога на человека является голос совести, которого должно слушаться, а не упорствовать, как дикие лошади и лошаки, челюсти которых нужно обуздывать, чтобы сделать этих животных пригодными для службы человеку. Такою уздою нужно считать бедствия, насылаемые Богом на человека в целях вразумления последнего, укорачивания, обуздания его диких греховных влечений. Бог желает и ждет от человека добровольного послушания Себе, искреннего пред Ним покаяния.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Далее следует увещание псалмопевца ко всем людям, особенно к грешникам, чтобы они не противились неразумно Господу, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (браздами и уздою) идти к Себе; но чтобы свободно в раскаянии приближались к Нему; грешников ожидает наказание, а тех, которые с надеждою обращаются к Богу за прощением, милостивое прощение. О такой благодати Божией – как испытал ее на себе псалмопевец – должны радоваться все праведники.

Конь и меск – образ неразумного упорства; речь обращена ко всем людям: неразумных животных, когда они не хотят приблизиться к человеку и убегают от него, привязывают насильно, обуздывают челюсти уздою и удилами, – неужели же Бог должен также поступить и с тобою, разумным существом?

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». 

Не будите... разума‟: слова эти можно усвоить и самому Давиду (как обычно и делают), и – Господу, чью речь перед этим передавал Давид (и это, по нашему убеждению, явится более правильным). Итак, от себя ли самого иль даже от лица Божия, но увещает здесь Пророк всех верных людей, как и злых: не управляйтесь одними токмо чувствами. Вы, призывает он, будучи одарены разумом: не ржите, аки кони и мски (мулы) на жен ближнего вашего, как то я сделал; не дерзайте, аки необузданны и неистовы кони и мулы, нищих и убогих людей угрызением пятами (копытами) бить...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

В изречениях сего стиха псалмопевец обращается ко всем людям, особенно грешникам, с увещанием, чтобы они не противились Господу, подобно неразумным животным, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (броздами и уздою) идти к Нему, но чтобы свободно, в раскаянии приближались к Нему. Меск, по-русски – мул, или лошак, так же как и конь – оба животные неразумные. Броздами, от слова брозды, значит: «удила для взнуздывания». Коня и лошака, этих неразумных животных, когда они не хотят покориться человеку, приблизиться к нему и убегают от него, привязывают насильно, обуздывают челюсти их уздою и удилами. Увещевая грешников, псалмопевец говорит им: не уподобляйтесь коню и мулу, этим неразумным животным, которых взнуздывают, для того чтобы принудить их к покорности, а напротив, сами скорее спешите ко Господу, навстречу Его всепрощающей любви, и не оставайтесь в нераскаянности до тех пор, пока Сам Господь строгими мерами Своего правосудия заставит вас обратиться к Нему (Рим. 2:4–5).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible