Скрыть
Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко высок Господь, и смиренные призирает. Не дивись, говорит, если исполнится это над людьми; потому что дела человеческие нечужды промышления Божия. И высокая издалеча весть. Ибо, по слову божественного Апостола, Бог от сложения мира определил призвание язычников и возведение их на высоту.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Высок по естеству, высок по существу. Но здесь еще говорится применительно к служению иудейскому и не в стро­гом смысле; а далее он поясняет это и смиренному слуша­телю внушает глубокую мысль. Что же значит: «превознесенное издали знает»? Здесь говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией. Потому и у пророков Бог часто этим опровергает заблуждение идолослужителей. Другой пере­водчик (Акила) говорит: «и вознесенное издалеча распознает» (επηρμένον… διαγινώσκει). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и возвышенное» (μετεώρον). Так как он сказал: «высок Господь и на смиренное взирает, то прибавляет: и превознесенное издали знает», дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большом расстоянии, т.е. прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле.

Беседы на псалмы. На псалом 137

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко высок Господь и смиренныя призирает». Сие Пророк и в другом псалме сказал: «на высоких живый и на смиренныя призираяй» (Пс.112:5–6). Сказует же, что Господь высок по естеству и не изречен, но не оставляет без попечения малых тварей, и их удостоивает Своего промышления.

«И высокая издалеча весть;» потому что все знает прежде, нежели придет в бытие, и издалеча видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственныя пособия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко высок Господь, и смиренные призирает.

Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в 112 псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих.

И высокая издалеча весть.

Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас (Матф. 25, 12). А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных (Псал. 1, 6). Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по Златоусту, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего (Дан. 13, 42).

Другой говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у Акилы сказано: И высокого издалека знает. Феодорита: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. Другиe же полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко высо́к Госпо́дь, и смире́нныя призира́ет, и высо́кая издале́ча весть.

И высокая издалеча весть
. «Здесь, – говорит св. Злат., – говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией... Так как пророк сказал: высок Господь и смиренныя призирает; то прибавляет: и высокая издалеча весть, дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большем расстоянии, т.е. (знает) прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле». По св. Афанасию – «слово: высокая означает вечное определение о призвании язычников и возведение их на высокая». Бл. Феодорит разумеет под высокими – властителей. Т.е., «Бог, издалека видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственные пособия». С Евр.: «Высок Господь и смиренного видит, и гордого узнает издали».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя. Господь воздаст за мя: Господи, милость твоя во век: дел руку твоею не презри.

Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих

Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Как бы ни велики были опасности он сохранит и Своей силой защитит его.

Высказанная здесь вера праведника в постоянство помощи и защиты от Господа могла служить утешением для благочестивого еврея в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии и быть постоянной молитвой в его устах, чем и можно объяснить прибавку в надписании псалма к имени Давида имени означенных пророков.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Издалеча – из беспредельной высоты Своей призирает на смиренных и с гневом взирает на гордых. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня: яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Как в начале псалма пророк выражает желание принести Богу жертвы хвалы и благодарения, за оказанные ему милости (исповемся Тебе, Господи), за то, что услышал его прошения и исполнил их (яко услышал еси глаголы уст моих); так и здесь (ст. 4) – призывает всех царей земли (известного ему круга земли), чтобы они, подобно ему, прославили Бога за то, что они услышали и узнали слова Божественных откровений, то есть слова пророков и апостолов, а также исторические сказания о судьбах царств и народов земных. «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих» (пер. с евр.).

А у блж. Феодорита об этом сказано так: «Да исповедятся Тебе, или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего, Израиля; особенно же слышали Твои евангельские глаголы чрез св. апостолов все концы земли». Следующие слова (по переводу с еврейского) читаются так: «и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня».

«Путями, – говорит блж. Феодорит, пророк называет домостроительство Божие, то есть пусть повествуют, прославляют, возвещают славные дела Твои». А св. Афанасий, вместо: – «в путях», читал: – «в песнях», то есть «да воспоют в тех песнях Господних, которые пророк начертал, и которые повелевает воспевать всем верующим из язычников» [3, с. 408].

Велика слава Господня, т.е., по словам св. Иоанна Златоуста, «она явна для всех, потому что и небо, и земля исполнены славы Его, Поелику все вообще: и ангелы, и человеки, – прославляют Его. Если (читать): «в путях Господних», то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если – «в песнях твоих», то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих, ибо это значит: да воспоют» [7, с. 1077]. Итак, да воспоют величие и славу Господню все цари земли!

А следующие слова ст. 6: яко высок Господь – очень сходны с выражениями 6-7 стихов псалма 112: «на высоких живый, и на смиренныя призираяй». Господь Бог, несмотря на неизмеримое величие и на непостижимую высоту Свою, невзирая на высочайшую премудрость, силу и власть Свою, близок, однако, к смиренномудрствующим людям настолько, что благоволит к ним и «на смиренныя призирает», снисходит к ним и приближается, «яко весть Господь путь праведных» (Пс. 1:6), и наоборот, высокая Он издалеча весть, т.е. людей превозносящихся и высоко думающих о себе, как земных и преданных суете, Он не терпит и как бы не видит, признавая их недостойными Его благоволения и милости, и прямо говорит о них: «Не вем вас» (Мф. 25:12).

По мнению св. Иоанна Златоуста, здесь выражено слово о предведении, т.е. что Бог издалека и прежде существования чего-либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: «Знающий все прежде бытия всего» (Дан. 13:42).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible