Скрыть
А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но я исполнен силы, духа, суда и крепости не для того, чтобы по воле своей, за дары одним предвещать доброе, а другим совершенно противное, но еже возвестити Иакову нечестия его, и Израилеви грехи его, и тем отвратить их от грехов их.

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его

Если кто все книги двенадцати и прочих пророков прочитает: тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: я исполнен силы Духа Господня (Мих 3:8). Иоиль восклицает: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и проч. (Иоил 2:28). Аггей говорит: завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас (Агг 2:5-6). Равно и Захария: Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? (Зах 1:6); и прочее.

Поучения огласительные

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–8 Вот что говорит Господь о пророках, которые обманывают народ Мой, которые кусают зубами своими и проповедуют мир, и если кто не дает чего-нибудь во уста их, против того они объявляют священную войну: поэтому ночь будет вам вместо видения [или: «разделения»] и мрак вместо предвещаний. И зайдет солнце над пророками, и день покроется мраком над ними, и приведены будут в смятение те, которые видят, видения, и придут в замешательство гадатели, и все покроют лица свои, потому что нет ответа от Бога. Я же исполнен силою Духа Господня, правдою и крепостию [или: истиною], чтобы возвестить Иакову преступление его и Израилю грех его

Мы узнаем [здесь], что среди Израиля были лжепророки, которые за подарки провозвещали мир, который не был дан им; если же кто не давал даров, они провозглашали против такового грядущий гнев Божий, хотя бы человек тот был святым. По этой причине и говорится им, что они говорят ложь, и слово их не есть пророчество, а ложное предсказание; и не будут они иметь света, но мрак и заблуждение. А когда все их предвещания исполнятся совершенно в противоположном смысле, тогда они покроются смятением, ибо, – говорит он, – не было ответа от Бога.

Уже [или: ибо] и демоны не получат силы для того, чтобы обманывать их своею ложью. Оракулы станут безмолвны, умолкнет нечистый дух и не осмелится насмехаться [над ними]. – Это о лжепророках. Вслед за тем начинается речь пророка о себе, – [именно]: в то время как они пророчествовали ложное и покрылись замешательством и смятением, я говорю все по наставлению от Духа Святого и провозвещаю правду Господню и силу [или: истину]. И когда лжепророки кусают зубами и проповедуют мир, я без всякой боязни возвещаю Иакову преступление его и Израилю грех его, потому что они или почитали идолов вместо Бога, или пригвоздили ко кресту Сына Божия. Если же то, что́ говорится согласно [переводу] Семидесяти, мы пожелаем принимать в отношении к еретикам, которые поистине суть лжепророки и утверждают, будто бы так говорит Господь, а Господь и не посылал их; то мы не погрешим [в этом]. В самом деле ведь еретики иногда обманывают народ Божий и делают, что поедают людей, или [тем] что просто принимают от них дары, или [тем, что] в тайне погубляют их души; они обещают этим [людям] мир и царствие небесное и говорят, что нет необходимости жить воздержно и свято: имей [лишь] веру, которую мы проповедуем, и наследуешь все обетования Божии. Проповедуя так, они скорее возбуждают против людей гнев Божий и предуготовляют на них войну. Посему, о еретики, воображающие себя обладателями пророческого слова и подражающие Церкви Божией! тьма ночи будет там, где вы думаете, что есть видение, и дух нечистый говорит там, где вы хвастаетесь пророческим предсказанием. Солнце правды скроется над пророками этого рода и увидят они мрак свой и придут в смятение. А когда они будут объявлены скорее гадателями, чем пророками, то будут осмеяны за сновидения свои, и те народы, которые прежде были обмануты ими, станут говорить против них. Тогда даже сами учители принесут покаяние, но никто их не станет выслушивать, разве только Я, котора они оскорбляли; и так как Я милосерд и не хочу смерти грешника (Иезек. ХVIII, 32), но чтобы он обратился и был жив, то когда выслушаю их, дам им силу Духа Моего и исполню Его правдою и крепостию, так что те, которые прежде лестью обманывали народ, после этого будут устрашать его, провозвещая ему истину и призовут его к правому пути, и те, которые прежде были причиною заблуждения, начнут исцелять раны, нанесенные ими и быть причиною выздоровления. – В настоящем месте, обрати внимание на то, что после греха [покаявшийся] может кого-нибудь научить, если однако прежние грехи свои он омоет достойным покаянием. Посему и Давид после грехопадения в прелюбодеяние и человекоубийство говорит: Окропишь меня иссопом, и я очищусь, – омоешь меня, и я убелюсь больше снега. Он радуется не только о своей чистоте, но прибавляет еще: Возврати мне радость спасения Твоего и утверди Духом господствующим; когда же Ты это сделаешь то я: Научу, – говорит он, – беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся (Псал. L).

Книга толкований на пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его.
Ст. 8 Аз же исполнен силы Духом Господним и судом и силою, еже возвестити Иакову нечестия его, и дому Израилеву грехи его.

Не осмелюсь поступить подобно оным беззаконным, но, возбуждаемый благодатью Святого Духа и исполненный таковой силы, с дерзновением буду обличать нечестие народа. И дав такое обещание, открыто обличать те беззакония, на какие отваживался народ, Пророк немедленно взывает:

Ст. 9-10 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою!
Ст. 9-10 Слышите сия старейшины дому Иаковля, и оставшии дому Израилева гнушающиися судом, и вся правая развращающии, Созидающии Сиона кровми, и Иерусалима неправдами.

Поставленные судиями, говорит Пророк, не захотели вы весов правды держать неуклонно, но не оказывали никакого уважения к справедливому, покушались же несправедливое показать справедливым, и в этой мысли наполнили Иерусалим не справедливо пролитой кровью. Князи позволяли подкупать их дарами, священники о том, что законно, давали ответы за деньги, и даром не хотели совершать божественной службы. И пророки, одержимые супротивными духами, за мзду делали ложное прорицание, за дары вводили в обман, и делая это, воображали, что пользуются Божиим содействием, и говорили:

Ст. 11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»
Ст. 11 Не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая.

Итак, пoелику, живя во всяком беззаконии, напрасно подкрепляли вы себя Божиим именем, то познаете, что:

Ст. 12 Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.
Ст. 12 Сего ради вас деля Сион, якоже нива изорется, и Иерусалим, яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный.

Такое запустение, говорит Пророк, постигнет сей славный город, что дом Божий наполнится растениями, и уподобится дубраве; все пространство внутри городских стен, где прежде было тесно от жителей, подобно нивам вне городских оград, будет вспахано и засеяно, и Иерусалим ничем не отличится от овощного хранилища, которое по собрании плодов, когда стерегший его уходит домой, остается пустым. Сие же пришло в исполнении и при Навуходоносоре, который, взяв город, жителей его вместе с царем отвел пленниками; но в большей точности можно видеть исполнение пророчества после неистовства и бешенства, с какими Иудеи поступили со Спасителем нашим. Ибо славный оный храм, разоренный до основания, до настоящего времени предан совершенному запустению, и приходящие видеть не знают, где место прежнего святилища. Так божественная благодать, пророческими устами предрекши об оном храме, предвозвещает славу Церкви, уверовавшей в Господа Иисуса Христа.

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его

Характер проповеди Михея

Пророк выставляет на вид авторитет своих речей, исходящих от силы Св. Духа, и указываете характер своей проповеди. В слав. т. вместо утвердительной формы речи условная: «аще аз не наполню силы Духом Господним».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible