Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и҆ бꙋ́детъ человѣ́къ, є҆го́же а҆́ще и҆зберꙋ̀, же́злъ є҆гѡ̀ прозѧ́бнетъ: и҆ ѿимꙋ̀ ѿ менє̀ ропта́нїе сынѡ́въ і҆и҃левыхъ, є҆ли̑ка сі́и ро́пщꙋтъ на вы̀.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2, 5 И рече Господь к Моисею, глаголя: глаголи сыном Израилевым, и возми от них по единому жезлу… по домом отечества их… И будет человек, егоже аще изберу, жезл его прозябнет
Хотя ропот произошел в доме Рувимовом и между левитами; но собраны и положены в ковчег жезлы всех колен, чтобы роптавшие не могли сказать: почему не избрал жезла дома Рувимова, когда избрал жезлы дома Иудина, дома Гадова? Поэтому, Моисей полагает жезлы всех колен, чтобы отвергнуть всех, и дом Ааронов избавить от общего всех против него возмущения. Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И еще, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления, и не осталась во гробе.
Георгий Константинович Властов (†1899)
17:5 и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.
17:6 И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их.
(Ст. 4– 6). Жезл Моисеев (Исх.4:2 и прим. 2-е) как мы говорили в своем месте, вероятно был по образцу всех жезлов, носимых и ныне на Синайском полуострове, (Робинзон, Вилькинсон), сделан из дерева, породы акаций (Colutea Haleppica). Без сомнения и жезлы других вождей были сделаны из того же дерева; но жезл Ааронов вероятно согласно принятой уже тогда символистике был сделан из дерева миндального, плод которого также дает елей, как и оливковое дерево, и имя которого по-еврейски (Еспин), означает «дерево пробуждения», так как оно первое цветет весною прелестным белым цветом. Господь говорит (ст. 5): «кого Я изберу, того жезл расцветет» – стало быть всякий жезл мог по роду своего дерева расцвести. Расцвел жезл Ааронов; и не только расцвел но и дал плоды, т. е. знаменовал полноту благодати.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-5 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас
(евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля.