Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 105:3
106:3凡遵守公平,常行公义的,这人便为有福。
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Аллилуия
Содержание: В этом псалме перечисляет грехи народа первого, показывая, за что отвержены израильтяне. Грехи же их суть следующие: во-первых: преогорчиша Бога восходяще в Чермное море (Пс. 105:7), сказав: за еже не быти гробом во Египта, извел нас здесь погубить (Исх. 14,11); во-вторых: искусиша Бога в пустыни (Пс. 105:14); в-третьих: прогневаша Моисея в стану (Пс. 105:16); в-четвертых: сотвориша тельца в Хориве (Пс. 105:19); в-пятых: уничижиша землю желанную (Пс. 105:24); в-шестых: причастишася Веелфегору (Пс. 105:28); в-седьмых: прогневаша Его на воде пререкания (Пс. 105:32); в-восьмых: не потребиша языки, яже рече Господь им, но даже стали покланяться идолам и детей своих приносить в жертву (Пс. 105:34).
Ст. 1, 3-4 Исповедайтеся Господеви, яко благ… Блажени хранящии суд, и проч. Ибо те одни достойны глаголать силы Господни, которые исполняют, что определено Богом в Писаниях, поступая во всем с рассуждением и по разуму, имея всегда пред очами суд Божий. Таковые естественным образом суть творцы правды, на самом деле исполняющие, что справедливо. Помяни нас, Господи, в благоволении людей Твоих. Здесь вводится уже лицо иудеев, которые молятся, чтобы им причаститься спасения, дарованного язычникам.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время
За сознанием греха следует плод добродетели или блаженство. Испытывая сам тяжесть наказания за грех, пророк здесь ублажает освободившихся от него и украшающих жизнь своею правдою. Ублажает, однако, не просто всякого держащегося правды, но того, кто твердо и неуклонно держится последования ей.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время». За сознанием греха следует ублажение добродетели; потому что, кто несет наказания за грех, тот ублажает освободившихся от онаго и украшающих жизнь свою правдою, – ублажает же не того, кто однажды поступил правдиво, но кто всегда и непрестанно следует по следам правды.
Евфимий Зигабен (†1118)
Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время.
Блаженны, говорит, и счастливы те, которые хранят закон Бога или те, которые имеют суд, или различение, чтобы могли правильно судить, не только о других, но прежде других о себе самих, не позволяя телу и телесным страстям вести брань с душою их, и добру быть побеждаемым злом. А равно блаженны и те, которые всегда делают правду в отношении к самим себе и к другим, как мы сказали.
Другой из толковников вместо: творящие правду, перевел: творящие милостыню. Ибо и того и другого преимущественно требует Бог: и хранения правды и оказания человеколюбия. Слова Феодорита: Ублажает не того, кто однажды поступил праведно; но того, кто всегда и непрестанно поступает так.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-3 Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы его? Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время.
Вопрос второго стиха - риторический. Ответ на него вытекает из всего изложения в предыдущем псалме истории водительства Богом еврейского народа и тех многочисленных чудес, которые Он совершал для них: всех великих дел Божиих невозможно пересказать, а потому нет меры и той хвале, которая должна быть воздаваема Ему. - «Хранящие суд и творящие правду» - всегда следующие предписаниям Его закона.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время
Прославляйте Господа, потому что Он бесконечно благ и невыразимо могуществен; а вследствие этого блаженны и все исполняющие волю Его, потому что им всегда помогает Его милость и могущество.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Блажени хранящий суд и творящий правду во всякое время
Изречения сего стиха служат, хотя и не прямым, ответом на вопрос, предложенный в предыдущем стихе. Люди грешные, подверженные обыкновенным слабостям человеческим и в то же время нерадящие о том, чтобы хранить суд и творить правду, т.е. не заботящиеся об исполнении нравственного закона Божия, не могут выразить и изъяснить достойным образом «силы и хвалы Господни». Это возможно только для тех, кто сами хранят и любят закон, сами могут различать и правильно судить как о себе, так и о других, что в их действиях согласно с законом Божиим и что противно ему, – которые всегда делают правду, как в отношении к себе самим, так и в отношении к другим. Таких пророк называет здесь блаженными, потому что они не словами только, а и самым делом, своим образом жизни, возглаголют и прославят достохвальные дела Божии. Хранить суд и творить всегда правду и значит исполнять праведные законы Божии.