Скрыть
Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее

Утверждение Господа о недопустимости отказа от супружества, кроме как по причине блуда, по нашему разумению, касается равным образом как мужей, так и жен (ср. Мф. 5:31-32, 19:9, Мк. 10:11-12. Лк. 16:18, Рим. 7:2-3, 1Кор. 7:10-11).

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее

Жена связана законом, доколе жив муж ее (1Кор. 7:39). Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой. И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей) (Мф. 19:9), прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

О супружеской неверности


Образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности.

Трактат на Евангелие от Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-12 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует

Так и ученики соблазнялись (касательно развода мужа и жены), то и они приступают к Нему и спрашивают о том же. Их образ мыслей еще не совершенно был здрав. Господь отвечал им: кто отпустит жену свою и поймет другую, тот становится прелюбодеем с этой второй женой; так же и жена, оставившая своего мужа и сочетавшаяся с другим, делается прелюбодейкой.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 10-12 В доме ученики Его (Христа) опять спросили Его о том же (о браке и разводе). Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует

Ученики Христа хотят глубже запечатлеть в себе правильное понимание брака. Это было тем необходимее, что ученики Христа в этом пункте отменяют Моисеев закон. Вот почему ученики, когда остались одни с Господом, уже от себя предлагают Ему тот же вопрос о браке и разводе. Так как это был вопрос не искушения (как у Фарисеев), не любопытства, не словопрения, а вопрос необходимого знания, и так как серьезность темы требовала точного раскрытия, то Христос не высказывает осуждения учеников за непонятливость или недоверие к Его словам, а спокойно продолжает как бы прерванную речь о браке. Учеников, конечно, смущала мысль о жизненной исполнимости строгого учения Господа. Евангелист Матфей и не скрывает этого (Мф. 19:10). Парализуя смущение учеников, Господь, надо думать, раскрыл жизненную исполнимость христианского учения о браке и в заключение подтвердил незыблемость брака. Заключение, как вновь подтверждающее основную мысль Господа, и записано евангелистом Марком. Исполнение всякой заповеди предполагает верность ей от начала до конца. Верность есть отсутствие самого малого компромисса. Когда человек бескомпромиссно идет прямым путем, все для него и проще, и яснее, и, в конце концов, успешнее. Так и в исполнении заповеди о браке. Затруднительность в исполнении ее создается потому и тогда, когда человек забывает Божий закон и путь жизни и сходит с них к компромиссу. Человек думает своим разумением и своим желанием поправить и восполнить жизнь, а в действительности он затуманивает истину своего пути, создает двойственность устремлений, сбивается, и в результате — уклонение от правды жизни, и жизненная ошибка, и страдание, и неудовлетворенность. Ошибкой начато, ошибкой и кончается. Проследи это ближе к жизни. Проследи, как человек в вопросе брака захватывается компромиссом и как жизнь упрется в ошибку. Проследи самое формирование брака. Разве в браке людьми исполняется воля Бога? Разве, стремясь к браку, человек отдается промыслительной Руке и чистым сердцем ищет ее водительства? Разве целомудренно охраняется девственность души и тела и трепетно ищется восполнение сродной жизнью по велению Бога? Разве в непорочности сердца откидываются ложные броски похоти, чтобы незатуманенными глазами души и тела увидеть направляющую Божию Десницу? В заключение (формирование) брака входила ошибка и искажала Божий путь жизни. Что определяло брачный выбор? В преобладающем большинстве случаев брак определялся вспышкой и развитием физического чувства (влюбленностью), материальными соображениями (приданым), классовым и групповым подбором (свой человек) и пр. Когда все это выдвигалось на первый план в устройстве брака, тогда, конечно, искажалась Божия воля о жизни, в соединение людей вмешивался фактор случайный, ненужный, и брачное соединение делалось условно прочным. В таком браке уже не было «прилепления» друг к другу, единства жизни, единства плоти и не было «сочетания от Бога». Стоило в такое совместное проживание войти какому-нибудь новому стороннему фактору: новой влюбленности, новому расчету, а то и просто разнузданному капризу, как здание брака, не имеющее гарантий прочности внутренней правды, трещало и разваливалось. Так всегда оправдывалась истина: неправдой началось, неправдой кончается. Когда обозначалась подобная жизненная ошибка, люди, конечно, начинали страдать от нее, они искали освободиться от тягости жизни в порывании брачных связей. Да, собственно, брачных связей в таких случаях и не чувствовалось. Их и не было, потому что не было, собственно, брака, т.е. не было таинственного сочетания одного мужчины с одной «своей» и «единственной», сочетания, происходящего по велению Бога. Вот почему люди с легким сердцем сбрасывали со своего пути случайно составленное, а иногда преступно и греховно, внешне слепленное сожительство. А Господь имеет в виду истинное сочетание душ и тел. Оно неразрывно, потому что разрыв в нем противоестественен (Мк. 10:11). Почему и сказано: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее». Совершенно понятно, почему таковой «прелюбодействует», потому что таинственный союз мужа и жены, сочетанных Богом, вечен, и когда муж соединяется с другой женщиной, находясь в союзе с «одной» и «единственной», тогда, конечно, он надругательствует над вечным союзом с одной и он — прелюбодей. И опять-таки вот почему сказано: «прелюбодействует от нее», — потому что «одна» жива и связана, и будет вечно связана с тем, кому она сочеталась Самим Богом. Так вот почему непреложен закон брака. Он не допускает компромисса и тогда гарантирует достижение правды жизни и счастье. Не посягай же на брак, потому что это посягательство на правду жизни. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Афинагор Афинский (†190)

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее

Не усердие в рассуждениях, но пример и прилежание в делах обнаруживают наше подлинное существо. Потому возможно оставаться либо таким, каким был рожден, либо один раз вступить в брак. Ибо повторный брак - прелюбодеяние, хотя и под благовидным предлогом.

Прошение о христианах

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее

Не только тот, кто разводится с женой, становится виновником этого, но и тот, кто принимает ее, поскольку подает женщине повод для греха.

Строматы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 2-12 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
 

     Изложение разговора Христова с фарисеями о святости брака в сущности совершенно сходно с изложением его у ев. Матфея, только внешний ход речи представлен несколько иначе, переставлены некоторые изречения, что впрочем нисколько не изменяет сущности дела (ср. Мф.19:1-12 и прим.).

     «Позволительно ли разводиться мужу с женою»: искусительность вопроса состояла собственно в словах – «по всякой причине» (Мф.19:3) позволительно ли разводиться, ибо развод по известной причине позволен был прямо законом Моисеевым, а потому простой вопрос – позволительно ли вообще разводиться – не имел смысла в устах фарисеев.

     «Он сказал им» и пр.: по ев. Матфею речь Господа указывает сперва на установление отношений между женой и мужем в раю, а потом уже на отношение их по закону Моисееву; по Марку же, наоборот, сначала указывается на закон Моисеев, потом на райский; соответственно сему, о законе Моисеевом, по ев. Матфею, спрашивают фарисеи Христа, а по ев. Марку – Христос фарисеев. В сущности это конечно все равно. Оба евангелиста передают речь Иисуса Христа в сокращенном виде, а при этом обыкновенно обращается внимание на то, чтобы сущность передать верно, частные же черты рассказа подлежат изменению по усмотрению повествователя. Так и здесь. В сущности речь Господа и Матфеем и Марком передана верно, до буквального сходства, частности же, не имеющие существенного значения, изменены.

     «Опять спросили Его о том же» и пр.: вопрос этот по важности, какую придавали ему в обыденной жизни, так занял учеников, что они и после спора с фарисеями, когда Господь был уже в доме, спросили о том же. Господь ответил им между прочим то же, что и фарисеям (ср. Мф.19:7-9),

     «Если жена разведется» и пр.: По этому сказанию кажется, будто женщина у иудеев имела право оставлять своего мужа или разводиться с ним, но такого права не было ей дано по закону Моисееву. Впрочем, примеры этого бывали: жена Ирода Антипы оставила своего первого мужа (Филиппа), чтобы выйти за Ирода. Ввиду таких случаев Спаситель, установляя законы брака для своего нового общества, и указывает на то, на что в законе Моисеевом указания хотя и не было, но что случалось в обыденной жизни, чего однако же не должно случаться в новом обществе Христовом. Развод позволяет Спаситель только в одном случае: если нарушен первоначальный закон брака, установленный в раю, прелюбодеянием одного из супругов (ср. Мф.19:9).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-12 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует

Разговор о нерасторжимости брака у евангелиста Марка в общем представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф. 19:3–12). Только некоторые изречения Христа у евангелиста Марка поставлены на иных местах, чем у Матфея.

«Позволительно ли разводиться мужу с женою?» (стих 2) Евангелист Марк передает вопрос фарисеев без прибавления, имеющегося в Евангелии Матфея: «по всякой причине» (Мф. 19:3). Можно думать, что он делает это для того, чтобы поставить вопрос не на иудейскую, а на христианскую почву. Он имел в виду своих читателей христиан из язычников, которых, несомненно, интересовал вопрос о позволительности развода в христианстве.

«Он сказал им…» (стих 3). Евангелист Матфей передает дело так, что Христос сначала обратил внимание фарисеев на райский закон о браке, а потом на закон Моисеев, между тем Марк передает указания Христа в обратном порядке. Очевидно, оба евангелиста хотели передать только сущность беседы Христа с фарисеями, не держась строго хронологического порядка.

«В доме ученики Его опять спросили Его о том же» (стих 10). В доме к Господу обратились теперь с тем же вопросом, что и фарисеи (такой смысл имеет слово «опять…» ученики раньше не спрашивали Христа о разводе…), ученики Христа.

«Если женщина разведется»… Так как апостол Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а среди римских язычников бывали случаи, что и женщины разводились со своими мужьями, то он и удержал из речи Христа упоминание об этом случае, какого не упоминает евангелист Матфей. Вообще евангелист Марк имел в виду общехристианские интересы, и потому у него почти всегда наставления Христа имеют более общее приложение.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 11-12 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует

Иже аще пустит жену свою (кто разведется с женою своею) и пр. Эти слова, по Евангелию Матфея, сказаны были и фарисеям (Мф. 19:9). Словом, в ответе фарисеям и Апостолам Иисус Христос повторил свое учение о браке, высказанное Им между другими основными законами Его Церкви в нагорной проповеди (Мф. 5:31-32) т. е. восстанавливает первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве. – Пусть обратят внимание на слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда даже живши по нескольку лет в брачном союзе и наживши немало детей, – расходятся с законными женами, мужьями и незаконно сходятся, и живут с другими!..

„Как же жить с такими женами и мужьями, с которыми весьма трудно, даже невозможно жить?“ спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить, уступать друг другу, особенно слабым существам – женам, влиять на исправление худой стороны и – смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было в старину у нас на благочестивой Руси. По Евангелию Матфея, услышав строгое учение Христово о браке, Апостолы возразили: в таком случае лучше не жениться (Мф.19:10), т. е. лучше бороться с самим собой, чем со злой женой, соединившись с ней навсегда (Злат.).

И Господь ответил на это: Не все вмещают слово cиe, но кому дано (Мф. 19:11), т. е. не все могут осуществить слово cиe о безбрачии, не все могут вести жизнь безбрачную; но это особый дар некоторым от Бога. Как понимать этот дар? „Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов, то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, – дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали“. Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь – дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Потому такая жизнь и составляет подвиг.

Почитайте святых, особенно подвижников. – Пусть на указанные слова Христовы обратят те из наших глаголемых старообрядцев и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого, которые отвергают брак! Их учение не прямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, сим не освятил ли брака? Он с любовью благословлял детей (Мф. 19:13. Также Мк. 10:13; Лк. 18:15). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе нескверным (Евр. 13:4). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков (1Тим. 4:1-3). И св. Златоуст пишет: „сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым“.

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible