Скрыть
Es nerunāju par jums visiem; es zinu, kurus izredzēju, bet Rakstiem jāpiepildās: Kas kopā ar mani ēd maizi, tas pacels savu papēdi pret mani (Ps.40).

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-18 Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я. Не о всех вас глаголю, но да Писание сбудется: ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту свою

Что сказал прежде, то и теперь говорит, для увещания их. Если раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его, а Мною это сделано, то тем более вам должно делать это. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: для чего Ты это говоришь? разве мы не знаем этого? – присовокупил следующее: Я говорю вам не потому, будто вы не знаете, но для того, чтобы вы осуществляли на самом деле Мои слова. Знать могут все, а делать – не все. Потому Он и сказал: блажени есте, аще творите я. Потому же именно и я непрестанно повторяю вам об этом, хотя вы и знаете, – чтобы расположить вас к делам. Ведь и иудеи знают, но они не блаженны, потому что не исполняют того, что знают. Не о всех, говорит, вас глаголю. О, долготерпение! Еще не открывает предателя, а, напротив, прикрывает его дело, подавая тем ему случай к покаянию. И открывает, и не открывает, говоря таким образом: ядый со Мною хлеб воздвиже на Мя пяту. Мне кажется, что слова: несть раб болий господа своего сказаны и для того, чтобы те, которым случится потерпеть зло от рабов или от каких-нибудь ничтожных людей, не соблазнялись, взирая на пример Иуды, который, получив бесчисленные благодеяния, заплатил злом Благодетелю. Поэтому и присовокупил: ядый со Мною хлеб, и, оставив все прочее, сказал о том, что по преимуществу могло его удержать и пристыдить: тот, говорит, кого Я питал, кого Я сделал участником Своей трапезы. Это Он говорил, научая благодетельствовать людям, делающим нам зло, даже и тогда, как они неисправимы. А так как Он сказал: не о всех вас глаголю, то, чтобы не навесть страха на многих, Он отделяет наконец Иуду, говоря так: ядый со Мною хлеб. Выражение: не о всех не указывает непременно на одного; поэтому Он присовокупил: ядый со Мною хлеб, показывая этому несчастному, что Он подвергается его нападению не по неведению, но совершенно зная, – а это опять больше всего могло удержать его. И не сказал: предаст Меня, но: воздвиже на Мя пяту, чтобы тем выразить коварство, лукавство и скрытность его замысла.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал; но да сбудется Писание: ядущий со Мной хлеб поднял на Меня пяту свою (Пс. 40, 10). Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы когда сбудется, вы поверили, что это Я

Чтобы не сказали: что Ты говоришь нам об этом, как будто бы мы не знаем? мы и сами знаем, что смирение хорошо, - посему говорит: если вы знаете, этого одного недостаточно, но вы блаженны тогда, когда это исполняете. Ибо и иудеи знали заповеди, но они не блаженны, а весьма несчастны, потому что не исполняли их. «Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал». Сими прикровенными словами обличает предателя и вместе не уличает, ибо хотел довести его до раскаяния. Посему, опустив все прочие благодеяния, какие оказал ему, выставляет то, которое более всех могло обратить его. Кто ест хлеб Мой, кого Я питаю, кто разделяет со Мною (трапезу) стол (каковое обстоятельство смягчает и врагов), тот… и не сказал: тот «предает» Меня, но: «поднял на Меня пяту», то есть употребил против Меня коварство и лукавство, по подобию борцов, которые ухищряются против своих соперников и, запиная их пяты, повергают их. «Не о всех вас говорю». Чтоб не навесть страха на многих, Он явно отделяет его (предателя) и показывает, что замышляет против Него один только. Посему говорит: «ядущий со Мною хлеб Мой». - Когда Иисус сказал: «Я знаю, кого избрал», то, что нам сказал об Иуде? неужели избрал и его? Да, когда он был хорош, избрал, как и Саула (но он сам переменился, ибо свободен; Господь же попускает каждому действовать по его воле, потому что не отнимает свободы); а когда Иуда переменился, то отверг его, хотя прежде и избрал. - «Да сбудется Писание». Это выражение понимай так же, как и прочие подобные, о которых мы часто говорили.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не о всех вас глаголю

именно – аще творите… Это Иисус Христос говорил об Иуде, который не исполнил не только этой, но и вообще никакой другой заповеди, так как уже задумал предательство.

Аз (бо) вем, ихже избрах

Как Бог, Я знаю, кто из избранных Мною, сделает это (ст. 17), и кто не сделает. И прежде Иисус Христос сказал: вы чисти есте, но не вси, и при других обстоятельствах Он часто говорил многое в этом же роде, чтобы показать, что Он знает предателя, чтобы подействовать на его совесть и вызвать на раскаяние и исправление; но ничто на него не подействовало. А зачем Иисус Христос избрал в число Своих учеников и предателя, об этом сказано при изъяснении следующего места из Евангелия от Марка (3, 13): и взыде на гору и призва, ихже хотяше Сам.

Но да Писание сбудется: ядый (τρωγων) со Мною хлеб, воздвиже на Мя пяту свою

И здесь выражение с союзом ινα (да) указывает только на то, что должно случиться в будущем. Иисус Христос как бы так говорит: но это Я говорю относительно предателя, так как должно исполниться Давидово Писание, которое говорит: ядый (εσιων) хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание (Пс. 40, 10). Так перевели это место с еврейского семьдесят толковников; но Иисус Христос, несколько объясняя его, выражает другими, но совершенно однозначными, словами: ο εσιων значит то же, что и ο τρωγων (ядущий), возвеличи (εμεγαλυνε) значит то же, что и воздвиже (επηρε), а остальные слова одинаковы. Итак, Иисус Христос говорит об Иуде: ядущий у Меня, участвующий в общей со Мною трапезе, нисколько не стыдясь этого, возвеличи и воздвиже, т.е. укрепил и поднял на Меня пяту и запинание, т.е. коварство и злоумышление, так как уже сговорился с врагами Моими. Те, которые хотели опрокинуть бегущих, обыкновенно приводили свой злой умысел в исполнение при помощи пяты, или ноги; поэтому и здесь запинание и пята значит злоумышление и коварство.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 18-19. Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.  Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 

Не о всех вас говорю:
говорю именно, что вы блаженны, как не о всех вас сказал, что вы чисты (Ин.13:10-11).  «Есть между вами один, который не будет блажен и не исполнит сего» (Август.).
– Я знаю, которых избрал, но – и пр.: знаю вас, знаю ваши нравственные качества, так что не ошибаюсь, если говорю не обо всех вас, что вы блаженны; знаю вас потому, что Я вас избрал, т. е. в особенные орудия устроения Моего Царства, в апостолы, и знаю также, что по особенному предопределению Божию избрал и такого, который не будет блажен вместе с вами, но которого избрание совершилось, да сбудется Писание, говорящее пророчески о предателе Моём. (Да сбудется Писание, см. прим. к 12 и парал.).
– Ядущий со Мною хлеб и пр.: изречение взято из псалма 40 (Ин.13:10). В этом псалме изображаются страдания праведника, и потому псалом этот имеет характер типологически-пророческий, так как в нём содержится идея страждущего праведника – Мессии. В числе страданий псаломского праведника, которые он претерпевает, псалмопевец представляет вероломство в отношении к нему друга его. Господь Иисус прилагает эту черту к Иуде в отношении его к Нему, указывая в этом исполнение ещё древнего пророчества.
 Поднять пяту: с угрозою нанести удар и, может быть, смертельный (раздавить), есть образ злодейского покушения на жизнь. Таковым злодеем является здесь человек приближённый, с которым вместе разделялась трапеза (знак дружества или вообще близости); в поступке этого человека выражается, таким образом, крайнее вероломство. Таковым представляется и поступок Иуды здесь, хотя преступность его гораздо тяжелее, так как предмет вероломства здесь не простой человек, но Мессия.
 Прежде, нежели сбылось: т. е. предательство.
– Вы поверили, что это Я: т. е. Я Мессия, которого вы называете Учителем и Господом, несмотря на то, чтобуду предан на страдания Моим учеником. Действиями Господа в отношении к предателю, как будто зависящего от воли предателя – ученика, ученики могли соблазниться. Господь, указывая им действие в сем Божие, ещё задолго предречённое псалмопевцем, поставляет дело так, что поступок Иуды послужит только к укреплению их веры в Господа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

     
В словах сих Господь напоминает выражение Псалма (Пс.40:10). Но этот стих представляет еще нам обширное поле для думы. В предыдущих стихах Господь указывает на всех верующих без различия, указывая всем путь ко блаженству, не ведением токмо, но и деланием. Он указывает на горестное исключение, на изменника, не только не творящего добра, но еще делающего зло, и какое зло, подымающаго «пяту свою» на своего благодетеля и Господа, который Сам его избрал. Мы находимся перед великим вопросом о воле и предопределении, который возникает по поводу всей религиозной жизни души нашей, как он лежал в основании первого греха наших прародителей.
      Иуда Искариотский был избран Господом в числе ближайших двенадцати учеников Господа, пользовался – как все они светом учения Господня и был свидетелем чудес Его и – как другие Апостолы – имел власть именем Господа изгонять бесов и творить чудеса (Мф.10:5-8). И в его руках множились хлебы, раздаваемые голодному народу, и он видел Господа, идущего по воде и несмотря на то поднял пяту свою на Господа. Есть ли возможность самому тонкому софисту доказать, что Иуда, – человек погибели, – не приложил собственного старания, собственной злой воли, чтоб достичь своей погибели?
      Если можно объяснить себе значение этого человека, то только указанием Ев. Иоанна, «что он был вор» (Ин.12:6).
      Другими словами в этом человеке была особая страсть к деньгам, алчность к наживе. Вероятно и другие Апостолы, как и все люди, были не без слабостей человеческих, и они имели вероятно наклонность к тому или другому греху, но величие Господа, внося свет в их душу, делало их способными бороться против своих страстей и слабостей, потому что доброю волею своею они воспринимали радостно свет, вторгавшийся в их души и шли ко свету (Ин.3:19-21). В душе Иуды происходило обратное явление; он не боролся против страсти своей, а потакал ей, развивал ее, удовлетворяя ей, и вскоре она настолько овладела всеми его помыслами, что вытеснила свет, омрачила душу, затемнила понимание его и вместе с тем угасила даже веру, против которой несчастный уже боролся как против врага, мешающего ему действовать в низких его намерениях. «Смотри, говорил Господь, свет, который в тебе, не есть ли тьма» (Лк.11:35).
     Что он боролся и, по-видимому, одолел веру, но затем после преступления узнал, что не мог одолеть ее, хотя уже верил как трепещущий бес (Иак.2:19), а не как ученик, – то мы ясно видим из слов его фарисеям и из презренной смерти его (Мф.27:3-5).    
     Мы решаемся высказать еще одно предположение: не Иуда ли был тот из учеников, который в отсутствие Господа на горе Преображения пытался выгнать беса из отрока и не мог? (Мф.17:16;20).  Не он ли, – и может быть даже с корыстною целью, – пытался начать чудеса и исцеления независимо от Господа, а только употребляя силу этого великого имени, которое прежде в устах его с благословения Господа творило чудеса?
Но вероятно, как только мысль эта созрела в душе его, он увидел свое бессилие и сие бессилие создало злобу, и хотя вера бесовская, т. е. трепещущая, а не любящая, не могла умереть в его душе, но она была бесплодна для дел Божиих, ибо не может «сатана сатану изгонять» (Мф.12:26). 
      Из этого кажется ясно, что перед Иудой, как перед каждым человеком, лежали две дороги: одна широкая, ведущая к гибели, другая тесная, ведущая ко спасению (Мф.7:13-14).
      Он мог волею своею бороться против алчности; он мог не воровать из порученного ему общего ящика и мог привычкой добра все более и более приближаться к свету и осветить им тьму души своей. Но он волею своею пошел во мрак и начал творить дела мрака, а потому и удалялся все более и более от света, ибо, как сказал Господь, «всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:20).
      Предведением Божиим в пророчествах и псалмах открывался весь ход событий, ознаменовавших наше искупление и спасение, и в числе сих событий указано и преступление изменника: но воля Иуды, злая воля предателя, была его собственностью, он имел право располагать ею, как хотел и употребил свободу свою на зло, – хотя это известно было Богу от века. Призвав Иуду к апостольству, Господь по Божеству знал, что он предаст Его (Ин.6:70-71), но Господь, как указывает Златоуст, неустанно старался и намеками и смирением остановить его на краю гибели. Он тип всякого злонамеренно погибающего человека, для которого все Божии указания, полные любви предостережения, и самые временные бедствия, могущие открыть ему глаза, пропадают бесследно, потому что гнусная сатанинская страсть овладела его душой.
       Значение Иуды в истории церкви также понятно: он представляет собою ту часть человечества, которой все помыслы устремлены на земное, и в этом смысле он представитель фарисеев и начальников последней эпохи ветхозаветной церкви, которые поэтому то и не могли войти в царствие Божие (Мф.21:31-32. Эти люди и в древние времена как и в наше время не понимали и не желали иметь других интересов кроме земных благ, а потому они отрицались и отрицаются веры как излишнего бремени, думая, что они обладают высшею человеческою мудростью и что этой мудрости совершенно достаточно для человека.
       С другой стороны Иуда был типом и предвозвестником того, который называется «человеком греха, сыном погибели» (2Фес.2:3-4), и которого св. Иоанн Богослов в Откровении называет зверем и драконом (Откр.13:1-2), и лжепророком (Откр.19:20). Он мудрствовал своим маленьким умом пред величием премудрости Божией и осмелился даже думать, что его человеческие планы имели влияние на судьбы Божии (Мф.27:3-5). Он не мог понять, что одно было поистине реально во всех его действиях: грех его и его гибель, и таково будет значение антихриста, коему дана будет власть «до времени» (2Фес.1:8.), пока Богу угодно будет попустить «власть князя мира сего».
       Господь избрал для утверждения церкви Своей двенадцать столпов, зная, что один из столпов сих рушится и будет заменен другим (Деян.1:16-26), да служит погибший столп примером и знамением, как «со страхом и трепетом надо совершать дело своего спасения» (1Пет.1:17).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я

С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «блаженными». «Я знаю, которых избрал», – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих (Пс.40:10), понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии.

«Поднял на Меня пяту свою», т. е., притворяясь Моим другом, хотел раздавить Меня, когда Я лежал на земле. Некоторые же видят здесь сравнение с конем, который неожиданно бьет копытами стоящего сзади него хозяина или работника, поставленного ходить за конем. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно!

«Что это Я». Господь говорит о Себе как о всеведущем Иегове. См. комментарии к Ин.8:24.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible