Скрыть
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Единии же надесять ученицы идоша в Галилею и ови убо поклонишася Ему, ови же видевше Его усумнешася. Это, мне кажется, было то последнее Его явление в Галилее, когда Он послал их с повелением крестить. Если же некоторые усомнились, то и в этом случае подивись их любви к истине, как они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем и эти некоторые были утверждены явлением. Что же Он сказал, явившись им? Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Опять говорит с ними по-человечески, так как они не прияли еще Духа Святого, Который бы сделал их возвышеннее. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. Здесь Он говорит об учении и заповедях. Он ничего не упоминает о иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет и Петра за его отвержение, и никого из прочих за бегство. Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его учение, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребыть до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях и трудностях: с вами Я, который делаю все легким! Это и в Ветхом Завете говорил Он часто пророкам: Иеремии, когда тот указывал на юность свою; Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: Я с вами. То же самое и здесь говорит ученикам Своим. Но заметь и здесь, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу; эти, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века Он напоминает им для того, чтобы более привлечь их, и чтобы они не на настоящие скорби только смотрели, но и на будущие бесконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с настоящею жизнью, поскольку и самый этот настоящий век придет к скончанию; блага же, которые вы получите, вечны, как Я вам и прежде часто говорил. Укрепив таким образом и ободрив их дух этим напоминанием о последнем дне, Он послал их в мир. Подлинно, этот день для тех, которые провели жизнь в делах благих, столь же вожделенен, сколько страшен для проведших ее в грехах, как для имеющих понести наказание.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам

Особый порядок: Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать. А чтобы мы не подумали, что это повеленное легко и незначительно, Он присоединил: Все, что Я заповедал вам. Так что те, которые уверуют и будут крещены в Троицу, пусть соблюдают все, что по-велено.

И се, Я с вами во все дни до скончания века

Тот, Который обещал апостолам пребывать с учениками до конца мира, - показал им, что и они всегда будут победителями, и Он никогда не оставит верующих. А Тот, Который обещал Свое присутствие до конца мира, не может не знать дня, когда Он, - как Ему известно, - будет с апостолами.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XXVI. Почему Лука говорит, что Господь изрёк ученикам: «Придут дни, когда восхотите увидеть один только день Сына Человеческого» (Лк. 17:22), однако Матфей повествует, что Он сказал: «вот, Я с вами все дни до конца века» (Мф. 28:20)?

Разъяснение см. Лк. 17:22

Максим Исповедник, прп. (†662)

Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128). Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.

Слово о подвижнической жизни

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». То есть сначала — очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, — безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

По этой причине никогда не принесут плода те, кто берется за невозможное, не по естеству и порядку и не в соответствии с относящимися [к ним] словами, потому что словом все создано, и содержится, и завершается. А божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам, крепкими силой, исполняющими волю Божию (Пс. 102:20). И для того Христос дал Свою божественную Кровь верующим в Него, чтобы через приобщение и Причастие ее верующие в Него стали сначала причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4), — ибо это кровь Бога, — [а затем,] как божественные и имеющие крепость божественной силы, жили по совершенному закону Евангелия Христова, творя Его волю как крепкие силой.

Слово 1 из корпуса «33 слов»

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь

По Иоанну, сначала явился ученикам Иисус в самый день воскресения, когда двери были заперты; потом - по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь одним ловившим рыбу, семи. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними. Итак, одиннадцать верховных учеников со всеми прочими последователями поклонились Христу. «А иные усомнились» вместо: некоторые усомнились. Это так должно быть понимаемо: одиннадцать учеников отправились в Галилею, эти одиннадцать и поклонились Ему; «другие же» (вместо «некоторые»), вероятно, из семидесяти, усомнились относительно Христа. Впрочем, в конце концов, укрепились и эти в вере. Некоторые, однако, понимают так: Матфей не постарался сказать, кто были сомневающиеся, но о чем он не постарался, о том сказал Иоанн, - что сомневающимся был Фома. Впрочем, могло и то случиться, что все сомневались, как действительно говорит о том Лука. Следовательно, так ты должен понимать, что, пришедши в Галилею, ученики поклонились Христу, но эти же, поклонившиеся в Галилее, прежде в Иерусалиме сомневались, как говорит Лука. Иисус сказал им, что - «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Это сводится к следующему: как Бог и Творец, Я всегда имел власть над всем, - ибо «все служит Тебе», говорит Давид Богу (Псал. 118, 91), - но добровольного подчинения Я не имел; теперь же Я думаю иметь и его, ибо теперь Мне все покорится, когда крестом Своим Я победил имеющего державу смерти. Подчинение бывает двоякое: одно невольное, по которому все мы - рабы у Бога по неволе, как и демоны; но есть подчинение произвольное, по которому Павел был раб Христов. Прежде, когда все имели только непроизвольное подчинение, Спаситель имел власть над всем как бы вполовину, но после креста, когда богопознание стало доступно всем и когда все покорились добровольным подчинением, прилично говорит Христос, что «ныне Я получил всякую власть». Прежде у Меня была власть только отчасти, ибо служили Мне только невольно, так как Я - Творец; ныне же, когда люди служат Мне разумно, Мне дана уже всякая и полная власть. От кого же она дана Ему? Принял от Себя Самого и от Своего смирения, ибо если бы Он не смирился и не сразился с противником чрез крест, то и не спас бы нас; так что «дана Мне власть» так понимай: собственными Моими подвигами и трудами Я спас людей, и они соделались Моим уделом, избранным народом. Стало быть, на земле Господь имеет власть, поскольку вся земля познала Его, а на небе потому, что награда верующим в Него и жительство находятся на небесах. С другой стороны, так как человеческая природа, прежде осужденная, а затем ипостасно соединенная с Богом Словом, сидит на небе, приемля поклонение от ангелов, то прилично говорит; «дана Мне всякая власть на небе», ибо и человеческая природа, прежде служащая, теперь во Христе властвует над всем. Коротко сказать, так понимай: «дана Мне всякая власть» - если ты принимаешь это, как говоримое Богом Словом, - что дана Мне всякая власть, так как ныне и по неволе, и вместе по воле признают Меня Богом те, которые прежде служили Мне по способу только невольного подчинения. Если же говоримое есть от человеческой природы, то так понимай,- что я, прежде осужденная природа, теперь же по неслиянному соединению с Сыном Божиим ставшая Богом, я, эта природа, получила власть над всем, так что и на небе поклоняются мне ангелы, и на земле я прославляюсь всеми концами. Поэтому Господь посылает учеников Своих уже не к одним иудеям, но так как Он получил власть над всеми, освятив в Себе все человеческое естество, то прилично посылает их ко всем языкам, поручая крестить «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Итак, да посрамятся Арий и Савеллий! Арий - так как Господь сказал крестить не во имена, но во имя; имя же у трех одно - Божество. Савеллий же - так как Господь упомянул о трех лицах, а не об одном лице (как оный Савеллий суесловит), будто бы имеющем три имени и называющемся иногда Отцом, иногда Сыном, а иногда Духом; упомянул Господь о трех лицах, имеющих одно имя - Бог. Далее, так как недостаточно креститься только, но должно и делать доброе после крещения, то говорит: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам», не одну или две, но все Мои заповеди. Убоимся же, братие, ведая, что если бы и одно осталось у нас несоблюденным, то не будем совершенными рабами Христовыми, ибо от нас требуется хранить все. Смотри речь Господа, как она обнимает обе главы христианства: богословие и деятельную добродетель. Ибо, сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а говоря, что должно учить и соблюдать заповеди, привел нам и деятельную добродетель. Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит, что «не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века». Смотри и это, как он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, - но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после.

Итак, возблагодарив Господа, с нами здесь пребывающего и всякое благо доставляющего, и опять совершеннейшим образом имеющего пребывать с нами после кончины, закончим здесь наше изъяснение во славу Того, Ему же подобает всякое благодарение и слава, и честь во веки веков. Аминь.

Григорий Палама, свт. (†1359)

уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Не только же крестя, но и – «учаще их блюсти вся елика заповедах вам»; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то – всех заповедей; потому что (Христос) говорит: «Учаще блюсти», не некоторые заповеди, но – «вся елика заповедах вам». Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» (Иак.2:10); потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, «тако глаголите», – говорит, – «и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти» (Иак.2:12); потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти.

Беседы (омилии). Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды


О святом Крещении

 

Толстовцы, молокане, а иногда и пашковцы говорят: под крещением должно разуметь научение: крестить, это значит – научить.

Православный ответ: В Писании крещение означает одно действие, а научение – другое. Это различие всюду устанавливается в Писании: Мф.28:19-20: «идите, научите все народы, крестя их».

Если крещение означает научение, то как сказано: Ин.4:2: «Сам Иисус не крестил, но ученики Его». Неужели Христос не учил?

Оружие правды


Крещение детей

 

Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему (Ин.3:22-26). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., №1, 5 стр.).

Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов (Деян.2:38) и присоединения к Церкви (Деян.2:41), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением (Мф.28:19-20) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа (Деян.2:38-41). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова.

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. Как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15). Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)… Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например – воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32). Не о них речь, они слепые вожди – и Господь советует апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14). К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг – идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И. И. Восторгов. «Церковность». М., 1910. С. 17–18).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Ст. 18-20 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Завещание воскресшего Господа Христа: нет сомнения, Богочеловек существом Своим соединил Бога и человека, небо и землю, уравнял их Своей Истиной, Своей Жизнью, Своей Любовью, Своим Воскресением, и Своим Вечным Евангелием. Поэтому всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему. Причем: она дана в Нем, через Него и ради Него самому человеческому естеству, которое эту власть утратило, подчинившись добровольно власти греха, смерти и диавола. В воскресшем Богочеловеке человеческое естество освобождено от греха, смерти и диавола, и тем самым ему возвращена и дана Божественная власть, которую имело оно на земле до грехопадения. И еще: много большая власть: ибо ему во Христе Богочеловеке дана всякая власть и на небе. Так в обоих мирах господствует: одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней – всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников. Ее сердце: святое таинство крещения. На это Спаситель в Завете Своем сводит все свое Евангелие и все Свое Богочеловеческое домостроительство спасения. В этом святом таинстве – и все остальные таинства; они все из него, как из всетаинства. Из него как из вседобродетели и все святые добродетели: отроичение = вседобродетель. Доказательство? Уча их соблюдать все, что Я повелел вамъ (стих 20) ибо это все – свято и есть святая тайна = всетайна; и всесвятая добродетель = вседобродетель. Ничего из того, что относится к Богочеловеку, нельзя исключить или отбросить. В этом и заключается спасение каждого человека отдельно и всех народов совокупно. Вот доказательство, что это так: Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками во все дни до скончания века (стих 20). – На самом деле, это единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочеловек оставил Себя всего в Церкви Своей = в Теле Своем.

См. также Толкование на Мф. 28:16

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 16-20 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Святой евангелист Матфей ничего не говорит о явлениях Господа Своим ученикам как в первый день по Своем Воскресении, так и в последующее время. Из всех Его явлений он описывает только одно, самое торжественное, о котором Господь особенно предсказывал еще до Своей смерти, на которое указывали и Сам Он, Воскресший, и Ангелы благовестники, в день Воскресения. До этого явления видели Воскресшего лишь ближайшие ученики Его и несколько благочестивых жен: ни семьдесят учеников, ни другие верующие еще не лицезрели своего Божественного Учителя и довольствовались свидетельствами очевидцев. Теперь Он явился, по словам апостола Павла, более пятистам братиям сразу. По прошествии праздников, исполняя повеление Господне, одиннадцать же учеников пошли в Галилею. Там шесть из них удостоились явления Господа на море Тивериадском, о чем благовествует святой Иоанн. Может быть при этом явлении Господь повелел им всем собраться в указанное место, и они, купно со множеством верующих, собрались на гору, куда повелел им Иисус. Это явление, по замечанию святителя Филарета Московского, имеет особенную знаменательность, как можно усмотреть из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а об этом явлении предварил учеников Своих и назначил для него место: «чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Название горы не сохранилось: может быть, это была гора Фавор, где Он явил славу Своего преображения, заповедав молчать об этой славе до Своего воскресения, а теперь разрешая это молчание, а может быть, гора Блаженств, столь памятная верующим по великой Нагорной беседе Спасителя. И, увидев Его, поклонились Ему, воздали Ему благоговейное поклонение, как Богу. А иные (конечно, не из одиннадцати учеников, а из числа пятисот, уверовавших в Господа Галилеян, не приготовленных предшествующими явлениями Воскресшего, как приготовлены были апостолы) усомнились, поколебались в вере: действительно ли видят они воскресшего Господа?

Так было раньше и с самими апостолами, когда они, в первый день по Воскресении, в первый раз увидели Его при дверях запертых, и они подумали тогда, что видят призрак. «Подивись их любви к истине, – замечает святитель Златоуст, – что они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем, и эти колеблющиеся были утверждены явлением». Эти сомнения учеников, о которых так часто упоминается в Евангелии, служат сильнейшим доказательством, что они не увлекались мечтой, а тщательно исследовали истину Воскресения Христова. «С Воскресением Господа настало время дать им ясное, опытное понятие о Царствии Небесном, – говорит Филарет, митрополит Московский. – Для этого воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам и провозглашает Свое воцарение в том Царстве, приближение которого предсказывал»: и приблизившись Иисус сказал им: дана Мне, как Человеку, всякая власть на небе и на земле, какую имел Я доселе как Бог. «Теперь ясно видно, что Царь провозвещенного Царства – есть Воскресший Христос; Его Царство есть Небесное, потому что Его воскресшая жизнь очевидно есть уже не земная, а Небесная и пренебесная, но Царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того, в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной, несовершенной, смертной жизни возводить в жизнь Небесную, совершенную, безсмертную, в блаженство Царства Небесного» (Филарет, митр. Московский). Как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что Им создано; теперь же, по воскресении Своем, Он восприял эту власть и по Своему человечеству, как Искупитель мира. «До крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, – говорит Филарет, митрополит Московский, – для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей; врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей; Воскресший Христос есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов», т.е. Крест, «который отворяет – и никто не затворит» (Откр. 3:7). Ему дана власть отверзать ад, и изводить древле осужденных, отверзать небо, и вводить помилованных. В каких разнообразных видах является всякая власть Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей власти к нам, всякой власти Его на земле. Если Он имеет всякую власть, то здесь нет никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека и на все царство природы.

Под властью Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышит, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябания. Под властью Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властью оскорбленной благости и правды Его солнце опаляет, воздух дышит тлетворно, облако пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властью оскорбленной благости и правды Его невнимательный к этой власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для людей, «замышляющих тщетное», грозную власть дал Отец Небесный Единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе… Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:1, 8, 9). Теперь, когда Христос воскрес, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небеси и на земли, не только небо сделалось досязаемым (достигаемым), но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие; ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящими и нисходящими по лестнице небесной (Быт. 28:12), теперь сонмами ходят по земли, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небеси». Никогда еще апостолы не слышали таких властных слов из уст своего Учителя. Прежде Он говорил, что все предано Ему Отцом Его, но они понимали эти слова в смысле власти земной; теперь они слышат, что власть их Учителя простирается и на небо. Итак, – говорит Господь ученикам Своим, – поскольку теперь все в Моей власти, то идите в мир, Я буду вашим заступником и покровителем; итак идите, научите все народы, не Иудеев только, но и все народы, ибо весь мир искуплен Моей Кровью, для всех открыт вход в Царство Небесное Моей властью, – научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, возрождая всех людей для жизни новой, благодатной, вечной, посредством Таинства Крещения, которое будет служить образом (символом) смерти для греха, и рождения, воскресения для Бога. И не только вводите их в Церковь Мою в Таинстве Крещения, но и руководите их в жизни на пути к Царству Небесному, готовьте их к вечной жизни, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, все Мои заповеди и постановления, все, чему Я учил вас.

«Смотри, – замечает блаженный Феофилакт, – как речь Господа обнимает обе ветви христианского благочестия: богословие и деятельную добродетель. Убоимся же, братия, зная, что если и одного не соблюдем, то не будем совершенными рабами Христовыми, ибо от нас требуется хранить все». Это повеление – учить все народы – не могло не смутить апостолов. Сам Учитель все время проповедовал только Своему народу и даже заявлял, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, а вот теперь повелевает идти в мир весь, ко всем народам… Кто они, бедные рыбари Галилейские, чтобы им идти по всему миру, когда они едва имеют смутное понятие о существовании каких-то народов, когда они и в своей-то стране, на родном языке, едва могли передавать учение своего Учителя, постоянно обращаясь к Его помощи за разъяснениями; а теперь – как они пойдут по всему миру, ко всем неведомым народам, и притом одни, без Учителя, Который, казалось, прощается с ними уже навеки?.. Любвеобильный Сердцеведец видит их смущение и изрекает им, а в лице их и всем верующим, всей Церкви Своей, великое обетование. Не говорите Мне о препятствиях, – вещает Он: и се, Я с вами, Я, Всесильный, с вами, не бойтесь ничего, – Я с вами, со всеми истинно в Меня верующими, всегда, во все дни до скончания века. Аминь! Истинно, непреложно слово Мое! И с радостью внимали ученики этому утешительному слову Господа, и сердца их исполнялись мужеством и готовностью на все подвиги ради своего возлюбленного Учителя. «Не видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – опять силы Его? Не с ними только будет находиться, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли жить до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. И в Ветхом Завете пророкам Иеремии, Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: Я с вами. То же самое и теперь говорит ученикам Своим. Теперь посмотри, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу; эти, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века напоминает им для того, чтобы более привлечь их, и чтобы они не только на настоящие скорби смотрели, но и на будущие безконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с этой жизнью, поскольку окончится и самый век. Блага же, которые получите, вечны, как Я вам прежде часто говорил. Таким образом укрепив и ободрив их дух также и этим напоминаем о последнем дне, Он послал их в мир».

«Христианин! – поучает святитель Филарет Московский, – веруешь ли слову Господню: «се, Я с вами во все дни до скончания века»? Если веруешь, то ты должен верить и тому, что и в нынешние дни, подобно как в первый день Воскресения, Господь является верующим в Него и любящим Его и дарует сердцам их Свою Божественную радость и Свой премирный мир. Подвизайся же и ты привлечь это благодатное посещение усердной молитвой, прилежным поучением в слове Божием, благими делами по заповедям Господним, более же всего пламенной любовью к Умершему за тебя и Воскресшему. Зови Гостя Небесного прилежнее, готовься к принятию Его в Святых Тайнах тщательнее, чем делаешь это для безполезного, большей частью, принятия земных гостей. И если Он посетит тебя Своим Божественным утешением, берегись, да никтоже возьмет от тебя радости твоея. Не погружай сердца твоего в удовольствия мира и плоти: как светильник, уроненный в воду, угасает, так, если уронишь сердце свое в похоти плотские и страсти земные, свет радости духовной угаснет, и душу вновь объемлет (захватит) мрак и смерть. Да охранит от этого всех нас Господь Иисус Христос, свет, и жизнь, и радость наша вовеки». «Возблагодарим же Господа, – восклицает блаженный Феофилакт, – пребывающего с нами в безконечные веки. Ему подобает всякое благодарение и слава и честь во веки веков. Аминь!»

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам

Вот опять наставление относительно жизни. Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь.

И се, Аз с вами есмь во вся дни

Внушая им еще большую смелость, сказал: и се, Аз с вами есмь, содействуя вам, разрушая все препятствия и сохраняя вас.

До скончания века. Аминь

Сказал так не потому, что после этого Он не будет с ними, но потому, что будет пребывать с ними не таким образом, как теперь, но выше, и так, как прилично Богу. Это показывает, что Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом. Вознесся на небо Иисус Христос не тотчас, но спустя некоторое время, как это можно узнать от других евангелистов. От Воскресения Своего до Вознесения в продолжение сорока дней Иисус Христос являлся ученикам и говорил с ними; затем с горы, находящейся в Иудее и называемой Елеонскою, Он вознесся на небо, как повествует книга Деяний святых апостолов (1, 3, 9). Да сподобимся же и мы, достойно Евангелия учащие, живущие и совершенствующие себя наследовать Царство, обещанное в Евангелии совершенным, благодатью всесовершенного Царя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и поклонение с безначальным и присносущным Отцом, с собезначальным и соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Глава 1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

Глава 1: 1. Предисловие к книге Деяний апостольских ставит эту книгу в такую тесную связь – ближайшим образом с Евангелием Луки, а чрез него и вообще с Евангелием, что последнее является первою, а книга Деяний второю частию одного исторического произведения. Предметом той и другой части этого произведения служит основание, устроение и распространение Церкви Христовой на земле. Первая из них рассказывает о том, как основание и устроение Церкви Христовой совершилось жизнию, учением и делами Самого Основателя Христова Царства – воплотившегося и вочеловечившегося Сына Божия; вторая – о том, как на этом основании, в силу повелений и обетований Христа, Церковь Его распространилась, устроялась и созидалась трудами святых Его апостолов. История апостольская есть продолжение истории Христа потому, что и она есть дело Того же Христа, вечно живого по Своем воскресении и вознесении на небо и всегда невидимо присутствующего и действующего в Своей Церкви по Своем видимом удалении от верующих (Мф. 28, 20). Все, что делали апостолы, а равно и все мужи Божии после времен апостольских, для устроения и распространения Церкви Христовой, есть продолжающееся действие Самого Божественного Основателя христианства. Поэтому-то евангелист Лука о первой своей книге говорит, что она содержит в себе повествование о том, яже начат Иисус творити же и учити (Деян.1,1): этим дается понятие, что вторая книга содержит повествование о том, что продолжал творить Иисус по Своем вознесении на небо чрез апостолов.

Д.П. Боголепов, проф. Толковый Апостол

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Мф.28:20) уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
  Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Вечное пребывание Христа с апостолами, и со всеми, кто верует в Него словесе их ради (Ин.17:20-21), удостоверяет, что Церковь не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение евангельского учения.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Феофилакт замечает, что повелевая крестить во имя Святой Троицы, Христос преподал нам богословское учение (την θεολογίαν); а повелевая соблюдать заповеди, предложил практическую добродетель. Слово διδάσκοντες означает, собственно, научение, т.е. преподание истин христианской веры, и указывает на продолжительность, постоянство. Ученики Христа должны действовать, как Он повелел. Сам же Он будет пребывать с ними, оказывать им постоянное руководство и помощь до скончания века (της συντέλειας του αιώνος — см. объяснение этого выражения в прим. к 24:3).

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви Христовой.

 

Мф.16:18. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать все, что заповедано Господом: Мф.28:20; утверждать в этом должен был и сам «камень» Петр: Лк.22:32; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20-22; а не самочинным сборищем: Откр.3:9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви.

Мф.18:19-20. Что Церковь составляется не из 2 или 3 человек, это видно из: Мф.18:16-18, 1Кор.12:28-29; Еф.4:11-12. Чтобы составить Церковь, недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4-7; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22-23;2:19-20; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20, Деян.16:4-5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви.

Мф.28:20. Слова Иисуса Христа о вечности пребывания Его в Церкви с апостолами и их преемниками и со всеми, кто верует в Него по слову их: Ин.17:20-21, удостоверяют нас в том, что Церковь Христова никогда не может погрязнуть в заблуждениях и потерять истинное разумение Евангельского учения о составе и цели её: Мф.16:18; Деян.16:4-5; 20:17-28; Еф.1:22-23; 2:20-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О праздновании Воскресного дня, а не Субботы.

Мк.6:2. На том основании, что Христос по субботам посещал синагогу, нельзя утверждать, что и мы должны чтить субботу; ведь Христос принял и обрезание, Он праздновал еврейскую пасху и другие еврейские праздники, но нам этого не заповедал. День воскресный является для христиан великим днем потому, что Христос в этот день совершил для рода человеческого искупление. В этот же день дал апостолам власть прощать грехи, учить и проповедовать Евангелие всему миpy: Мф.28:18-20. Апостолы чтили этот день: Деян.20:7; 1Кор.16:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священном предании.

Мк.7:5-13. Господь осуждает здесь предание человеческое, порождаемое сердцем, далеко отстоящим от Господа (ст. 6), не согласное с божественною истиною: Тит.1:9. Под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: Гал.1:11-12; 1Фес.3:6; 1Тим.6:20, проповеданное по повелению Господа: Мф.28:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церковном учительстве.

Мк.13:37. Господь говорит здесь только заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40-41. К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19-20; Еф.4:11-12.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об обетованиях Божиих.


Лк.3:1-6. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19-20; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3-9; к государству: 2Пар.7:17-22; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах; Мф.16:18;28:20; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4-51Кор.12:12-13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.


Лк.3:16. Под крещением «Духом Святым» и «огнем» разумеется не словесное научение истинам веры: Мф.28:19-20, а сошествие Св. Духа на Апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О служении Богу.
 

Лк.10:39-42. На основании этих слов нельзя отвергать необходимости других разнообразных подвигов и жертв в служении Богу, как, напр.: Лк.6:35;8:3; Мк.12:41; на страшном суде не ради одного слышания слова Божия будет дано всепрощение: Мф.25:35, стало быть, вся христианская жизнь должна истекать из стремления ко всему Христову учению: Мф.28:20; Иак.2:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О милостыне.


Лк.11:41. Очищение, начатое благодатию Божией в Крещении: Ин.3:5; Мф.28:19-20, миропомазании: 2Кор.1:21; Деян.8:15-17 и прочих таинствах, довершается самим человеком через милостыню: Лк.12:33; одна же милостыня для спасения недостаточна: Деян.10:1-5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.
 

Лк.12:1. Господь предостерегает сим от всего дурного, как в образе мыслей, так и в образе жизни, что заметно было в фарисеях, но слушать, чему учили фарисеи, Господь повелел: Мф.23:3. Новозаветные пастыри в лице апостолов и их преемников Самим Господом избраны на дело пастырства: Мф.28:19-20; Еф.4:11; и кто отвергает их, тот отвергает Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Лк.10:16; Ин.13:20.

Ин.10:14. Господь знает своих «овец» тех, которых дал Ему Отец: Ин.6:37, в числе их 12 и 70 апостолов: Мф.10:5, апостолы рукополагали себе преемников: Деян.14:23, Тит.1:5; слушающий их, слушает Самого Господа и наоборот: Лк.10:16.

Ин.10:27. Тот же голос Христов передается и посланными Им пастырями: Мф.28:19-20, Еф.4:11-12, кто не слушает их, тот не слушает и Господа: Лк.10:16; стало быть, тот и не овца Его, потому что не слушает голоса Его.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О царстве Божием.

Лк.18:17. Царство Божие есть общество верующих во Христа или церковь Его: Мф.16:18;28:20, в которое принимаются с таким же чистым и непорочным расположением духа, как чистое дитя. Перед Евангельским учением мы должны быть детьми не по уму, а на злое: 1Кор.14:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О духовной жажде.

Ин.7:37. Здесь разумеется жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатию Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20; Лк.10:16; Мф.28:19-20; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1; 2Тим.4:3-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible