Скрыть
из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Воздвизаяй от земли нища, т. е. народ призванный из язычников.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Возвысив слушателя от земли и устремив к небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказатель­ству силы Божией и говорит: «поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого». И ничтожное возвышать – дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: «Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость» (Ам.5:9). А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в пере­носном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычни­ках, увидит это и на нас – людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос воз­высил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. «И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего». «Гноищем» он называет здесь тленность и происходящую оттого частую из­менчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно.

Беседы на псалмы. На псалом 112

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 «Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога»: «Посадити его с князи, с князи людей Своих». Сие изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную песнь (1Цар.2:8). Сие же, как видим, и всегда творит Бог всяческих; так блаженнаго Давида, бывшаго пастырем, соделал царем; так Иосифа, впадшаго в рабство, посадил на царский престол; так Моисея, бывшаго пастырем овец, соделал народоправителем людей Своих, и поставил в Бога Фараону; так народы, порабощенные нищете нечестия и седящие на гноище греха, сподобил благ дарованных Израилю; так естество человеческое, ниспадшее на самое дно смерти, восприял, возвел и посадил «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф.1:21).

Максим Исповедник, прп. (†662)

Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, я подразумеваю — из плотского помышления и из зловонной грязи страстей. Возвышает Он нищего духом, лишенного порочности и навыка в ней, или, напротив, находящегося во власти страстей и закона плоти, а потому бедного и нищенствующего благодатию в отношении к добродетели и ведению.

Мистагогия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Не дело ли Божие и твое – возвышение на степень священства? Явно.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога.

Землею и гноищем (навозом) Давид называет ничтожность и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет Феодорит, и нищего и ничего незначащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

7.из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога.  Т.е. возвышает и делает славными людей из униженного состояния, напр. Моисея, Давида, Даниила, Иова; или: язычников и вообще людей из бедного состояния, униженного грехом, Бог поднимает и возвышает (Св. Злат., св. Афан. и бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся.

Указаны действия Божественной милости: Он из ничтожества («брения») возвышает и поставляет с князьями, неплодной дает детей. Вероятно, здесь разумеются не только частные случаи такой милости Божией, проявленной над отдельными людьми, вроде исцеления Иова, возвышения Давида, Моисея, Даниила и др., или, напр., разрешение неплодия Сары, Рахили, Анны, но этот образ приложим ко всему еврейскому народу, сначала ничтожному и малочисленному, загнанному и забитому в Египте, а потом размножившемуся и сделавшемуся обладателем Палестины и имевшему значительный политический вес в глазах древних языческих монархий и народов.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 7-9 воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся

Ст. 7-9 представляет частное развитие на смиренныя призираяй; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. Иметь свое местопребывание во прахе (от земли) и на навозной куче (на гноище) – знак величайшей бедности и беспомощности. Неплодовь в доме легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей – дать бесплодной детей – вселить ее в доме, в семействе – такому благословению Божию она очень радуется; ср. 1Цар. 1 и 2. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога

Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами. Есть ли кто-нибудь, говорит, в мире такой, Кто как Иегова, Бог наш, Который, имея жительство на неприступных высотах, и всех и все превосходя величием Существа Своего, в то же время, по неизреченной милости и благости Своей, близок был и ко всему тому, что происходит на небе и на земле, даже к незначительным предметам, в особенности же к людям, кротким и смиренным; Который, восседая на высоте, преклоняется, чтобы видеть то, что на небесах и на земле? Кто, яко Господь, Который на небеси унизил гордых ангелов и сатану, и на земли воззрел на смиренных и праведных и возвел их к соучастию в вечной славе Своей, Который на земле презрел гордых фараонов, Навуходоносоров и других, подобных им, и воззрел на Моисея и Давида и на других смиренных и кротких, Который из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, как например многострадального Иова? Землею и гноищем псалмопевец называет ничтожество и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет блж. Феодорит, «и нищего и ничего не значащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым» [7, с 899].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible