Скрыть
го́ры и вси́ хо́лми, древа́ плодоно́сна и вси́ ке́дри:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-10 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты

Сказав о тварях высших и небесных, пророк нисходит потом на землю. Как поступил он в отношении к высшим тварям, именно: начав с превыше-небесных, перешел к небесным, так и здесь от небесных переходит к земным. Есть люди, которые говорят, что находящиеся на небе твари достойны творчества Божия, а земных порицают, указывая на то, что здесь есть скорпионы, эхидны, драконы и прочие роды диких зверей, также и дерева бесплод­ные; поэтому пророк, как бы опровергая их, раскрывает свой предмет с другой стороны. И посмотри, как он посту­пает: опустив тех животных, которые несомненно признаются добрыми и которых польза доказывается опытом, как-то: овец, волов, ослов, верблюдов и прочих животных, служащих нам к перевозке тяжестей, он обращается к животным, которые кажутся бесполезными, указывая на драконов, на не­проходимую часть моря, и на то, что кажется вредным, как-то: огонь, град, снег, иней; потом на бесплодные дерева, горы; оставив поля и равнины, удобные для земледелия и произраще­ния добрых плодов, он переходит к горам, холмам, к местам пустынным, и упоминает о животных пресмыкаю­щихся. Впрочем, чтобы яснее видеть это, нужно выслушать самые слова его. Сказав: «повеление дал – и не пройдет оно», он продолжает: «хвалите Господа от земли: змеи и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «ветер тифона» (ανεμος τυφωνος). «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые». Для чего он так составил свою речь? Для того чтобы сильнее доказать промышление Божие. Если и те твари, которые кажутся бесполезными и враждебными роду человече­скому, так прекрасны и так полезны, что возносят хвалу и славословие Богу своим составом, то представь, каковы прочие. Если угодно, рассмотрим каждую из названных тварей. «Змеи, говорит, и все бездны». «Змеями» он называет здесь китов, как и в другом месте говорит: «этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» (Пс.103:26). И во многих местах это животное так называется.

Но как, скажешь, это животное прославляет Творца? А как оно не прославляет? Когда ты посмотришь на его ве­личину и состав тела, о котором с большою подробностью Писание говорит в книге Иова (Иов.41), то можешь ли не уди­вляться Создателю, произведшему такое животное? И не только по своей величине оно достойно удивления, но и потому, что для жилища ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, как это дикое и огромнейшее животное не преступает своих пределов, но остается в назначенных ему для жительства местах, и не только не выходит на землю, или на обитаемые страны, но не вредит и той части моря, которая удобна для мореплавания, и не истребляет разных родов рыб, но живет в своем месте. И не только это заслуживает удивления, но и сама глубина бездны. Что сказано об этом звере, то же можно заметить и о море. И оно, бывая неудержимым во время сильных ветров и имея такое множество воды, не выходит из своих пределов, не затопляет соседней земли, но также связано неразрывными узами, хотя вода по природе своей беспокойна. Если же оно имеет столь огромную величину и воз­мущается такими ветрами, то представь, как велико чудо, что оно не выступает из своего места, не смотря ни на беспокой­ную свою природу, ни на огромность, ни на силу ветров, но при таком беспорядке соблюдает совершенный порядок. Раз­мышляя об этом, ты можешь и отсюда составить хвалу Богу, и удивляться Его могуществу, премудрости, силе, власти. Есть и другие неизъяснимые причины этих явлений, которые знает только сам Создатель. Потому и сказал некто: не говори: по­чему «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется» (Сир.39:22). «Огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Здесь пророк прибавляет к вышесказанному нечто новое. В предыдущем псалме он удивлялся тому, как снег, иней в короткое время покрывает всю землю, как он отвер­девает, изменяется, превращается в противоположное состоя­ние; а здесь он удивляется тому, как вещи, произшедши из небытия, продолжают бытие, и, продолжая бытие, совершают дело служения Богу, хотя сами неразумны, и приводят повеление Его в исполнение с великою покорностью. Даже одна и та же вещь по повелению Его часто производила действия, по свойству своему противоположные, – как, наприм., в вавилонской пещи огонь и сожигал, и орошал, совершая в одно время то и дру­гое. Но, скажешь, разве это заслуживает благодарности? И ве­ликой. Бога должно прославлять одинаково как тогда, когда Он наказывает, так и тогда, когда избавляет от наказания. То и другое свидетельствует об Его попечении; то и другое есть дело Его благости. Люди одно делают по доброте, а другое по злобе и гневу; но Бог делает то и другое по человеколюбию. Так, одинаково должно прославлять Его и за то, что Он посе­лил Адама в раю, и за то, что изгнал его, и благодарить не только за царство, но и за геенну, потому что и ее Он приго­товил, и ею угрожает для того, чтобы отклонить нас от зла. Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там че­ловек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют проти­воположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростью и промышлением. Град и огонь не только слу­жат наказанием, но и они иногда избавляли от наказания, прекращали войны, прогоняли нападавших неприятелей. Или ты не знаешь, сколько чудес сотворено посредством этих стихий в Египте, у иудеев и при нашем поколении? Сила По­велевающего такова, что Он часто и посредством стихий со­вершал такие же чудеса, какие совершал посредством анге­лов, этих разумных и верховных сил, для того, чтобы, когда совершает их ангел, кто-нибудь из безумных не приписал их ему самому, но приписывал бы Повелевшему. Так, прекратил ли ангел войну? И град также прекращал ее. Истребил ли ангел первородных? И морская буря истреб­ляла целый народ. Потому за все благодари человеколюбивого Бога. «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые». Посмотри, как пророк оста­навливается более на предметах не столь полезных, на горах, оврагах, холмах, диких зверях, пресмыкающихся и дере­вах бесплодных. Дерева плодородные сами собою представ­ляют очевидную пользу, равно как ровные поля и кроткие жи­вотные; а дикие звери, пресмыкающиеся, горы и бесплодные де­рева какую, скажешь, приносят пользу? Великую и много спо­собствующую к поддержанию нашей жизни. Так, горы и холмы и бесплодные дерева весьма нужны нам для строения, так что, если бы их не было у нас, то ничто не защищало бы рода нашего от истребления. Как ровные поля нужны нам для пи­тания, так бесплодные дерева и камни нужны для построения домов и для приготовления из них бесчисленного множества других изделий.

А змеи, скажешь, скорпионы, драконы, львы какую при­носят выгоду для жизни? Какая от них польза? Великая и неизреченная, не меньше, чем от кротких животных. Те полезны для телесных потребностей, а эти внушают тебе страх, делают тебя благоразумным, приучают к борьбе, приводят тебе на память грех прародителя в раю и пока­зывают, каких зол бывает причиною непослушание. Прежде звери не были такими, не были страшными и опасными для че­ловека, но были кроткими и ручными. Бог привел их к Адаму, и он нарек им имена. Змей говорит с Евою, и Ева не убегает от него. Но когда заповедь была нарушена и ока­зано было непослушание Богу, тогда уменьшилась честь человека. Поэтому, когда ты увидишь льва или змея, то вспомни об этих событиях и они послужат тебе немалым поводом к любомудрию. Вспомни также о Данииле, как страшные звери сделались для него нестрашными, когда он возвратился к древнему образу (Божию), равно как и эхидна для Павла, и ты приобретешь отсюда немалую ревность и попечение о душе. Вме­сте с тем и по другой причине нужно дивиться устроению и распоряжению о них Божию. Почему? Потому, что Он назна­чил им для жительства места, удаленные от городов, пу­стыни; будучи страшными, они не обитают в городах и не нападают на живущих в них, но любят и предпочитают пу­стыню, так как Бог издревле назначил им ее, чтобы они там имели удобное и свойственное себе место жизни. Когда ты спишь, они ходят по пустыне. Так и пророк в другом месте говорит: «ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Видишь ли, как и теперь еще остаются следы твоей власти, хотя и сокращенные, однако свидетельствующие о прежней чести? Дикие звери, как беглые рабы, отделены от тебя и временем и местом; и если ты сам не пойдешь к ним, то и они не нападут на тебя, но будут жить в пустынях. Когда ты огорчаешься и недо­умеваешь, для чего сотворены дикие звери, то поступаешь весьма безрассудно, – потому что, если ты сам будешь хорошо вести себя, то не потерпишь от них никакого вреда; если же потерпишь вред от зверей, то вспомни, что и от людей ты часто терпишь вред гораздо тягчайший. Человек бывает хуже зверя. Тот прямо обнаруживает свое зверство; а этот скры­вает свою злобу под видом кротости, и потому часто бывает трудно остеречься его. Впрочем, если ты будешь благоразу­мен, то ни зверь, ни человек не только не причинят тебе никакого вреда, но еще принесут весьма великую пользу.

Беседы на псалмы. На псалом 148

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри». И сего достаточно, чтобы подвигнуть язык наш к благодарению; потому что достойно сие удивления не по одному своему величию, но и по происходящей от сего пользе, которая и обширна и разнообразна.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 9-10 Горы и вcи холми, древа плодоносна и вcи кедри. Звери и вcи скоти, гади и птицы пернаты

Так как боле радостные, красивые, употребительнейшие и полезнейшие творения Божии явно удивительны и похвальны; то посему Давид, оставя их, счел за нужное коснуться довольно в слове и таких, которые представляются людям более неприятными, каковы: огонь, молния, град, лед и проч., о которых сказал выше, а равно и тех, которые кажутся менее употребительными, каковы горы и холмы, плодоносные деревья и бесплодные кедры , сверх того и представляющихся губительными, каковы звери и пресмыкающиеся, и все сие призывает к прославленно Бога, дабы тем сильнее и из сего показать всеобщий промысл Божий и научить людей, что все сие удивительно, достохвально и нужно, и имеет причину и цель, для которой создано, удивительную, хотя сия причина и цель, быть может, для нас, по словам Златоуста, непонятна, или неудобовразумительна. Молния служит знаком дождя, или часто и ветра; град и снег способствуют совершенству земледелия; дух бурный, т. е. бурный ветер иногда переносит облака с одного места на другое, а иногда собирает их, между тем как то и другое делается для пользы, хотя нам и не представляется полезным, по незнанию нашему. Горы и кедры (а под кедрами, как величайшими деревьями, разумеются и все другие бесплодные деревья) способствуют к построению домов и кораблей. Словом: нет ни одного творения излишнего и просто и случайно происшедшего. Львы и барсы, слоны, единороги, носороги и другие подобные звери; из пресмыкающихся драконы, змеи, скорпионы и другие ядовитые животные, также вообще способствуют жизни человека тем, что причиняют нам страх, делают нас скромными, благоразумными и осторожными. Они же напоминают нам и учиненный в раю Адамом грех и преступление; так как за сие все животные, бывшие прежде у него в подчиненности и получившие от него наименования, после свергли с себя рабство и подчиненность ему . Оставляю рассуждение о других выгодах и пользах, доставляемых зверьми и змеями к приготовлению лекарств. Итак, если и причиняющие нам огорчение творения и представляющиеся безнужными и вредными, столько полезны, что чрез них воссылается хваление и славословие Богу, то что можно сказать о прочих тварях не таковых, но приятных, нужных и полезных.

Григория Богослова: Скажи, отчего земля стоит твердо и отчего то поднята на вершины гор, то осаждена в равнины, притом так разнообразно, часто и постоянно меняет свои положения, и тем богаче удовлетворяет нашим нуждам и услаждает нас своим разнообразием? И отделена ли она для жилищ человеческих, или не обитаема, поколику перерезывается хребтами гор, или чем иным, отсекается и отходит для иного употребления, везде служит самым ясным доказательством величия и всемогущества Божия. Рассмотри разнообразие и богатство самых плодов. Рассмотри силы корней, соков, цветов, запахов не только самых приятных, но и здоровых, привлекательность и качества красок. Природа, как на общем пиршестве, предложила тебе все, и что нужно для тебя, и что служит к твоему наслаждению, чтобы ты сверх прочего из самых благодеяний познал Бога, из своих потребностей приобрел больше сведений о себе самом (Слово о богосл. второе).

Слова Евсевия: Как от гор и холмов обратился к лучшим предметам, каковы земные растения: так опять от сих переходит к естеству животных, как имеющих в себе больше силы, нежели растения; ибо те имеют только питательное и растительное свойство, а сии кроме сего получили и способность переходить, и душу, и естественное побуждение (инстинкт), и воображение и различные чувства. За сим разделяет и их—род бессловесных животных на род диких, называемых зверьми, и кротких, именуемых скотами, и советует как за те, так и за другие прославлять Творца; так как ничего нет лишнего ничего ненужного, хотя иное не подлежать нашему знанию.

Златословесного: Я не обвиняю сих вещей, но везде виню твою нравственность: ибо когда ты о ней не брежешь, тогда и от самого себя получаешь вред, и от своего тела; а если заботишься о ней, то не потерпишь никакого вреда и ничего неприятного ни от бесов, ни от зверей?

Евсевий вместе с Феодоритом говорят: Упомянув о скотах и зверях показывает и третье отделение пресмыкающихся; упоминает также и о роде птиц, чтобы ничего не было пропущено, что входит в состав мира. Поелику же между всеми сими видами ничего не сказано о рыбах, то должно думать, что и они причислены к пернатым, а под именем пресмыкающихся заключается и род плавающих. Феодорита одного: ибо они (рыбы) пресмыкаются в водах. Так и Бог назвал их, когда сказал: да произведут воды пресмыкающихся, души живые.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible