Скрыть
Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

Просвети очи мои; разумеет очи ума. Ибо сказано: просветите себе свет ведения (Ос. 10,12).

Толкование на псалмы

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа

Озарение благодати является не только откровением мыслей и знания, но и — подлинно вечным озарением ипостасного Света в душах, как и написано: «Бог рекий из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия в лице Иисус Христове». И еще: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» (Пс. 12, 4), то есть дабы когда моя душа будет выходить из тела, не случилось бы ей стать покрытой злым покрывалом смерти. И еще написано: «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18). И: «Посли свет Твой и истину Твою; та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя» (Пс. 42, 3). И: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем» (Пс. 4, 7-8); этим он показал и самое последствие предмета.

Собрание рукописей типа I. Слово 58

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-4 Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя? Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

«Доколе я буду слагать помыслы в душе моей?» Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спо­тыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно пре­дается заботам, беспокойствам и скорбям. Впрочем, эти са­мые заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь, собеседование об отвращении Божием, не мало способствуют к тому, чтобы Он опять обратился к нам. Так и Павел говорит о себе в послании к Коринфянам: «кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною» (2Кор.2:2)? Немалая, возлюбленный, польза от того, чтобы чувствовать отвращение Божие, скорбеть и сето­вать, потому что таким образом мы скоро опять обратим Его к себе. «Доколе будет возноситься надо мною враг мой? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно». Как тогда, когда Бог покровительствует нам и на­ходится с нами, исчезает всякая скорбь, так тогда, когда Он отступает от нас и забывает нас, душа наша терзается, сердце скорбит, люди огорчают нас, и везде для нас утесы и стремнины. Но все это попускается с полезною целью, – чтобы люди беспечные, страдая от этого, тщательнее старались воз­вратиться туда, откуда ниспали. «Накажет тебя, говорит пророк, нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя» (Иер.2:19). Таким образом, и оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не ви­дит надлежащего к Себе внимания, тогда на несколько вре­мени отступает и удаляется, чтобы нерадивые, оставив нера­дение, сделались ревностнейшими. «Призри», говорит пророк, посмотри на врага, возносящегося надо мною; и если не по моему уничижению, то по его надменности и гордости «услышь меня». Чего просишь ты? Победы над врагами? Нет, говорит, но того, чтобы просветились очи сердца моего, чтобы рассеялся мрак, объявший мыслительную часть души моей, помрачивший мое мысленное око.

Беседы на псалмы. На псалом 12

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

Кто повседневно стремится к миру и безмолвию ума и усердно ищет его, тот легко презрит всё чувственное, дабы не напрасно трудиться. Если же он какими–либо ложными мудрованиями обманет свою совесть (что не беда быть заняту чем–либо чувственным), то горькою уснёт смертию забвения, о неуснутии коею молится божественный Давид (Пс. 12:4да не когда усну в смерть). Апостол же говорит: ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак. 4:17).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

«Призри, услыши мя Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть». В этой ночи бедствий, как некиим сном, одержим я малодушием. Но если явится свет Твоей помощи; то разсеет ночь бедствий, прекратит сон малодушия. Если же замедлишь помощию; то боюсь, чтобы сон не превратился в смерть, когда печаль пересилит помыслы.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О бессмертии души


Сектанты говорят: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным»(Пс.12:4); «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6).

Православный ответ: говорится о той же нравственной смерти людей греховных, не способных благословлять Господа Бога.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

Призри, услыши мя, Господи Боже мой

Посему Давид прежде сказал: доколе отвращаешь лице Твое и соответственно этому теперь поставил: призри, т.е. удостой меня Твоей милости. Господи, призри свыше на меня, жестокостраждущего, и, сжалившись, услышь меня молящегося Teбе о помощи.

Просвети очи мои, да не когда усну в смерть

Поелику, говорит, ночь и тьма бедствий окружили меня, то оттого сон печали и уныния одержит меня, так как естественное свойство у печальных предаваться сну. Ибо испарение желчи и скорбь сердца наводят на глаза тяжесть и омрачение. Итак по сей причине просветли их, Господи, т.е. дай им (способность) видеть чисто и пролей каплю духовной радости в сердце мое, от которой оно играя и веселясь, отженет сон печали от очей. Чтобы мне не заснуть на смерть, т.е. чтоб этот сон от чрезмерности скорби не причинил мне смерть. Ибо, по словам Сираха, от печали случается смерть (Сир. 38,20). Или он говорит и об умственных очах души, т. е. уме, который был омрачен тьмою греха. В сем отношении Давид молится об освобождении ума его от таковой тьмы, чтоб ему не умереть во грехах, по Златоусту, сделавшись мертвым для добродетели. Или он страшится того, чтобы чрез совершенное омертвение в нем надежды на Бога не подвергнуться смерти отчаяния.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.4   Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть.

Ст.4   Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным.
 

Злополучия и горести помрачают умственный взор человека, погружают страдальца в мучительную тьму и сокращают его жизнь. Давид молит Бога, дабы он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи, дабы сокрушительная сила страданий не повергла его из мрака злополучий в мрак могильный. Но и в этом состоянии Давид не теряет надежды на будущее воскресение; ибо говорит усну, а не погибну совсем, не уничтожусь. «Призри, говорит пророк, посмотри на врага, возносящегося надо мною, и услыши мя» (Злат.). Бл. Феодорит под сном разумеет сон малодушия. «Если явится свет Твоей помощи: то рассеет мрак бедствий, прекратит сон малодушия». «Отгони глубокий сон от меня при грехах моих, которым, уснув, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Злат.). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть

Защити меня, Господи, не дай врагу победы надо мной, дай мне возможность в гимнах восхвалять Тебя

«Просвети очи» - дай свет моим глазам, всели бодрость и уверенность, что я не погибну («не усну я сном смертным»).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся

Выразив скорбь свою и жалобу на несчастные и бедственные обстоятельства, а также и твердую веру и надежду свою на милость Божию, Давид обращается далее с молитвою к Богу, чтобы Он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи. Просветить очи – в духовном смысле значит то же, что дать жизненный дух, вдохнуть жизнь. Греховная жизнь помрачает душу человека и подвергает ее вечной смерти. Чтобы избавиться от греха, нужно искать света истины Божественной, нужно молить Господа о просвещении ума и сердца, этих духовных очей. Это и делает Давид, прося Господа Бога как бы так: не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, воззри, посмотри на меня милостивым Твоим оком и дай жизнь духовным очам моим, оживотвори умерщвляемую грехом мою душу, чтобы мне не уснуть сном смертным. Если не сделаешь этого, то может случиться, что враг мой, видя меня слабым и беззащитным, погруженным во тьму греховную, еще более усилит свои козни надо мной, еще более станет превозноситься и будет говорить: я преодолел, победил его: укрепихся на него. Тогда и стужающии ми, т.е. гнетущие и оскорбляющие меня враги мои возрадуются, аще подвижуся, т.е. если я поколеблюсь в подвиге терпения, в добродетели, в уповании на помощь Божию.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible