Скрыть
Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-13 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал; ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его

Примечай, пожалуй, смирение евангелиста, с каким он свидетельствует о тщательности исследования Петрова. Сам он пришел прежде, увидел лежащие пелены и ничего более не исследует, но дожидается Петра. А пламенный Петр вошел внутрь гроба и тщательно осмотрел все. Тогда и он (Иоанн), вошел после него (Петра), увидел погребальные пелены лежащими отдельно одни от других, и уверовал, впрочем, не тому, что Господь воскрес, а тому, что Его украли. Он поверил словам Марии, что взяли Господа. Почему же поверил Марии, а не помыслил о воскресении? Потому, что они еще не знали Писания, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых, и поверили Марии, подозревавшей похищение и переложение тела. Итак, они возвратились к себе, то есть сами по себе, ничего более не узнавши. Мария, по свойственной женщинам чувствительности и любви к слезам, стоит у гроба и плачет. Не находя Иисуса, смотрит на то место, где положено было любимое тело, и в этом одном находит утешение. За то и удостаивается видеть больше, чем ученики. Она увидела то, чего они не видели, именно: двух Ангелов. Видение Ангелов было для нее величайшим утешением. И светлое их одеяние, и сидение их, одного у головы, а другого у ног, показывало, что они знают нечто большее, и, если будут спрошены, могут наставить. И слова: «что ты плачешь?» полны искреннего участия. Чтобы Мария не смутилась, как женщина, вопросом этим утишают ее смущение. Спрашивают с таким участием и кротостью: «жена! что ты плачешь?» Она же с жаром и любовью отвечает: унесли Господа моего, потому и плачу; не знаю куда и переложили Его; я пошла бы туда помазала бы тело Его, и в этом, по крайней мере, нашла бы некоторое утешение. - Ты же пойми, как Петр деятелен и горяч, а Иоанн проницателен и способен к уразумению Божественных предметов. Чисто созерцательный предваряет знанием и даровитостью, а деятельный отстает, однако же усердием и старанием побеждает остроту его, и деятельный первый усматривает какую-нибудь Божественную тайну. Не подобное ли нечто бывает и в науках? И здесь из двоих мальчиков малоспособный и медленный старанием превосходит того, который по природе быстрее и способнее. Так и в духовных предметах деятельный и неискусный в слове нередко понимает лучше, чем созерцательный. - Всякая душа, господствующая над страстями, называется Мариею. Очистившись посредством бесстрастия, она видит в Иисусе Бога и Человека. Ибо один из Ангелов, сидящий в головах, указывает на Божество, а другой, сидящий в ногах, на уничиженное воплощение Слова.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не у бо ведяху Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути

Евангелист указывает причину, почему ученики не поверили не только женам, которые возвестили им о Воскресении, считая это за мечтание (Лк. 24, 11), но и двум ученикам, шедшим в Еммаус (Лк. 24, 13 и далее). Он говорит, что ученики не понимали Писаний, которые учили о Воскресении Иисуса Христа; а Писания эти рассеяны в различных местах псалмов Давидовых и пророческих книг.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 3-10. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе

– Тотчас вышел и пр.: вследствие вести, принесённой Магдалиной (а может быть, вскоре и другими мироносицами: Лк.24:10-12), Пётр и Иоанн поспешно пошли или побежали ко гробу.
– Побежали они оба вместе, но Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее Петра прибежал к гробу (когда уже жён там не было), но не вошёл во гроб; вероятно, робость и страшливость в уединении сада, при таких необыкновенных обстоятельствах, овладели его душой, и он один не решился войти во гроб, а только наклонился в отверстие, от которого отвален был камень, и увидел лежащие пелены. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб: как более мужественный и смелый, каковым он является во всех евангельских сказаниях. Ев. Лука, говоря об этом же путешествии Петра к гробу (Лк.24:12, ср. прим. и прим. к ст. 24), говорит, что он, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и не говорит, чтобы входил в самый гроб. Это не стоит в противоречии с рассматриваемым сказанием Иоанна: ев. Лука говорит так по краткости рассказа своего о сем, а Иоанн восполняет его. Притом, ничто не мешает допустить предположение, что и Пётр, пришедший вслед за Иоанном, сначала так же как и он, наклонившись, посмотрел в гроб и потом уже вошёл в него, и ев. Лука в кратком рассказе своём о сем последнем умалчивает. – Плат.: см. 11:44; Лк.19:20.
– И увидел, и уверовал: уверовал не словам Марии, что тело Господа унесено (Феофил.), а тому, что Господь воскрес (Злат.). Рассматривание оставшихся во гробе одежд и особенно свитого, в особом месте лежащего плата, которым обвита была голова Господа, Иоанна привело к убеждению, что тело Учителя не похищено, ибо при похищении одежды не могли быть в таком порядке; это убеждение привело его к вере, что Христос воскрес, как Сам предрекал то (ср. Злат.). Иоанн говорит о вере в сем положении только своей, о вере же Петра не говорит. Из Евангелия от Луки видно, что подобная вера в воскресение не проторглась ещё в это время в сердце Петра: он пошёл назад, дивясь сам в себе бывшему (Лк.24:12). Для превращения этого удивления в веру Петру нужно было особенное явление Воскресшего, которого он и удостоился (Лк.24:341Кор.15:5).
– Ибо они ещё не знали и пр.: для объяснения того, почему один из учеников теперь только, при виде одежд Господа в гробе, а не ранее и не без видения этих одежд, уверовал, а другой возвратился только с удивлением происшедшему, евангелист делает замечание, что они ещё не знали из Писания, что Ему должно из мёртвых воскреснуть. Когда писал своё Евангелие Иоанн, он знал уже предсказания ветхозаветного Писания о воскресении Мессии, и поэтому, повествуя о путешествии своём к гробу, он выражает как бы удивление, как они были тогда ещё несовершенны, что до самого этого времени воскресения не веровали ему, не разумея Писания. К уразумению Писаний Господь отверз ум учеников только по Своему воскресению (Лк.24 и прим.); полное же ведение и уразумение ими Писаний совершилось по излиянии на них даров Духа Святого в день Пятидесятницы, сообразно обетованию Господню (16 и парал.). – До времени же страданий и воскресения Господа ученики не разумели даже собственных Его яснейших предсказаний о воскресении (Лк.18:34 и прим.), даже спрашивали друг друга, что значит из мёртвых воскреснуть (Мк.9 и прим.). Потому некоторые предречения Его о сем стали для них понятны только по воскресению Его (Ин.2:21-22). После же, спустя дней не более как 50, с каким одушевлением и силой убедительности тот же Пётр, который теперь не знал ещё из Писания о воскресении Господа, доказывал иудеям из Писания, что Ему до́лжно было из мёртвых воскреснуть (Деян. 2:24-31)!
– Ученики опять возвратились к себе: один веруя, другой удивляясь происшедшему, и оба – в ожидании дальнейших разъяснений случившегося.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8-10 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе.
Ст. 8-10 Тогда убо вниде и другий ученик, пришедый прежде ко гробу, и виде и верова. Не у бо ведяху писания, яко подобает ему из мертвых воскреснути. Идоста же паки к себе ученика.

Когда входит Иоанн с благоговейным трепетом в гробницу, где положено было пречистое тело горячо любимого им Господа, которого смерть на кресте в вечер Пятницы он видел своими глазами, то и его, как Петра, поражают, во-первых, отсутствие тела Господня и порядок, в котором лежат одежды, облекавшие умершего Господа. И его поражает мысль, что похищёние тела при этих обстоятельствах немыслимо; тогда естественно, что и Иоанн и Петр должны были вспомнить слова Господа, неоднократно им говоренные, что Сын человеческий должен воскреснуть из мертвых (Мф. 17:9,20:19; Мк. 8:31,9:9; Лк. 9:22,18:33). Несомненное убеждение, что Господь жив и воскрес из мертвых овладевает их душою и наполняет ее радостью «и виде и верова», говорит Иоанн Богослов о себе, несомненно однако признавая такое же чувство и в Петре, ибо себя он выставляет лишь как свидетеля, что при всех обстоятельствах сего события нельзя было не прийти к вере в воскресение Господа, или может быть даже подразумевая, что вера еще ранее вспыхнула в душе Петра, вошедшего ранее его в гробницу. Что Иоанн говорит об вере, вспыхнувшей в обоих сердцах, то ясно из следующего стиха, когда он об обоих говорит «ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых».

Получив убеждение в душе своей, что Господь жив и что исполнилось то, что Он сам говорил им, мысли учеников переносятся к закону Моисееву и пророческими книгам и ищут связь между словами откровения и совершающимися событиями. Тогда только перед ними начинает уясняться значение слов Псалма: «Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь Святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10); тогда только вспоминают они многие другие пророчества и между прочим LIII главу пророка Исаии, рисующую с такою ясностью и страдания и смерть и погребение Господне, и кончающуюся кликом веселия и победы (Ис. 53); и победный клик Осии: «смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» (Ос. 13:14)

Но полное понимание пророчеств дано было Апостолам лишь позже, когда Господь даровал им Духа Святого и отверз им ум разуметь писания (Ин. 20:22; Лк. 24:45), посему и говорит Иоанн Богослов, сознавая бессилие человека самому понять писания: “не убо ведяху писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути”.

Только сам Господь, уже явившись ученикам, вполне раскрыл им значение всей цепи пророчеств, возвещавших Божий промысл о спасении человека на земли; а потому когда Петр и Иоанн стоят в гробнице, то души их преисполнены веры и горят любовью, но не имеют еще того знания, которое даст им Господь Духом Святым. Иоанн Богослов и отмечает это состояние души и ума их, указывая сим как Господь постепенно просвещал их и открывал умственные очи их, чтобы сделать их достойными проповедниками Евангелия и пастырями Христова стада. «Идоста же паки к себе ученика», говорит Иоанн, «дивяся бывшему», как прибавляет Лука (Лк. 24:12).

Между тем за учениками, когда они бежали ко гробу, бежала и Мария Магдалина, но оставалась вне гробницы, когда Петр и Иоанн были внутри её. Петр и Иоанн идут назад несомненно с тем, чтобы сообщить о виденном и перечувствованном ими Богоматери и собрать всех других Апостолов вкупе, дабы ожидать в благоговении Господа: посему то мы и видим Апостолов и других верующих в сборе вечером того дня (Лк. 24:33). Между тем Мария Магдалина, в глубокой скорби, не могла оторваться от гробницы; она стоит близ гроба и рыдает горькими слезами.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-10 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе

Тогда и Иоанн осмелился войти внутрь гробницы и, увидев то же, что увидел Петр, уверовал в то, что Христос воскрес. Он понял, что здесь не могло иметь места похищение тела, так как похитители не имели бы времени снимать с Христа пелены, плотно прилипшие к телу, да еще притом скатывать их. О том, уверовал ли в воскресение Христа Петр, Иоанн ничего не говорит, и поэтому одни толкователи (например, еп. Михаил), принимая во внимания сообщение евангелиста Луки, согласно которому Петр пошел от гроба, «дивясь сам в себе происшедшему» (Лк.24:12), полагают, что Петр в тот момент еще не уверовал, а уверовал после (Лк.24:34), другие же (например, Цан) думают, что вместе с Иоанном уверовал и Петр, так как Иоанн о себе и о Петре говорит, что до сих пор они еще не могли найти в Писании указаний на то, что Христу подобает воскреснуть из мертвых. То обстоятельство, что после этого посещения гроба Петр не пошел разыскивать тела Христа, а отправился домой вместе с Иоанном, заставляет признать более вероятным второе мнение. В самом деле, при своем пылком и стремительном характере Петр непременно должен бы отправиться на поиски тела Христова, если бы у него было хоть малейшее подозрение, что тело куда-нибудь унесено (ср. поступок учеников пророка Илии, 4Цар.2:16).

«Они еще не знали…» Kак и другие иудеи, ученики Христа до Его воскресения не представляли себе, что Мессия должен умереть и, следовательно, не думали даже о каком-либо Его воскресении (ср. Мк.9:10). Христос же говорил, согласно Иоанну, о воскресении Своем только образами (Ин.2:19, 10:18).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible