Скрыть
Обрати́лъ еси́ пла́чь мо́й въ ра́дость мнѣ́, растерза́лъ еси́ вре́тище мое́ и препоя́салъ мя́ еси́ весе́лiемъ,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Растерзал ecи вретище мое, и препоясал мя ecu веселием. Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаться во вретище. Вретище означает порок и невежество, потому что для вретищ берутся волосы козлов, поставляемых ошуюю (Мф. 25,33), и молодого козла, отпускаемого в пустыню (Лев. 16,10).

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-12 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием

«Слыша Господь, и помилова мя: Господь бысть помощник мой». После того как сказал, о чем взывал к Богу, вскоре почувствовал он Божию помощь и нас возбуждает к прошению подобного: «слыша», говорит, «Господь, и помилова мя: Господь бысть помощник мой». Итак, будем и мы молиться и взывать духовным гласом, испрашивая великого, а не домогаясь плотского (ибо «сущии во плоти Богу угодити не могут» - Рим. 8,8), чтобы Господь и нас услышал и помиловал нашу немощь, а мы, воспользовавшись Божиею помощью, могли сказать: «Обратил еси плач мой в радость мне». Не всякой душе дается радость от Бога, но если кто много плакал о грехе своем, с крепким воплем и непрестанными слезами и как над умершим творил над собою плач, то плач его обращается в радость.

А что и плакать бывает похвально, доказывают дети, которые сидят на торжищах и говорят: «Пискахом (мы играли на свирели) вам, и не плясасте, рыдахом вам, и не плакасте» (Лк. 7,32). Свирель есть музыкальное орудие, при содействии нашего дыхания издающее нежные звуки. Посему думаю, всякий святой Пророк в переносном смысле называется свирелью, как движимый Святым Духом, почему и сказано: «Пискахом вам, и не плясасте», ибо пророческие слова увещевают нас к мерному выполнению святого пророчества, и это называется плясанием. Но Пророки для нас и рыдают, призывая нас к плачу, чтобы мы, от пророческих слов пришедши в сознание своих грехов, оплакивали свою погибель, смиряя плоть свою утомлением и трудами. У такового раздирается плачевная одежда, в какую он облекся, оплакивая свой грех; возлагается же на него «риза спасения и одежда веселия» (ср.: Пс. 61,10), сии светлые и брачные одеяния, украшенный которыми не будет извержен из брачного чертога.

«Растерзал еси вретище мое, препоясал мя еси веселием». Вретище содействует покаянию, как символ смирения, ибо сказано: «Древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша» (Мф. 11,21). Поскольку же Апостол «откровенным лицем в тойже образ» преобразуется «от славы в славу» (ср.: 2Кор. 3,18), то дарованную ему от Господа благодать называет своею славою.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 29-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-13 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой». Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся

И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: «растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне». Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия; так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: «яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» Симмах перевел так: да поет Тебя слава, и не умолкнет, то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Седмьдесят вместо слава: употребили слово: умиление. И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16).

«Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих.

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, то есть возблагодарю и прославлю Тя за то, что Ты растерзал узы мои, то есть тление; и опять: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя и не умилюся (Пс.29:12-13); то есть Ты совлек с меня вретище, которое я носил, то есть тление, и препоясал меня радостию, да прославлю Тя, не я, но Дух Святой чрез меня, потому что радость и слава, приятые Давидом от Бога, был Дух Святой, Коего имея в себе, он говорит: и не умилюся (не буду иметь нужды раскаиваться), то есть не буду грешить? Итак, всеконечно необходимо всякому всевозможные употребить усилия, чтоб получить свыше от Христа Господа сие веселие и славу, то есть благодать Святого Духа, чтоб возыметь силу не грешить более.

Слова. Слово 38

Евфимий Зигабен (†1118)

Обратил ecи плачь мой в радость мне

Плач (κοπετος), терзание, означает такое рыдание, при котором кто либо бьет грудь свою и щеки. Итак Давид говорит, что Бог переменил такую скорбь мою на радость.

Растерзали ecи вретище мое, и препоясал мя ecи веселием

Истканное из козьих волосьев вретище было знаком покаяния, смирения и злострадания. Ибо подвергавшиеся великому и безутешному бедствию надевали на себя вретище и посыпали перстию, или золою главы свои; а когда получали утешение, разрывали вретище и носили одежды светлые и радостные. Итак Давид здесь говорит: Ты, Господи, разорвал вретище мое, то есть, сбросил с меня сетование и прежнюю скорбь, и вместо сего препоясал, то есть, одел меня веселием.

Слова Феодорита: Некоторые из безрассудных, оплакивая умерших, сидя во вретище, на зло себе не хотят пить слов пророческих, ясно взывающих: Ты растерзал вретище мое и препоясал меня веселием и обратил терзание мое в радость мне. Ибо как Езекия, получив обещание пятнадцати лет, исполнился великого веселия, так должны и мы, как получившие надежду воскресения, не плакать по умершем, но ожидать оного благодушно.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием,

Премену гнева и жизни, плача и радости в предыдущем стихе доказывал вообще, а здесь доказывает в частности, утверждая примером своим, что и собственная его печаль, последовавшая за излишним на временное счастие упованием, была непродолжительна, но скоро прешла. Сие же, по-видимому, глаголет относительно к тому времени, в которое по убиении Голиафа Филистимлянина, как повествуется в первой книге Царств, в главе 18, любим был и от царя, и от сына царева, и от всего народа, так что в короткое время сделался военачальником и зятем царевым. О сем убо времени повествуя, глаголет: аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Аки бы сказал: было такое время, в которое, по усмирении иноплеменников, чрез несколько времени Израилево царство угнетавших, наслаждался я счастием, изобилуя богатством и достоинством, и потому в сердце моем помыслил, что настоящее мое благополучие после сего времени никогда уже не поколеблется и не пременится.

Случаем к сему мечтательному воображению было мое самолюбие, но которому я безразсудно приписывал счастие мое собственным заслугам, не разсуждая того, что Господь волею Своею доброте моей подал силу. Но не долго наслаждался я счастием оным. Ибо когда отвратил Он лице Свое от меня, то вдруг среди самаго течения благополучия моего, лишился я милости Его и подпал ненависти царевой: и бых смущен. Оттуду бо воспоследовало изгнание, бегство, опасность смерти, и иная премнога злая. Когда же паки во время бедствий моих и превратностей оных воззвал ко Господу и, между прочим, представил, что ежели враги мои убиют меня, то будет безполезна Ему смерть моя, понеже мертвый не может хвалить Бога: тогда немедленно услышал меня Господь, и помиловал. Он обратил плач мой в радость мне, растерзал вретище мое, и препоясал меня веселием. Сими словами показывает, каковый успех и действие имеет молитва. Ибо посредством оныя Давид из беднаго изгнанника соделался царем знаменитым и сильным; Христос из мертвых востал. Пророки, Апостоли, мученики и исповедники над своими мучителями восторжествовали; прочии же избраннии Божии от юдоли плачевныя в небесное отечество востекли.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12   Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием

Ст.12   И Ты обратил сетование мое в ликование; снял с меня вретище, и препоясал меня веселием

Растерзал еси вретище мое
 и проч.

Вретище служило символом покаяния, скорби и несчастия; в несчастиях снимали светлую одежду и облекались во вретище (Мф. 11:21), а по миновении бедствия, вретище снимали. А потому сии слова тоже значат, что: обратил еси плачь мой в радость мне, – прекратив мои страдания. Бл. Феодорит относит и к Езекии и всему человечеству, которое, по падении, облеклось в печальное одеяние греха, а прияв надежду воскресения, исполнилось веселия. Св. Василий Великий относит к истинно кающимся, которые плачут о своих грехах, о погибели, смиряя плоть свою утомлением и трудами; у таковых раздирается плачевная одежда, и возлагается на них одежда веселия и риза спасения». (Под. Пс. 131:16).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием

«Снял с меня вретище» - волосяную, грубую и жесткую одежду, надеваемую для выражении печали. - «Препоясал меня веселием» - своим помилованием и прекращением моровой язвы Он наполнил Давида чувством радости.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Обрати́л еси́ плачь мой в ра́дость мне: растерза́л еси́ вре́тище мое́, и препоя́сал мя еси́ весе́лием.13 Я́ко да воспое́т Тебе́ сла́ва моя́, и не умилю́ся: Го́споди Бо́же мой, во век испове́мся Тебе́
 

И тогда полная перемена произошла в согрешившем, но прощенном Давиде. То – Бог, по слову его, в радость обратил печаль царя, Он растерзал вретище24 скорби его, и веселием препоясал чресла, окрепшего после глубокого расстройства, Давида. И вот от осиянного радостью и переполненного благодарной любовью сердца обещает этот царь и пророк, что неослабно будет славословить25 Господа песнословие его, и во-век раздаваться, искренней исповедью сердца, прославление Ему.



 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–13 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием, яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся Тебе

Вретищем называлась у древних грубая одежда, сделанная из толстого холста, или из козьего волоса, в форме мешка, она же – власяница; она надевалась во время скорби и злострадания как знак смирения, покаяния и сердечного сокрушения. Растерзал вретище – значит: разорвал, снял вретище, избавил от скорби. Не умилюся заменено словом: не промолчу (см. прибавл. в учеб. слав. Псалтири, на поле против сего слова). Исповемся Тебе – значит: исповедаю Тебя, буду славить Тебя. А вся речь этих трех стихов должна быть выражена так: когда я в скорби своей, говорит псалмопевец, когда я в смущении призывал Господа и молился Богу моему, то Господь услышал меня, помиловал, Он стал помощником мне. Печаль мою обратил мне в радость, снял с меня вретище, избавил от скорби и препоясал, то есть одел меня веселием. Таково действие усердной и искренней молитвы и таковы последствия ее, что Давид из бедного изгнанника сделался царем знаменитым и сильным. Пророки, апостолы, мученики и исповедники святой веры Христовой силою молитвы и благодати Божией восторжествовали над своими мучителями, и все святые от земной плачевной юдоли преселились в небесное отечество. Сподобившись такой милости и толиких благодеяний, продолжает псалмопевец, я буду воспевать Тебя, Господи, и прославленная жизнь моя не премолчит, непрестанно будет славить и благодарить Тебя. Господи Боже мой, вечно я должен прославлять Тебя, и в псалмах и песнопениях славословить Тебя!

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible