Скрыть
Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

Можно или то и другое относить к народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, или раздельно можно относить: «умилосердится» – к народу, а «судить» – к врагам, т.е., тех помилует, – это и значит: «умилосердится», – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию.

Не имея возможности указать на подвиги их жизни, пророк для оправдания их употребил названия людей и рабов (Господа). Сказав: «умилосердится», он выражает, что примирение зависит от человеколюбия Божия, а не от их достоинства, потому что где моление, там нужно прощение, а где нужно про­щение, там не оценка заслуг, а человеколюбие. Так как выше он сказал: «память о Тебе в род и род», а они тогда одни из всех народов присвояли себе Бога, то он некоторым образом намекает на это и говорит: спасение людей Твоих явит славу Твою у многих; слава, свойственная самому суще­ству Божию, никогда не уменьшается, не уничтожается и не из­меняется, хотя бы никто не чтил ее; но слава Его у многих откроется и чрез наше спасение, когда мы будем опять иметь город, святилище, храм, и опять получим прежнее обществен­ное устройство.

Беседы на псалмы. На псалом 134

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится». Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущаго Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поелику наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится.

Бог, продолжает, будет судить народ свой, т. е. произведет за него суд и отмщение врагам, вредившим ему, и преклонится к своему народу, который умоляет и смягчает Бога молитвами своими. Или, по словам Златоуста, Бог будет судить народ свой, когда он согрешит и праведно накажет его, а когда снова покается, Он сжалится над ним и поможет ему.

Слова Феодорита: Ты, говорит, не презришь нас, боримых пред Твоим взором врагами, и не наведешь наказаний, которых мы стоим за грехи наши, но будешь милостив и снисходителен. Заметь же, что сии слова Давид заимствовал у Моисея из его песни: ибо судит Господь народ свой, и о рабах своих будет умолен.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

Пророк ясно отделяет людей от рабов. Суд предоставляет только людям, а о рабех умалится. Без сомнения, пророк под рабами разумеет праведных; однако не говорит, что праведные сами умолят Господа. Конечно, тот, кто будет умолять о праведных, выше их и имеет более, нежели они, дерзновение к Богу. Кто же это? Пророк сим указывает на того Праведника, который не имеет нужды о Себе молить, то есть на Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Сие изречение пророка совершенно изъясняет слова Евангелия: о сих молю, не о всем мире молю, но и о верующих словесе их ради в Мя. Следственно, пророк под именем людей разумеет неверующих, а под именем рабов - верующих в Господа Иисуса Христа.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко суди́ти и́мать Госпо́дь лю́дем Свои́м, и о рабе́х Свои́х умо́лится.

С Евр.: «Ибо Господь будет судить народ Свой, и над рабами Своими умилосердится». «То и другое, суд и помилование, можно, – говорит св. Злат., – относить или к одному народу Израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует; или раздельно можно относить: умолится – к народу (Еврейскому), а судити  ко врагам, т.е. тех (Евреев) помилует; ибо это и значит: умолится,а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится

ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех. Умолится – умилосердится.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится

Перечислив знамения и чудеса, сотворенные Богом для избранного народа Своего, как в Египте, так и при завоевании им Ханаанской земли, пророк прерывает начатую о том речь свою и сам переходит к восхвалению и прославлению Бога за неизреченные Его благодеяния, подобно тому, как это делали и другие пророки. Эту хвалу Богу пророк выражает теми же словами, как и выше, в Пс.101:13.

«Господи! имя Твое в век; память о Тебе в род и род». В объяснение сего св. Иоанн Златоуст говорит. «Здесь прерывает связь речи славословием, что обыкновенно делают святые: когда, начав говорить о каком-либо из чудес Божиих, они воспламеняются, то не прежде оканчивают, как прославив и похвалив за то, о чем было говорено, Бога, и так удовлетворяют своему желанию; это и особенно делает везде и Павел. Воспламенившись неизреченным человеколюбием Божиим, пророк произнес славословие: Господи! имя Твое во век, т.е. слава Твоя непрерывна: ничто не может повредить или пресечь ее; она постоянна, неизменна, непреложна, в полном ярком свете. И память о Тебе, или память, которая у Тебя, не окончится в продолжение всех родов, беспредельна» [7, с. 1060]. А блж. Феодорит выразил это так: «Великость сотворенных Тобою чудес показала всем Твое имя, и память о Твоих благодеяниях сохранится во все будущие роды» [7, с. 1060].

Далее пророк говорит о суде над людьми и рабами Своими. Смотря по контексту речи всего псалма, здесь нельзя отделять людей от рабов. Люди – это достояние Божие (как в ст. 4 и 12), избранный народ Божий, Израиль; а рабы Господа – это все те, которые служат Господу, стоят в храме Его, во дворах дома Божия (ст. 1-2), значит, те же израильтяне. Господь будет судить людей Своих, т.е., как праведный Судия, Он защитит их от врагов, не даст в обиду несправедливо нападающим на них врагам и отомстит за них; а к тем из своих людей и рабов, которые, если и окажутся виновными пред Ним, на праведном суде Его, хотя и накажет их, но явит и милость Свою к ним, быв умолен (умолится). От кого же? – пророк не досказал сего. Можно думать, что он разумел того Праведника, Который не имеет нужды молить о Себе, то есть Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который в первосвященнической молитве Своей так молился Отцу Небесному: «Отче Святый! Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя» (Ин. 17:9, 20).

Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о сем: «То и другое, суд и помилование, можно относить или к одному народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, – или раздельно можно относить: умолится – к народу (еврейскому), а судити – ко врагам, т.е. тех (евреев) помилует, ибо это и значит: «умолится», – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible