Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 9:8
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
Святые отцы
Прочие
Августин Аврелий, блж. (†430)
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя
Обычно бывает и часто случается так, что, услышав порицание, человек на время огорчается, противится и спорит, а потом обдумывает наедине с собой в тишине, где есть только Бог и сам он и где не боится он быть неприятным людям оттого, что его укоряют, но боится не угодить Богу тем, что себя не исправляет, и потому уже не делает того, в чем его справедливо обличили, но насколько ненавидит свой грех, настолько любит брата, в котором видит врага своему греху.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя
Давайте будем всегда увещевать друг друга в любви. Столько раз, сколько любой из нас грешит, пусть он охотно и терпеливо принимает порицание от соседа или ближнего, потому что сказано об этом: обличай мудрого, и он возлюбит тебя, обличай кощунника, и он возненавидит тебя (Притч 9:8). Итак, умоляю вас, братья, обличайте, запрещайте, увещевайте (2Тим 4:2) всех, о ком вам известно, что они, предавшись невоздержанности и пьянству, кривляются, водят хороводы и произносят бесстыдные слова на святых трапезах.
Проповеди
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-9 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание
Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф VII:6). Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф XIII:12). Понятно, впрочем, само собой, что и указанное ограничение, ст. 7-8, имеет лишь относительное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных (Иез XVIII:32; XXXIII:11; 2Пет III:9; 1Тим II:4).