Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
3. и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое;
4. и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его,
5. то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха.
Молох, буквально царь, известен был также под именем Молех, Мильхом, Малькам, Адрамелех (так называли его переселенцы из города Сефарваима, жившие в Самарии; 4Цар. 17:31), «мерзость Аммонитская» (3Цар. 9:5). Молох был по преимуществу бог огня и ему посвящали детей, переводя их сквозь огонь, или даже сожигая их в честь Молоху. Деллингер указывает, что Молох была одна из форм обожания Ваала-Солнца, как Томмуз (Адонис) была другая из форм того же культа. У Иер. 32:35, есть прямое указание на тождественность Ваала и Молоха и на то, что сожжение детей делалось в честь этих божеств. По-видимому, божество, которое Диодор Сицилийский называет Кронос (Сатурн), был тот же финикийский Ваал-Молох, которому сожигали детей и по котором, под именем Таммуза (весеннего солнца - умиравшего и воскресшего Адониса), плакали в весеннее равноденствие финикийские женщины. Очень интересно еще мнение, высказанное Деллингером, что Молох, изображаемый с головою быка, был тот же Минотавр Крита (близкие или даже родственные сношения Крита с Финикией не подлежат сомнению, (см. Ленормана Cadmus, и заметка в Manuel по поводу имени Кафторин). Жертва детей Минотавру напоминает жертвоприношения Молоху, а победа Тезея над Минотавром было уничтожение Греками-Арийцами этого кровожадного хамитского культа. Что культ этот сопровождался самыми растлевающими нравы плотскими мерзостями, можно, кажется, заключить из сказания о Пазифе. Народ (Лев. 20:4) должен был сам следить за тем, чтобы в среде его не проявлялся этот культ, хотя бы в самой слабой его форме, т. е. в проведении детей сквозь огонь, для так называемого очищения их. Если сам народ не умертвит (не побьет камнями) виновного, то род его будет истреблен Иеговой.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-5 скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями; и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха
На почитателей кровожадного культа Молоха (ср. XVIII:21), которым осквернялось святилище Иеговы, со всею грозною торжественностью изрекается суд Иеговы; служитель этого культа, будет ли он собственно израильтянин или пришелец (ger, Vulg.: advena), должен быть немедленно побит камнями со стороны общества, в случае же небрежности последнего в отношении наказания виновного, а особенно сочувствия культу Молоха, Иегова сам имеет обратить кару Свою на виновника и род его (Grot.: рег mortem immaturam).