Скрыть
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-8 Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси

Сын Божий называется Ангелом Великого Совета, как по причине других (истин), которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Вот об этом-то Он и теперь говорит: явих имя Твое человеком. Сказав: Я совершил Твое дело, Он снова подробнее говорит о том же, объясняя, какое это дело. Но ведь имя было уже известно? Исаия, например, говорит: клятися будут Богом истинным (65, 16). На это я и теперь скажу то же, что много раз говорил, то есть: оно было известно, но только иудеям, и то не всем; а теперь говорит о язычниках. Притом Он показывает не только это, но и то, что познали Бога как Отца; а не одно и то же значит, что (Бог) есть Творец и – что Он имеет Сына. Явил же Христос имя Его и словами, и делами. Ихже дал еси Мне от мира. Как прежде сказал: никтоже приидет ко Мне, аще не будет дано ему, и: аще не привлечет его Отец Мой (Ин. 6, 65, 44), так и здесь говорит: ихже дал еси Мне. Но так как Он же говорит, что Он Сам есть путь, то отсюда явно, что в этих словах Он высказывает две (мысли), именно: что Он не противен Отцу и что такова воля Отца, чтобы люди веровали Сыну, Твои беша, и Мне их дал еси. Этим Он хочет научить, что Отец весьма любит Его. А что Ему действительно не нужно было принимать их, это видно из того, что Сам Он и сотворил их, Сам постоянно и промышляет о них. Как же возможно, чтобы Он принял их? Нет; это, как я сказал, означает только единомыслие Его с Отцом. Если же кто захочет понимать это по-человечески и так, как сказано, то (люди) не будут уже принадлежать Отцу. В самом деле, если в то время, как Отец имел их, Сын их не имел, то очевидно, что, когда Он отдал их Сыну, Сам перестал ими владычествовать. А отсюда опять выйдет еще большая нелепость, именно: доколе они были у Отца, они были несовершенны, а как скоро перешли к Сыну, стали совершенными. Но смешно это и сказать! Итак, что же Он выражает этим? То, что и Отцу угодно, чтобы они веровали Сыну. И слово Твое сохраниша. И ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть (17, 6–7). Каким образом они слово Твое сохранили? Они уверовали в Меня и не внимали иудеям, потому что, кто верует в Него, тот утверди, как он говорит, яко Бог истинен есть (3, 33). Некоторые, правда, читают так: ныне разумех, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть; но этого нельзя допустить. Как, в самом деле, возможно, чтобы Сын не знал того, что принадлежит Отцу? Нет, это сказано об учениках. Как скоро, говорит, Я сказал, – они уразумели, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; что нет у Меня ничего чуждого, ничего особенного от Тебя, – потому что особенное как бы предполагает уже много чуждого. Итак, они уразумели, что все, чему Я учил, – Твое: и наставления, и догматы. Но откуда они узнали? Из Моих слов, потому что Я так и учил. И не только это, но и то, что Я от Тебя пришел (17, 8), – как это действительно Он и старался внушить во всем Евангелии.

Николай Сербский, свт. (†1956)

ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня

Под словами следует понимать мудрость и силу, кои Господь передал Своим, а не только слова. Действие этой мудрости и силы ученики уже испытали во время земной жизни Спасителя и убедились, что сии воистину Божественная мудрость и Божественная сила.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси

Ученики узнали это из тех слов, которые Я им сообщил, потому что Я прямо говорил им, что все, что Я говорю и учу, – все – Твое, и они охотно поверили этому. С этими и подобными им словами обращается Иисус Христос к Богу Отцу, чтобы показать ученикам Свою сильную любовь к ним. Кто дает не только все свое, но и другого просит об этом же, тот обнаруживает весьма сильную любовь.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 6-8. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 

Молитва Господа о Себе окончена, и Он молится затем о Своих учениках – тех, которым передаст, по Своём отшествии в небесную славу, дело распространения и утверждения на земле нового Царства Своего. Два главных предмета Его молитвы о них: соблюди (Ин.17:11) и освяти (Ин.17:17); остальные черты все относятся к раскрытию и уяснению сих двух.
– Я открыл имя Твоё: имя – вместо лица, его свойств и действий; открыл имя Бога – то же, что открыл Самого Бога, соответственно изречению – да знают Тебя единого истинного Бога (Ин.17.3). Откровение о Боге, сообщённое людям Христом, полнее и совершеннее, чем все прежде бывшие откровения (Евр.1:1), ибо никто не знает Отца так, как Сын (Мф.11:25,27). Господь открыл имя Божие именно в смысле христианском, т. е. изъяснил вполне план искупления человечества смертью Своею, и в этом смысле только Он сообщил полное понятие о Боге.
– Которых Ты дал Мне от мира: т. е. отделил от неверующего мира и сделал Моими ближайшими учениками (ср. Ин.15:19;8:11;16:30). Господь всем открывал имя Божие, кто слушал Его, но Он говорит здесь только об учениках Своих, о которых молится, потому что они вполне приняли учение Его и уверовали в Него (Ин.17.8) и потому, что им полнее открыто было имя Божие, или полнее преподано учение о Боге.
– Они были Твои: все люди, как творения Божии, суть Божии; в частности евреи, как избранный народ Божий, были Божии; но не в этом общем смысле говорится здесь, что апостолы были Божии. Они были Божии по особенному нравственному настроению их духа, которое в речах Господа означается выражениями: быть от Бога (Ин.7:17;8:47), быть от истины (Ин.18:37), творить истину (Ин.3:21), в силу чего они принадлежали к числу истинных израильтян (Ин.1:47).
– Ты дал их Мне: чрез привлечение и внутреннее научение, о котором прежде говорил Христос (ср. Ин.6:37,44-45,65 и прим.), и таким образом они стали отделёнными от мира и соединёнными с Христом. Они пребыли верны этому духовному единению, ибо сохранили слово Твоё – в вере и деле (ср. Ин.7:16;8:51;12 и далее; Ин.14:23), уверовали учению Моему, которое есть и Твоё учение, сохранили и сохраняют его в своём сознании как учение именно Твоё, божественное.
– Ныне уразумели, – по вере в слово Моё убедились, – что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть: речь идёт не только об учении Господа, как принятом от Отца, но обо всём деле Христовом, которое Отец поручил исполнить Сыну (Ин.17.4). Ученики уразумели, что всё это дело, совершаемое их Учителем в мире, есть дело божественное, Богом Отцом определённое и по сему определению Сыном исполняемое. Не вполне понимали ещё они это дело во всём его объёме и величии, ещё многое не открыто им было о сем, потому что многого ещё не способны были они вместить и только со временем будут способны к тому (Ин.16:12-13); но всё это дело Божие они уразумели теперь из всего хода дела и учения Христова, и – этого было довольно; остальное они уразумеют, когда придёт к ним другой Утешитель (Ин.14:26;15:26). – Средства, какими достигли они такого уразумения, суть – 1) со стороны Самого Господа – то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им: слова, которые Ты дал Мне, Я передал им (ср. 7 и далее; Ин.12:49-50 и прим.); 2) со стороны их самих – то, что они это учение приняли с верой и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что Я Мессия (ср. Ин.16:30).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня

Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. Ин.14:9 и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям «имя» Отца, т. е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти.

«Они были Твои». Апостолы принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был, например, Нафанаил – истинный израильтянин (Ин.1:48).

«Они сохранили слово Твое». Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от их лица апостолом Петром (Ин.6:68) и всеми ими (Ин.16:29).

«Ныне уразумели они…» С уразумением того, что все сказанное им Христом дано Ему от Бога, соединено, конечно, и вступление на путь к вечной жизни (ср. стих 3).

«Ибо слова, которые Ты дал Мне…» K такому пониманию ученики пришли потому, что Христос со Своей стороны ничего не скрывал от них (понятно, исключая то, что они не могли понять, ср. Ин.16:12) и, с другой стороны, потому, что апостолы принимали с верой слова Христовы. По-видимому, здесь уразумение божественного достоинства Христа («что Я исшел от Тебя») предшествует вере в его Мессианское достоинство («что Ты послал Меня»). Но на самом деле то и другое идет одновременно, и вера в Божество Христа поставлена на первое место только в силу ее преимущественного значения.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible