Скрыть
и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты

Когда раздражают тебя плотские помыслы, прими в сердце свое страх вечных мучений и, как говорит Соломон, «возляжеши в сердце моря, и яко же кормчий во мнозе волнении» (Притч. 23:24). Ибо, если во время борения с раздражающим тебя благообразным лицом в состоянии будешь предвозвещенною тебе вечностью мучений поставить себя в такое же противоборство, в каком бывает обуреваемый на море, то легко и без труда преодолеешь усиленное побуждение нападающих на тебя демонов.

Письма на разные темы. Докладчику Франку

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты

А спящий среди моря (Притч 23:34) - тот, кто, в соблазнах этого мира пребывая, будучи подвигнут к противоборству порокам, обступившим, будто нависающие валы волн, оставляет это в небрежении. И как кормчий упускает правило, так разум теряет усердие к заботе об управлении кораблем тела. Упустить правило посреди моря, конечно, означает не удержать готовность к отпору среди бурь этого века. Если же кормчий заботливо удерживает правило - правит судном, то против течения, то направляясь поперек напора ветров. Так, когда разум бдительно правит душой, то одно он попирает, одерживая над ним верх, другое он предусмотрительно отклоняет, чтобы и настоящие опасности превзойти с большими усилиями, и быть в силах для будущих сражений, которые провидит.

…Разум спящий, конечно же, от заботы и усердия своего побивается и не ведает, поскольку как надвигающееся зло не провидит, так и о том, которое произошло, находится в неведении. Влечется и нисколько не чувствует, поскольку ведут его соблазны пороков, и не может он подняться, дабы защитить себя. Хочет он при этом пробудиться, чтобы снова найти вино, поскольку хоть и обременен сном оцепенения так, что не может следить за собой, усиливается к бдению над заботами века, чтобы все время опьяняться наслаждениями. И в то время, как он пребывает во сне относительно того, над чем ему следовало бы бодрствовать, стремится он бдеть над тем, от чего мог бы достохвально затвориться во сне.

Правило пастырское или о пастырском служении

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-35 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис LVI:12).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible