Скрыть
И купи́въ плащани́цу и сне́мь Его́, обви́тъ плащани́цею: и положи́ Его́ во гро́бъ, и́же бѣ́ изсѣ́ченъ от­ ка́мене: и при­­вали́ ка́мень надъ две́ри гро́ба.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Неразумное утверждают те, кто говорит, будто Слово превратилось в кость и плоть. Если бы было так, то не нужна была бы гробница, потому что тело само собою сошло бы на проповедь бывшим в аду духам. А ныне Слово сошло проповедовать, тело же сохранил на Голгофе Иосиф, обвив его плащаницей (ср. Мф. 27:59-60, Лк. 23:53, Ин. 19:40-41). И всякому стало ясно, что Слово не было телом, но что тело принадлежало Слову.

Послание к Эпиктету

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Скромное погребение Господа есть осуждение суетности богатых, которые и в могилах не могут обойтись без богатств… Отсюда происходит церковный обычай, по которому жертва на алтаре приносится не на шелке или на цветастой ткани, но на льняной, подобно тому как тело Господа было погребено в чистом холсте (ср. Мф. 27:59, Лк. 23:53, Ин. 19:40).

Изложение Евангелия от Марка

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 42-47 И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали

Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, - так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного - предать погребению тело Осужденного. «Пилат удивился, что Он уже умер» ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: «давно ли умер?». То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был «знаменитый», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведывать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя «Иосиф» - значит «приношение», а «Аримафей» - «возьми оное». Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Другой Евангелист говорит, что сие был гроб самого Иосифа – «и положил его в новом своем гробе» (Мф. 27:60), «в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41), да сбудется реченное пророком Исаией: «Он погребен у богатого» (Ис. 53:9).

Когда мы распнем наш ум миру и погребем его в обновленном сердце, как в новом гробе, ум наш оживет и воскресит всего нашего внутреннего человека. Новый гроб, и при том запечатанный, тяжелый камень, приваленный к двери гроба (Дверь упоминается потому, что гроб был вытесан в самой скале; поэтому в него не спускались, но входили, как в комнату. Такими были гробы правителей в Египте, такими – и обычные гробы в Палестине того времени), стража у гроба – что все это означает? Все сии суть меры предосторожности, по мудрости Промысла Божия, дабы ими чрез века заградить уста всех неверных, кои старались бы доказать, будто Христос или не умер, или не воскрес, или же тело Его было украдено. Если бы Иосиф не испросил мертвого тела у Пилата; если бы смерть Христова не была официально подтверждена сотником, начальником стражи; если бы тело не было погребено и запечатано в присутствии друзей и врагов Христовых; тогда сказали бы, что Христос на самом деле не умер, но только лишился чувств, а затем пришел в сознание. (Как в новейшее время утверждал Шлейермахер и некоторые другие протестанты). Если бы гроб не был закрыт тяжелым камнем и запечатан, если бы его не охраняла стража, то сказали бы, что Христос, действительно, умер и был погребен, но ученики украли Его из гроба. А если бы гроб сей не был совсем новым, сказали бы, что воскрес не Христос, но какой-нибудь другой мертвец, ранее там похороненный. И таким образом все меры предосторожности, употребленные иудеями, чтобы задушить истину, послужили, по Божию Промыслу, к утверждению истины.

«Иосиф обвил» тело Господа плащаницею, «чистою плащаницею» (Мф. 27:59), и положил во гробе. Если мы хотим, чтобы Господь воскрес в нас, мы должны содержать Его в чистом теле своем. Ибо чистая плащаница означает чистое тело. Тело нечистое от лукавых страстей и похотей – не то место, где Господь воскресает и живет.

Евангелист Иоанн дополняет описание прочих Евангелистов словами о том, что на погребение Христово пришел и Никодим, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они (Иосиф и Никодим) взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19:39-40). («Тем он (Евангелист) хочет заметить, если я не ошибаюсь, что при подобных услугах, оказываемых умершим, следует придерживаться обычаев всякого народа». Блж. Августин. Беседы на Евангелие от Иоанна). О блаженны и преблаженны дивные сии мужи, кои с такою храбростью, заботою и любовью взяли пречистое тело Господне и положили во гробе! Сколь дивный пример всем любящим Господа! И сколь ужасный укор тем священникам и мирянам, кои, стыдясь мира, с небрежением и без любви подходят к святой чаше, дабы принять в себя пречистое и животворящее тело и пречистую и животворящую кровь Господа, и при том воскресшего и живаго Господа!

Но Иосиф и Никодим были не единственными из друзей Христовых, которые могли лично засвидетельствовать, что Он умер и был погребен. Их забота об умершем Господе является как делом любви к Божественному Учителю, так, вероятно, и делом долга, налагаемого человечностью по отношению к страдальцу за правду. Но се, возле гроба еще две дружеские души, кои внимательно смотрят на дело Иосифа и Никодима, готовясь со своей стороны к делу чистейшей любви ко Господу, – две жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария Иосиева!

Беседы. Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 15:42-47. 
 

См. прим. к Мф.27:57–61. – «Потому что была пятница, т. е. день перед субботою»: этими словами указывается причина, почему Иосиф поспешил просить о снятии тела Иисусова. С вечера пятницы начиналось празднование субботнего покоя, когда уже нельзя было ничего подобного делать, и, значит, тело Господа должно бы было долго оставаться на кресте (Иосиф, впрочем, как член синедриона, мог знать, что о том же просили Пилата и начальники народные, по другим конечно причинам). Притом же в эту пятницу вечером нужно было вкушать пасхального агнца, так как это был праздник Пасхи; медлить добрым делом, значит, было нельзя ни в каком случае, и вот – как только настал вечер, т. е. после девятого часа или по нашему после трех часов пополудни, когда еще до вкушения агнца пасхального оставалось несколько времени, хотя и немного, Иосиф решился снять и погребсти своего Учителя и Господа.

– «Знаменитый член совета»: т. е. один из влиятельных и пользующихся почетом, член верховного еврейского судилища – Синедриона.
– «Который и сам ожидал Царствия Божия»: который ожидал открытия в это время Царства Мессии и самого Господа Иисуса вероятно считал Мессиею. Ожидал он вероятно, как и все почти тогда, как и сами Апостолы до времени, открытия чувственного Царства Мессии. Но, как видно, разрушение этого ожидания смертью Иисуса Христа (ср. Лк.24:21) не поколебало сильно его любви к Господу и он, несмотря на то, что мог подвергнуться гонению или неприятностям от сочленов своих, решился отдать последние погребальные почести Распятому.
– «Пилат удивился, что Он уже умер»: распятые мучились иногда на кресте несколько суток; смерть не приходила к ним. Господь же испустил дух через три-четыре часа после распятия, что отчасти объясняется предшествовавшими распятию Его ужасными страданиями.
– Вместе с удивлением Пилат, вероятно, и рад был этому известию: ибо все же в душе не мог не быть расположен к Страдальцу, которого и сам считал невинным.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 42-47 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали

(См. Мф.27:57–61).

«Потому что была пятница» (стих 42). Евангелист Марк отмечает, почему Иосиф спешит совершить погребение Христа. Наступал уже вечер пятницы, оставалось лишь два-три часа до начала субботы, когда по закону нельзя уже было производить какие-либо работы, даже и снятие с креста. Кроме того, начало субботы было в этот год началом пасхального праздника, а это тем более заставляло спешить с окончанием всякой работы.

«Знаменитый» (стих 43) – правильнее: «человек состоятельный и уважаемый» (εὐσχήμων).

«Член совета». Это выражение представляет собой отдельно стоящий эпитет. Оно обозначает члена Синедриона.

«Ожидал Царствия Божия» – Царства Мессии, но, вероятно, как славного, внешнего, политического царства. Важно, во всяком случае, то, что симпатизировали новому Учителю не только низшие классы народа, но и знатные люди.

«Осмелился». Евангелист Марк один отмечает эту черту характера Иосифа. Бояться же он мог не столько Пилата, как своих же сотоварищей по Синедриону, которые, конечно, не простили бы ему заступничество за Христа, даже тогда, когда это заступничество касалось только права Христа на пристойное погребение.

«Пилат удивился…» (стих 44). Распятые иногда мучились на кресте по нескольку дней, и потому удивление Пилата естественно.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Как понимать слова Евангелия о самом погребении Иисуса Христа? У иудеев умерших погребали не так, как у нас, не в могилах, а в горах, в пещерах. Вход в пещеры эти состоял из узкого отверстия, которое, по положении тела умершего в самой пещере, заваливали камнями и замазывали известью.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible