Скрыть
пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 1-4 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея

Как на пользу мне, чтобы Ты ненадолго оставлял меня, дабы испытать прочность стремления моего, так же и опасно, если Ты оставишь меня надолго за заслуги мои или грехи. Никакая человеческая сила не сможет устоять в своей прочности, если останется надолго без помощи Твоей во времена испытаний, не сможет в конце концов не подчиниться власти противника, если Сам Ты, знающий силы людей и судящий наши сражения, не попустишь нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дашь и облегчение, так чтобы мы могли перенести (1Кор. 10:13).

Нечто подобное, как представляется, мистически выражено в Книге Судей, когда [речь идёт] об искоренении духовных народов, противостоящих Израилю: Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян… для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов израилевых (Суд. 3:1-2). И снова, немного дальше: Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея (Суд. 3:4). Нет, Бог не завидовал миру Израиля и зла им не замышлял, но знал, что им эти сражения в пользу: чтобы, подвергаясь постоянным нападениям язычников, они никогда бы не думали, что им не нужна помощь Господа. Они всё время думали бы о Нём и призывали Его, и тогда и не впали бы в застойное бездействие, и не утратили бы способность сражаться и развивать добродетели. Ведь часто безопасность и процветание низвергают тех, кого не могут одолеть невзгоды.

Собеседования

Максим Исповедник, прп. (†662)

и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их

Почему Господь повелевает сынам Израилевым поразить семь народов, но не пять сатрапий?

Господь ненавидит все противоестественные страсти и потому повелевает поразить их. Умерщвлять естественные силы пяти чувств Он не велит, однако в случае, если они будут двигаться против природы, их действия должны быть уничтожены.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф

Бытописатель делает общий перечень народностей, оставшихся жить в земле обетованной, вместе с израильтянами. Большая часть этих народностей сосредоточивалась на западе и севере Палестины. К ним относились: пять владений филистимских (ср. Нав. 13:3), хананеи, сидоняне и евеи, (может быть, хеттеи), занимавшие самую северную часть Палестины по отрогам Ливанских гор, от горы Ваал-Xермона (Ваал-Гад, ср. Нав. 11:17; 12:7; 13:5) до города Эмафа (впоследствии город Епифания, ныне Омс, на реке Оронте, по дороге в Антиохию).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible