Скрыть
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси. После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание. Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело

Что это значит? Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления; Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого; Ты знаешь будущее, и прошедшее, и тайны души чело­веческой, но я и этого не могу понять умом своим, так как Ты изменяешь природу вещей и устрояешь, что они, сохраняя свою природу, являют действия противоестественные и притом как бы свои собственные и свойственные им по природе.

Соединив все это вместе, вдохновенный пророк громко воскликнул: «буду исповедовать Тебя, ибо Ты явился страшно дивным», т.е. Ты явился дивным, Ты – дивен. «Чудны дела Твои, и душа моя знает (их) близко». Что я говорю, продолжает он, о Тебе, когда и совер­шаемое Тобою заключает в себе много дивного? Затем, не перечисляя всего и ограничиваясь собственным знанием, гово­рит: «и душа моя знает (их) близко»; не просто знает, но сильно, крепко. Если знает, то, как же он прежде говорил: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его»? Это сказано о са­мом Боге, а то – о делах Его; если же и то сказано о Нем, то мы так можем понимать: он знает, что Бог дивен, ве­лик, высок, но того, что Он по существу, – я опять повторю тоже, – каково Его величие и как принадлежит Ему все упомя­нутое, не знает. Между тем такое незнание есть доказательство знания, хотя и странны слова мои. Так и моря мы не знаем, как оно пространно, и, однако, потому самому особенно и знаем море, что не знаем меры его. Если же кто скажет, что он знает, как велико море, тот именно и не знает его. Таким образом, бывает объявление знания, которым обличается незна­ние, и бывает незнание, которое свидетельствует нам о знании.

Беседы на псалмы. На псалом 138

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело». Посему, продолжаю песнословить Тебя, Твоими великими делами озаряемый и возбуждаемый к песнопению.

Евфимий Зигабен (†1118)

Исповемся Тебе, яко страшно удивился ecи (стал удивителен).

Мы удивляемся многому, но не со страхом; например, удивляемся красотам и величинам тел и строений и хитростям и искусствам и подобному тому, но не страшимся. Но когда случится наклониться к глубине моря, тогда мы не только удивляемся просто, но и со страхом. Так и пророк Давид, приникнув в неизмеримую причину и безмерную глубину силы Божией и мудрости и многоразличного строения Его и изумившись, удивился со страхом и трепетом оной непостижимости и безмерности: и таким образом обратясь к своей ничтожности мог воззвать только сими словами: благодарю Тебя, Господи!

Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело (сие).

Удивительны, восклицает, все дела Твои, Господи; почему и душа моя весьма хорошо знает, что по истине чудны они и достойны всякого удивления и изумления.

Златословесного: Что говорить о Тебе, когда и произведения Твои заключают в себе много удивительного! Но скажи пророк, если удивительным стало познание Его, если оно столь сильно, что ты изнемогаешь пред ним; то как опять говоришь: душа моя знает весьма сие? Так; но то было сказано о Нем, a сие о делах Его. А если и сие о Нем; то мы можем сказать, что он знает, что Бог удивителен, что Он велик, что высок, но что такое Он по существу, и какое величие Его, сего не знает. И это незнание есть доказательство знания. Так мы не знаем и моря, столь оно велико, однако же потому то мы и весьма знаем. Но если кто скажет, что он знает величину его, то тот то и не знает его. Посему сознание в неразумении есть доказательство знания, а свидетельство о разумении есть незнание.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Испове́мся Тебе́, я́ко стра́шно удиви́лся еси́: чу́дна дела́ Твоя́, и душа́ моя́ зна́ет зело́.

Т.е. исповедаюсь Тебе, что Ты явился страшно дивным, Твои чудные дела приводят меня в изумление и ужас, удивляюсь Тебе и трепещу. С Евр.: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен»Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. С Евр.: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это», т.е. то, что дела Твои, действительно дивны, непостижимы. «Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого» (Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них.

Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей

«Устроил внутренности» - Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. - «Соткал меня во чреве матери» - организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои «кости, когда я был созидаем во глубине утробы». Твое знание меня - полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. - «Зародыш мой видели очи Твои» - Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. - «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные» - Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело

Страшно удивился еси, т.е. Бог, как Творец и Хранитель жизни человеческой с первых зачатков ее, является столь великим, что размышляющего о Нем объемлет священный страх и благоговение. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело

Здесь, как видно, опять недостало слов у пророка для выражения его мыслей и чувств. К слову создал, в подстрочном примечании в славянской Псалтири добавлено: «стяжал». А это значит: «приобрел в собственность, завладел». Кто создал, устроил, тот и овладел, сделался хозяином и знает свой предмет, устроенную им самим вещь, лучше, чем кто-либо другой (в соответствующем значении употреблены: possedisti в Вульгате, а в греческом). Весь 13-й стих, по переводу с еврейского, читается так: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».

По изъяснению св. Иоанна Златоуста, под внутренностями пророк разумеет всего себя, выражая частию целое. «Ты, говорит, Господи, стяжал (сотворил) меня и сделал Своею собственностью, удостоивая Промысла и попечения Своего, так как кто приобретает что-либо, тот и заботится о приобретаемом» [7, с. 1084]. При внимательном прочтении сего псалма и после тщательного рассмотрения хода мыслей в этом псалме, оказывается, что 13-й стих имеет причинную связь не с изображением только пророком вездесущия Божия, а с главною мыслию этого псалма, выраженной в 1-м стихе его словами: «Господи, Ты испытал и знаешь меня», – и проникающей весь изъясняемый псалом. Изречениями сего стиха (пер. с евр.) пророк дает понять, что Бог все видит и все знает потому, что Он находится везде и все проникает, будучи независим и неограничен ни пространством, ни временем. Другое основание всеведения Божия вообще и, в частности, в отношении человеческой природы, заключается в том, что Бог есть Творец вселенной и человека и, как Творец, без сомнения, в совершенстве знает Свои творения. На это именно основание пророк и указывает здесь. Ты, Господи, говорит, знаешь меня в совершенстве, во всех отношениях, потому что Ты мой Творец, Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Самое возникновение моей жизни, ее постепенное развитие во всех ее частностях и подробностях и ее конец находятся в полной от Тебя зависимости: мое зачатие, таинственное развитие в утробе матери и мое рождение суть действия всемогущества Твоего и осуществление Твоей премудрой мысли (ср. Иов. 10:9–11).

Проникнутый такими мыслями и чувствами и воодушевляемый сознанием своего недостоинства, пророк взывает: Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси, – то есть, быв поражен размышлением о величии и чудесах неисчерпаемой премудрости Божией, проявившихся в устройстве человеческого организма, он не мог удержаться от выражения чувств удивления и восторга при виде дел Божественной премудрости: «Славлю Тебя, – говорит, – потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (пер. с евр.). Поистине, человек дивно устроен, и при устроении его совершено Господом множество дивных дел! И чем более новейшая наука изучает человеческий организм, тем больше открывает здесь Божественного всемогущества и премудрости, хотя она еще и до сих пор не может похвалиться, что здесь она все уяснила и все постигла.

А потому и последнее выражение: и душа моя знает зело – нужно, по словам св. Иоанна Златоуста, понимать так, что душа моя вполне сознает, как непостижимы чудные дела Божии: «Ты создал меня, но я не знаю, как создал, Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible