Скрыть
можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 26-27 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь

Разве заполнишь неводы кожей его, или корзину для рыб головою его. Что обозначается здесь неводом или корзиной для рыб, как не церкви верующих, образующие Церковь вселенскую? Вот, в Евангелии сказано: Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (Мф. 13:47). Значит, Церковь названа Царством Небесным, потому что, покуда Господь обращает нравы ее к вышнему, она и сама царствует в Господе тем, что обращается к небесам. И верно Церковь сравнивается с неводом, заброшенным в море и собирающим в себя рыб разного рода, потому что, посланная в век язычества, она никого не отвергла, собирая вместе порочных и праведных, гордых и смиренных, гневных и кротких, глупых и мудрых. Под кожей этого левиафана мы и понимаем глупцов, под головой же его - мудрецов. Или же кожа его (то есть то, что снаружи) обозначение тех людей, которые служат ей в самом малом, а голова - обозначение стоящих над ними. Господь же, соблюдая надлежащий порядок, по праву заявляет, что заполнит сей невод или корзину для рыб, то есть Церковь Свою, потому что, как выше говорилось, сначала Он избрал немощное, дабы затем воссоединить с более крепким.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова


Он будет повержен на виду у всех: ибо когда среди страха предстанет Судия вечный, когда будут [с Ним] легионы ангелов, когда все служение сил небесных будет [при Нем], когда приведены будут все избранные на это зрелище, вот тогда этот свирепый и жестокий зверь приведен будет в цепях посреди всех и со всем телом его, то есть со всеми порочными, предан будет вечному пламени геенны.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Иов. 40:20-27
 

     Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?
     Как бегемот есть общее имя больших зверей: так левиафан есть общее наименование больших рыб, коих собственное имя можно узнать из описания. См. прим. к Иов. 39:13. Описание приличествует самым лучшим образом крокодилу. Доселе была речь о слоне [автор поразумевет "бегемота", см. прим. к Иов. 40:10 ], великом и сильном, но вместе кротком и благородном животном. Ему противополагается крокодил, также великое и сильное, но вместе кровожадное и злое животное, которое совершенно неукротимо. Крокодил, коего длина простирается до 30 футов, а толщина до 5-ти, нападает на людей и животных с быстротою стрелы, кусает их своими длинными и острыми зубами и пожирает их с кожею и волосами. В хвосте, который часто длиннее самого тела, он имеет необыкновенную силу, потопляет им часто без труда нильские лодки и хватает находящихся в них людей.
     Итак, Бог вопрошает Иова, в состоянии ли он поймать на уде страшного крокодила, как ловят рыб, коих язык посредством крючка зацепляется удою? Если бы крокодил не имел языка, как некоторые утверждали; то всё же это не противоречило бы книге Иова; ибо животного, не имеющего языка, нельзя и поймать на уде за язык. Между тем у крокодила есть язык, который впрочем так твердо прилипает к гортани, что мог быть не замечен некоторыми естествоиспытателями.
     Впрочем, в чертах и этого чудовища, как Бог изображает его, примечен также образ духовного врага людей.

     вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?
     Можешь ли ты поступить с крокодилом, как поступают с другими зверями, коим прокалывают нос, чтоб управлять ими, или как продевают рыбам нитки сквозь ушей или жабрей, чтобы нести их на рынок?

     будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко?
     Станет ли крокодил стонать у ног твоих и умолять тебя о пощаде.

     сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы?
     Можешь ли ты укротить крокодила и употреблять в работы, как укрощают других диких зверей, делают их ручными и употребляют в работу, например ослов, лошадей, верблюдов и волов?

     станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?
     Можешь ли ты играть с ним, как с домашним животным, или привязать его на нитку, чтобы играли с ним, как с птичкою, служанки твои? Жители востока дарят своим служанкам птиц, газелей, ягнят и других кротких животных, которых они привязывают за веревку и держат для удовольствия, как наши женщины кошек и постельных собак. Крокодил, напротив, убивает людей, как скоро они приближаются к тому месту, где он скрывается.

     будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?

     Убьют ли крокодила, чтобы сделать из его мяса пир для друзей, а остаток продать купцам? Слово Хананеи употребляется в значении купцов; поскольку Хананеи в древнейшие времена были самыми знаменитыми купцами и мореходцами.

     можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?
     Голова, тело и хвост крокодила покрыты многими рядами густых и непроницаемых щитов. Сии продолговато-четвероугольные щиты лежат один на другом, подобно черепице, закрывая друг друга до половины, и так крепки, что никакая стрела, никакое копье и даже выстрел ружейный не может пройти чрез них. В тело кита и других морских чудовищ бросают острые, от пяти до шести футов длиною, дротики с крюком на длинной верёвке и таким образом убивают и ловят их. Крокодилы защищены от всякой раны своею бронёю.

     Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.
     Испытай раз свои силы над крокодилом; ты так худо будешь встречен им, что не станешь более думать о борьбе с ним.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь

Бесполезно и другое средство овладеть крокодилом, - обращение к помощи копья и остроги, чтобы пронзить кожу и голову (ср.: Иов. 41:7-9; Иов. 18-21). Для этого нужно вступить в борьбу с чудовищем, но раз дерзнувший сделать подобную попытку больше уже не повторит ее.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 40:10

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible