Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 13:25
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его
Полезны наказания отца, который не щадит, ибо делает душу сына своего послушной спасительным наставлениям. Он воспитывает с розгой, как написано: посещу жезлом беззаконие их (Пс 88:33).
Августин Аврелий, блж. (†430)
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притч 13:25). Дайте же мне того, кто с твердой верой, чистым умом скажет, со всеми силами своей души: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божье! (Пс 41:3). Такой человек не нуждается ни в земных наказаниях, ни в государственных законах; его не страшит преисподняя, поскольку благо, коего он желает более всего, - это быть в единстве с Богом, а лишение этого высшего счастья и промедление наслаждения им - самые большие муки, которых он боится. Но многих, прежде чем им стать послушным сыном и сказать: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23), нужно призывать к их Господу с помощью розог земных наказаний как дурных рабов и беглых невольников.
Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)
И как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовию, так и Бог попускает искушение, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола. Щадяй жезл свой, ненавидит своего сына, любяй же наказует прилежно.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-26 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести. Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение
Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях - внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19-20, евр. 18-19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье - праведника и несчастии - грешника (ст. 22-23, евр. 21-22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24-26, евр. 23-25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже (XXIII:13), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.
Апостольские постановления
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его
А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господа, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам, чтобы при удобном случае не предались они веселиям роскоши и, оставшись ненаказанными от родителей и прежде времени получив свободу, не удалились от добра. Поэтому не опасайтесь порицать их и наказывать строго. Ибо, наказывая, вы не убьете, напротив, сохраните их, как и Соломон говорит: …кто щадит жезл свой, ненавидит своего сына (Притч 13:25), и еще: Сокрушай рёбра его, доколе он молод, чтобы сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе (Сир 30:12; LXX).
Посему, кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя. Итак, обучайте детей своих слову «Господь», обуздывайте также их и розгами и делайте их покорными. От юности учите их священным писаниям, как своим, так и божественным, и передавайте им всякое Божественное Писание. Не давай им воли в юности, дабы не обрели власти (Сир 30:11; LXX). Не попускайте им сходиться со сверстниками для пирования, ибо чрез это они уклонятся в безчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то в душах их будут виновны родители их. Ибо если они сойдутся с необуздываемыми, по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них. Посему, когда достигнут они супружеского возраста, старайтесь сочетать и совокупить их браком, чтобы они в цветущем пылком возрасте своем не переняли нравов блудников, а вы не отдали отчета Господу Богу в день суда.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XX. Паримия в четверг четвертой седмицы Великого поста (Притч. 13:20–26, 14:1–6).
Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно
Строгость к детям во время их воспитания необходима для утверждения их в благочестии, благонравии, трудолюбии. Посему, кто любит своих детей и желает им добра, тот не должен потворствовать их проступкам, и не одними убеждениями, но вместе телесными наказаниями должен подавлять в них семена зла. Потворство детям, заслуживающим наказания, свидетельствует не о любви к ним, а о преступном пристрастии к ним, и равносильно ненависти к ним, потому что избалованные дети обыкновенно бывают дурными членами семьи, общества, Церкви. Но строгость родителей к детям не должна переходит в жестокость: они должны наказывать детей жезлом и розгами прилежно, т.е. внимательно и рассудительно, без злобы и раздражения.