Скрыть
Прiиди́те, да во́змемъ вино́ и напо́лнимся пiя́н­ства, и бу́детъ я́ко дне́сь, та́ко и зау́тра, и мно́го мно́жае.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше

Как на причину всех пороков, мы укажем на пьянство, на которое многие смотрят совершенно как на ничто. Оно, прежде всего, повреждает ум, потом приводит к скупости, так как тому, кто не имеет ничего, чтобы уплатить, нужно предаваться скупости. А узы скупости железны, – подобно тому, как если ты свяжешь какой-либо член узами, то вместе с ним влачится и все тело, куда бы ни влачились узы. Не достаточно и этого: пьяница теряет силу, становится скупым, грабителем, гневливым, ревнивцем, жестоким и безумным.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-12 Охранители его слепы все, все не знали: псы немые, не могущие лаять, видящие суетное, спящие и любящие сновидения. И (как) самые бесстыдные псы не знали насыщения; сами пастыри не знали смысла: все уклонились на свою дорогу, каждый к корысти своей, от первого до последнего. Приходите (говорят), возьмем вина и напьемся до пьяна, и будет как сегодня, так и завтра, и гораздо более

Что все звери лесные приходят и поедают собранных или что место иудеев занимают толпы язычников, в этом виновны, говорит, стражи их, то есть книжники и фарисеи, ибо все они, будучи слепы, не познали Господа Спасителя и не захотели видеть явившийся свет. Им Господь говорил: буи и слепии, что бо более есть, злато ли, или жертвенник, освящающий злато (Мф. 23:17)? и опять: вожди слепии, оцеждающии комары, вельблюды же пожирающие (Мф. 23:24), и: слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15:14).

А что учители называются охранителями, это и выше мы читали; ибо в том месте, где по LXX читается; „голос стражей твоих возвысился« (Ис. 52:8), в еврейском написано: голос охранителей (speculatorum) твоих. В числе их был Иезекииль, которому Бог говорит: сыне человече, стражи дах тя дому Исраилеву (Иез. 3:17). Но эти охранители не были слепыми. Вследствие итого они назывались видящими. Те же, о которых теперь пророк говорит, называются не только слепыми охранителями, но и немыми псами, не могущими лаять. Ибо те, кои должны были охранять стадо Господне и прогонять волков и лаять ради Господа, любят сновидения и услаждаются демонскими видениями. Смысл же следующий: они не могут говорить истину, но [говорят] всякую ложь. Но не ограничиваются этим те, кои спали на страже стада Господни, и не могли лаять и любили ложе, чем указывается на телесное наслаждение, но [эти] бесстыдные души не знали насыщения, никогда не насыщаясь собственным заблуждением. Они поедают народ Господень, как яство [состоящее из] хлеба, и домы вдов, и служат объядению и похоти. Ибо они не могут сказать: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18:9), и не знают написаннoго: мудрость человека просветит лице его (Еккл. 8:1). Они суть также немые против врагов псы, о которых написано: не дадите святая псом (Мф. 7:6), и псы спящие, которые не знают того, что заповедано; „не давай сна очам своим и веждям своим дреманиа» (Пс. 131:4), и опять: бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). И поэтому, давая место диаволу, они служат крайне бесстыдными псами, которые никогда не насыщаются. Ибо они изрыгают то, что едят, и возвращаются к блевотине своей (Притч. 26:11). О них и апостол Петр говорит: случися им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися в кал тинный (2Пет. 2:22).

А что охранители и псы суть также и пастыри, это показывают следующие затем слова: сами пастыри не знали смысла. Ибо еврейское слово roim [или roem], которое пишется четырьмя буквами: реш, аин, иод и мем, если читается roim, то означает пастыри, а если roem, то— наихудшие. Это мы сказали для того, чтобы показать причины различного толкования. Ибо все искали своего, а не Божиего, и ходили не по пути Господню (Флп. 2), о котором написано: вопросите, кии есть путь благ, и ходите по нему (Иер. 6:16), а сообразно с тем, что читается в книге Судей: не бяше царя во Исраили: кийждо муж, еже право видяшеся пред очима его, творяше (Суд. 17:6), и следовал собственным заблуждениям.

Следующего же затем: каждый к корысти своей, от первого до последнего. Приходите, возьмем вина и напьемся допьяна, и будет как сегодня, так и завтра и гораздо более нет у Семидесяти толковников, но как прибавленное из еврейского, оно отмечается спереди пояснительными звездочками. Поэтому никто из церковных толковников не рассматривал этих стихов, но они переступают как бы чрез открывшуюся посредине яму и обходят ее. Говорит же он то, что уклонившись от путей Господних, они последовали собственным стезям; поэтому снедаются корыстолюбием [все] от первого до последнего, от князей до простого народа, так что, начав угнетать сослужителей и есть и пить вместе с опьяневшими, они говорят: возьмем вина и напьемся до пьяна. Да ямы и тем, утре бо умрем (1Кор. 15:32). И будет как сегодня, как и завтра, и гораздо более. Это тоже, что он выше сказал: не знали насыщения. И не насыщаются прежде бывшим наслаждением, но приготовляют наслаждения в будущем, гораздо более, нежели такими пользовались прежде. Если это говорится о князьях иудейских, ради которых народ Господень был пожираем зверями, то мы должны избегать примеров худших и не упиваться вином, в котором блуд, и не предаваться наслаждениям, и, будучи немы в отношений к речи, не должны быть хищными по отношению к своим противникам (по Амврос. рукописи: и будучи немы в отношении к речи против врагов, не должны быть хищными в отношении к своим), но более следовать путям Божиим, нежели вашим, и внимать наставлению Писания: мудрствуйте о Господе в благостыню (Прем. 1:1), и еще: разум благ всем творящим его (Притч. 1:7). И если мы были псами, то не должны отчаиваться в спасении, слыша слова хананеянки, говорящей Господу: ей, Господи: и псы ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих (Мф. 15:27). Вследствие этого, получив помилование, она слышит от Господа: о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощети (Мф. 15:28). Ибо она могла сказать с пророком: путь заповедей твоих текох (Пс. 118:32), и еще: настави мя на стезю правую (Пс. 26:11).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Ис.56:10-12.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис.66:18-22; также и пророк Иер.3:14-15, и оно утверждено Спасителем: Еф.4:11.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше

Конец 56-й главы является не столько ее заключением, сколько вступлением к следующей, пророческо-обличительной речи (57-59 гл.). Связь этих двух стихов с предыдущими, очевидно, покоится на антитезе: если лучший корень Израиля, чрез прививку к нему дикой маслины язычества, даст сильные и богатые побеги в новозаветной церкви, то большинство сынов Израиля, во главе с его слепыми вождями, останется за порогом этой церкви. И главную ответственность за такую печальную судьбу духовно омраченного Израиля должны нести, конечно, его духовные вожди, на которых прежде всего и обрушивается пророк со всей силой своего святого негодования, бичуя их в самых ярких образах, небезызвестных нам и по многим др. местам его книги (1 гл. 21-23; 5:8, 13, 18-23; 9:14-16; 10:1-2; 30:9-18; 52:5 и др.). Здесь в особенности сильны образы «стража», который сам ничего не видит, так как любит спать и дремать, и сторожевого «пса», который нем, т. е. не может лаять. Это - пастыри бессмысленные - так как они преследуют лишь свое личное удовольствие и корысть, а не охрану общественных интересов, тем более - не заботу об общем благе вверенного им народа.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10-12 Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше.


     Конец 56-й главы является не столько ее заключением, сколько вступлением к следующей, пророческо-обличительной речи (57–59 гл.). Связь этих двух стихов с предыдущими, очевидно, покоится на антитезе: если лучший корень Израиля, чрез прививку к нему дикой маслины язычества, даст сильные и богатые побеги в новозаветной церкви, то большинство сынов Израиля, во главе с его слепыми вождями, останется за порогом этой церкви. И главную ответственность за такую печальную судьбу духовно омраченного Израиля должны нести, конечно, его духовные вожди, на которых прежде всего и обрушивается пророк со всей силой своего святого негодования, бичуя их в самых ярких образах, небезызвестных нам и по многим др. местам его книги (Ис.1:21-23; Ис.5:8, 13, 18-23; Ис.9:14-16; Ис.10:1-2; Ис.30:9-18; Ис.52:5 и др.).

     Здесь в особенности сильны образы «стража», который сам ничего не видит, так как любит спать и дремать, и сторожевого «пса», который нем, т. е. не может лаять. Это – «пастыри бессмысленные» – так как они преследуют лишь свое личное удовольствие и корысть, а не охрану общественных интересов, тем более – не заботу об общем благе вверенного им народа.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible