Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 19:25
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Святые отцы
Прочие
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление
Не хорошо, духовник, не обличать никого, но и обличать всех тоже нехорошо. Ибо мудрые и наученные от обличения получают пользу: «Аще же обличаеши мужа разумна, уразумеет чувство». Но и те, кто исповедуются дерзостно и с жестоким сердцем, нуждаются в обличении, по написанному: «Обличай их строго» (Тит. 1, 13). Ненаученные же не принимают обличений: «Не возлюбит, - говорит, - ненаказанный обличающих его» (Притчи 15, 12). Нельзя обличать и боязливых, чтобы они из-за страха не впали в отчаяние; тех, кто исповедуется с умилением, ибо они нуждаются не в обличении, а скорее в утешении; людей, занимающих высокие посты, по написанному: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5, 1). Но иногда и высокие чины нуждаются в обличении, смешанном с некоторыми похвалами, как и Бог в Откровении поступает с епископами семи асийских Церквей (Откр. 2, 3).
Но обличать, духовник, ты должен помалу, как обличает и Сам Бог, как написано: «Заблуждающих помалу обличаеши» (Прем. Сол. 12, 2). И просто сказать, твои обличения всегда должны быть смешаны со сладостью и кротостью, как заповедует Павел: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния» (2Тим. 2, 25). Подходящим для обличения временем является время после исповеди грешника, когда он немного выйдет из тьмы и дурмана греха.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-29 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор XXX:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс XL:2; Мф Х:42; XXV:40). Вторым по важности - после милостыни и благотворения - делом долга для человека служит воспитание детей (ст. I:8-20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (XIII:25; XXIII:13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) - подобным же образом делает это и апостол (Еф VI:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни - Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис XXIII:19), которым Он управляет всем (ср. Притч XVI:1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения - чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели - страхе Божием и его спасительности для человека (ср. XIV:27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в XXVI:15 (ср. XII:27) и имеет в виду обычай востока - не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25-29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).