Скрыть
Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?

Святые отцы

Прочие

Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)

Ст. 7-15 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские

Очевидно, что это сказано не о деревьях, растущих из земли. Ибо деревья, бездушные и корнями прикрепленные к земле, не могли собираться сами по себе для избрания царя. Но этот рассказ, конечно, о душах, которые прежде вочеловечения Христа, изобилуя грехопадениями, с мольбою приступали к Богу, чтобы Он внял их стенанию и царствовал над ними с милостью и кротостью, которую Писание представило под видом маслины, потому что масло полезно для тела, облегчает страдания и болезни и служит для освещения. Ведь всякий огонь в светильниках увеличивается от подливаемого масла; и всякое милосердие Божье избавляет от смерти и грехов, и помогает человечеству, и питает свет сердца.

И рассудите, не обозначает ли этим Писание законоположения от первозданного [человека] до Христа, в подражание которым дьявол своими вымыслами обольщал человеческий род. Смоковнице оно уподобило заповедь, данную человеку в раю, потому что после обольщения он прикрыл свою наготу листьями смоковницы; а виноградной лозе - заповедь, данную Ною при потопе, за то, что он был осмеян, уснув от вина; маслине же - заповеди, данные Моисею в пустыне, потому что пророческое помазание, этот святой елей, оскудевал в наследии иудеев, за то, что они предавались беззакониям; а терновнику - заповеди, данные апостолам для спасения мира, потому что через них мы научились девству, которому одному дьявол не мог противопоставить никакое обольстительное подобие.

Пир десяти дев

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 7-15 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские

И не один еще не нашелся столь безграмотный [человек], который бы полагал, что подобные сочинения Эзопа, употребленные с той же целью, следует называть ложью. Но также и в Священном Писании встречаются подобные пассажи, как, например, в Книге Судей деревья ищут себе на помазание царя, который бы стал царствовать над ними, и обращаются с просьбой и уговорами к туку, смоковнице, виноградной лозе, терновнику. Всё это во всех упомянутых случаях придумывается для того, чтобы мы уразумели суть дела, которая обозначена повествованием о событиях вымышленных, но допускаемых исключительно для уразумения истинного, а не ложного смысла.

Против лжи

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-20 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские. Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы? За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки Мадианитян; а вы теперь восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном камне, и поставили царем над жителями Сихемскими Авимелеха, сына рабыни его, потому что он брат ваш. Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха

Гнусный поступок сихемлян относительно потомков Гедеона и воцарение Авимелеха послужили поводом для Иофама, одного оставшегося из сыновей Гедеона, произнести к ним с вершины горы Гаризима обличительную речь в виде аполога, или приточной басни о деревьях, избравших себе царя.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible