Скрыть
Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5, 7 Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Поскольку они не имеют дара слова и не одушевлены, то пророк дает за них ответ: от лица Господня подвижеся земля. Все это было, потому что явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря. Ибо и камень бесплодный, который лишен был всякой влаги и по твердости не допускал сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники. Итак, ни мало это не удивительно: повелел Творец, и разделилось море, и несекомый камень источил воду, и небо ниспослало манну, и ветры собрали крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля

Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий. Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписы­вает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может до­стигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назы­вался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Излагая наперед при­чину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, – потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:13, 16). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешив­шись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой.

Беседы на псалмы. На псалом 113

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 «От лица Господня подвижеся земля, от лица» Бога Иаковля», «Обращшаго камень во озера водная, и несекомый во источники водныя». Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; – вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, несекомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

Евфимий Зигабен (†1118)

От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля.

Здесь сам Давид ответствует на вопрос, который дал прежде бездушным; потому что, как изъясняет Феодорит, они не могли ответствовать за себя, по недостатку разума. Он говорит: от явления Господа поколебалась, т. е. взыграла земля в качестве гор и холмов. А явление Его можешь представлять бывшее на горах Синае и Хориве и пришествие Бога на горах иудейских, как сказал и в прежде упомянутом 95-м псалме: тогда возрадуются все деревья лесные от лица Господа, ибо идет. Богом же Иакова назвал Его согласно с следующими словами: Я есмь Бог Авраама, И Бог Исаака, И Бог Иакова (Исх. 3,6).

Евсевия: Сими словами выражается призвание народов. В древности некоторое только было чувство у моря, реки, гор и холмов; а ныне, говорит, да сотрясется и поколеблется вся стихия земная, или лучше, по выражению Акилы, да будет в муках рождения, чтоб исполнилось сказанное Исаиею: кто слышал подобное? И кто видел таковое? Или страдала земля в день один (какой либо)? Или и родился ли народ в один раз? Ибо в муках рождения был Сион и родил детей своих (Ис. 66,8).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

7. Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,

От лица Господня подвижеся земля. Это ответ на сказанное выше. Т.е. потому море побежало, а Иордан возвратился вспять, скакали горы и холмы, что «явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря» (Св. Афан. и бл. Феодорит).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-8 горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

«Скакание гор» - землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник - чудесное изведение в пустыне воды из камня.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля

В ст. 7 и 8 содержится ответ на предыдущий вопрос, мы трепещем пред всемогущим Богом, совершающим чудеса в пользу Своего народа. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–8 Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя

Как бы недоумевая, какая была причина того, что море разделилось до того, что открылось сухое дно его, и отчего произошел разрыв реки, так что целый народ мог беспрепятственно пройти чрез нее, пророк обращается к сим безличным, но по самой сущности свой величественным предметам с вопросом: море, что с тобою случилось, что ты обратилось в бегство? А ты, река Иордан, что заставило тебя остановить твое течение и вернуться назад? И вы, горы и холмы, что (яко здесь значит «что») запрыгали и заиграли, как овны и как малые агнцы? На эти вопросы сам же пророк дает и ответ. Он говорит, что земля, в виде гор и холмов, поколебалась от присутствия на ней силы Божией, от лица Господня подвижеся земля. Первое из таких присутствий было на горе Хорив, когда Моисей получил от Бога повеление вывести народ еврейский из Египта, а второе – на горе Синай, на которой дан был Закон сему народу. К словам: от лица Господня подвижеся земля – прибавлены слова – от лица Бога Иаковля, – соответственно тому, что Господь Сам назвал Себя так, когда явился Моисею на горе Хорив, из среды горящей купины: «Я Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). А затем и еще прибавлены слова: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

Последними словами пророк напоминает о том чуде, которое совершил Господь Бог чрез Моисея в то время, когда изведенные из Египта евреи стояли станом в Рефидиме и по случаю недостатка в воде подняли сильный ропот на Моисея. «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждой нас, детей наших и стада наши?» – кричали они. По повелению Божию, Моисей взял тогда некоторых из старейшин народа, подошел с ними к горе Хорив, ударил по ней посохом своим, и из скалы потекла вода. Таким образом, Господь Бог обратил камень во езера водная и несекомый (т.е. не подлежащий рассечению) во источники водныя (Исх. 17:1–6). Несекомым (греч., лат. «rupes, saxum adamantinum, камень, гранит»), по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь камень, как нелегко уступающий железу и только с поверхности едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит пророк, свои естественные свойства и произвел источники вод» [5, с. 331].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible