Скрыть
Дорога́ в очах Господних смерть святых Его!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2, 6 Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: благоугожду Господу (Пс. 114,8), потом увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего

Честна пред Господем смерть преподобных Его. Нет, говорит, у нас иного воздаяния за принятое нами от Бога, кроме того, как претерпеть за Него смерть, и в этом подражать своему Владыке. Такая смерть, конечно, многочестна будет пред Богом.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 5-6 молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его. Честна пред Господем смерть преподобных Его

Молитвы моя [Господеви] воздам пред всеми людьми Его.И затем поощрение слушающим, чтобы не боялись смерти: честна пред Господем смерть преподобных Его. [Этим он как бы] говорит: «Вы люди участники прекрасного состязания, не робейте перед смертью, ибо это не тление, но начало жизни, не совершенное исчезновение, но переход в славу». У людей любящих богатство, так повелось, что некоторые камешки, сверкающие разноцветным блеском, называются «честными» (драгоценными). И поистине честна пред Господем смерть преподобных Его. Если душа, проводившая чистую жизнь, свободная от плотских осквернений, не имеющая ни пятна, ни морщины, прославленная в борьбе за благочестие и стяжавшая венец праведности, сверкающий красотой многих добродетелей, предстанет Владыке и Судии всех, окажется еще более сверкающей от сияния благодати, то как же может не быть честна пред Господем смерть такого человека? Посему не будем скорбеть об исходе из этого мира мужей преподобных, но скорее [будем переживать это] как рождение и переход в иную жизнь. Ибо вход в этот мир законоположен нам необходимостью естества через бесчестие нечистоты и зловония посредством плотского рождения. Выход же и переход отсюда честен и светел, но не у всех, а у живших преподобно и праведно в здешней жизни. Честна… смерть, но не честно у людей рождение. Сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в тлении, восстает в нетлении (1Кор. 15:43, 42). Итак, сравни с рождением смерть и перестань оплакивать тех, кто изменился из бесчестия [в славу]. Так что умерли они не по-иудейски, став отвратительной мертвичиной, потому что за Христа смерть честной удел преподобных Его. Посему [и было] сказано священникам и назореям: прикасаяйся мертвечине его, нечист будет до вечера и да измыет ризы своя (Лев. 11:39, 40). Теперь же прикасающийся к костям мученика получает и некоторое причастие освящения той благодатью, которая обитает в теле [святого]. Итак, честна пред Господем смерть преподобных Его. Посему не предпочитайте многочестное бесчестному и не будьте сообщниками дурных, предпочитая тленную жизнь состоянию нетленному и блаженному. Не поддавайтесь страстям бесчестия, которым подпадают многие из любителей наслаждения, которые и жизненные блага, и величие души сжигают и порабощают ее, увлекая к служению плоти. Ибо где рабство, там и бесчестье. Итак, должно избегать жизни, соединенной с бесчестьем.

Ничего большего не смогу, говорит, сотворить, чем самого себя воздам Владыке.

Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Честна пред Господем смерть преподобных Его. о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя

Дру­гой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: драгоценна (έντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рас­смотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: «Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои».

Не сказал: ослабил, но: «расторг», выражая, что они сделались недействительными. «Узами» он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о ко­торых говорится: «в союзе мира» (Еф.4:3), и: «есть совокупность совершенства» (Кол.3:14). Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: «в узах греха своего он содержится» (Притч.5:22). На это указывает и Христос, когда говорит: «сию же дочь Авраамову…, связанную так сата­ною, не надлежало ли освободить от уз» (Лк.13:16)? И Исаия гово­рит о Христе: «восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите» (Ис.49:8–9). Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погре­шит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» (Еф.3:1); и еще: «я исполняю посольство в узах» (Еф.6:20; Деян.28:20).

Беседы на псалмы. На псалом 115

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Честна пред Господем смерть преподобных Его». А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима?

Евфимий Зигабен (†1118)

Честна (дорога) пред Господем смерть преподобных Его

Я, говорит, радуюсь о том, что умру; потому что смерть посвятившихся и преданных Богу есть драгоценна. Если и жизнь таковых людей дорога, то тем более смерть их, которая препровождает их ко Владыке и Богу их. Ибо преданные Богу, при смерти своей, получают от Него честь: их провождают и встречают святые ангелы.

Того же Василия Вел.: По истине дорога смерть святых. Ибо когда душа, быв очищена и прославившись подвигами за благочестие, предстает судии, сияя необыкновенною красотою добродетели, то как не дорога в очах Господа смерть такового человека? Итак, не станем оплакивать отшествие святых мужей отсюда, лучше же оплакивать дни рождения и появления в сей жизни. Ибо вход в сей мир бывает с бесчестием, скверною и смрадом; а исхождение и освобождение от сей жизни честно и славно, не всех людей, но только тех, которые свято и тщательно провели настоящую жизнь. Когда по- иудейски, или естественно умирали, тогда трупы их были гнусны; а когда смерть была за Христа, то останки (мощи) их дороги. И ныне кто прикасается к костям мученика, принимает сообщаемое благодатью, неотступно пребывающею в теле сем, некое освящение. И Пахимер в замечаниях на Дионисия говорит: Дорога пред Господом смерть святых не просто потому, что она есть смерть и распоряжение души с телом, но потому, что святые мужи оканчивают жизнь в святости. Феодорита: А если и для Бога честен, то для кого из святых не досточтим? Другой говорит: Видишь ли, что чашею спасения наименовал смерть за исповедание Бога? А сколь она дорога, это показывает воздаваемая по всей вселенной честь мученикам. И слова Господа показывают то же: кто исповедается о мне пред человеками, и Я исповедаю его пред Отцем моим, Который на небесах.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

6. Дорога́ в очах Господних смерть святых Его! 

Честна пред Господем смерть преподобних Его. Связь речи, по св. Злат., та, что певец, сказав о благодеяниях Божиих, продолжает, что Бог печется не только о жизни, но и о смерти преподобных или избранных Своих; не дает им умирать без особенной цели и причины, в самой смерти о них промышляет, потому что смерть праведных, как и вся жизнь их, дорога пред Богом; по бл. Феодориту, смерть преподобных досточтима, многочестна, неразрывно соединена с честию и славою пред Богом и людьми, как наприм. смерть св. мучеников.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Честна пред Господем смерть преподобных Его

Смерть святых дорога пред Тобою. Ты разрешил мои узы, избавил от гибели, за что я буду восхвалять Тебя в дому Господнем

«Дорога в очах Господних смерть святых Его!» Господь дорожит смертью святых, посылает ее тогда, когда это нужно, а потому избавляет праведников от тяжелого и, по-видимому, безвыходного положения, в которое они попадают (см. 114 Пс 3 ст.). Таков смысл этого выражения по контексту речи и по параллели с 114 Пс. С этим не стоит в противоречии и обычное понимание, что Господь любит праведников и дорожит ими при их смерти, т. е. Господь по смерти принимает праведников к Себе и награждает их. Здесь тогда заключается ясное учение о загробном мздовоздаянии и бессмертии человеческой души.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Честна пред Господем смерть преподобных Его

К такой радостной благодарности достаточно оснований; в спасении псалмопевца из опасности смерти Бог показал, что для Него дорога жизнь святых Его. Честна смерть преподобных: смерть святых благочестивых Израильтян не есть мелочь в очах Божиих, так чтобы Он нисколько не заботился о том, будут ли благочестивые умерщвлены нечестивыми или нет; напротив, их смерть является в очах Божиих как нечто ценное, как предмет особенной заботливости, Он придает большую цену их жизни. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–6 Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его

Преисполненный чувством великой благодарности за все те благодеяния, какие получал многократно от Бога, пророк как бы находится в затруднении, как и чем он (доведший себя до сознания ничтожества) мог бы достойно возблагодарить Господа, и выражает это затруднение свое таким словами: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

Признавая себя бессильным к достодолжному благодарению Господа, он употребляет последнее средство, прославляет милость Божию какими только может хвалами и на поставленный самому себе вопрос отвечает: чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Под именем чаши некоторые разумеют здесь жертвоприношение, какое употреблялось в подобных случаях в Ветхом Завете. Но св. отцы: Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие, – согласно толкуют это изречение пророка о чаше терпения и страдания, в каковом смысле и Сам Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: «Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» (Мф. 20:22); а также и в Евангелии Иоанна (Ин. 18:11), обращаясь к Петру, говорит: «Вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» И не только в Новом Завете, но и у древних пророков везде чаша принимается за горькое питие скорбей, как, например, у пророка Исайи (Ис. 51:17), у Иеремии (Иер. 25:15, 17 и др.) и в псалме (Пс. 74:9). Таким образом, пророк, не имея ничего лучшего, что мог бы принести в дар Господу Богу за столь многие и великие благодеяния, ему оказанные, говорит: чашу спасения прииму, т.е. испию с удовольствием чашу Господню, как бы ни была она горька, и готов претерпеть всякие скорби, беды и напасти, хотя бы и самую смерть, если Господу угодно, будучи вполне уверен, что чаша сия, хотя и горька, но спасительна. И принимая ее, я не на свои силы уповаю, но имя Господне призову, опять крепко веруя, что с помощью Божией всё могу. А вместе с призванием имени Господня, я, говорит, воздам молитвы, или, что то же, «обеты мои Господу пред всем народом Его» (пер. с евр.), то есть за милости Божии и великие Его благодеяния мне я готов принести жертву хвалы и исповедания не в темном каком-либо и потайном месте, но в храме, при всенародном собрании, в присутствии даже самих врагов, хотя бы за это угрожала мне смерть. Ибо я опять уверен, что смерть людей, пострадавших за исповедание имени Господа, есть честна и драгоценна. «Дорога в очах Господних смерть святых (преподобных) Его".

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible