Скрыть
Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь

Разве Я буду помнить об обидах, на подобие людей, или Я мало милосерд, наподобие человека.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-9 Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути, говорит Господь. Ибо как небеса возвышаются от земли, так возвышаются пути Мои от путей ваших и мысли Мои от мыслей ваших

Чтобы вы не считали трудным то, что Я обещаю, и чтобы вам не казалось невероятным, что может спастись нечестивец и беззаконник, или народ иудейский, или же все из среды язычников, не знавшие Бога: примите во внимание то, что во многом разнятся Мои и ваши решения и что насколько отлична [Моя] природа [от вашей], настолько — и воля. Ибо многи мысли в сердцы мужа, совет же Господень во век пребывает (Притч. 19:21), Вы, как люди, часто, раскаиваясь в обещанном, уничтожаете прежнее решение чрез новое решение. Ибо Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей; помышления же сердца Его в род и род (Пс. 32:10), и все то, что Он решил, не может измениться. Хотите вы знать отличие Моего решения от вашего? Насколько небо отстоит от земли, и как иное жилище ангелов, иное — людей, настолько Мои мысли отстоят от ваших решений. Ибо о Моих мыслях говорится: неиспытани судове Его и неизследовани пути Его (Рим. 11:33). Далее о ваших: помыслиша советы, их же не возмогут составити (Пс. 20:12), и в другом месте: еже аще совет совещаете, разорится, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас (Ис. 8:10). Ясное не нуждается в объяснении; поэтому оно скорее вкратце излагается, чем изъясняется.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-9 Не суть бо совети Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваша от мысли Моея

Призываемым к обращению, искуплению и очищению греха не позволяет не веровать благодати Христовой, как поступили происшедшие от крови Израиля; ибо, когда Бог призывал их к обращению и покаянию, они, терзаясь укорами совести и признавая, скверну своей порочности несмываемою, говорили: прелести наша в нас суть, и ми в нихрождаемся, и како нам живым быти (Иез. 33:10). Что же на это Бог?-Обращением обратитеся от пути вашего доме Израилев (Иез. 33:11), и не будут вам неправды в мучение (Иез. 18:30). Если, говорит Он, вы не верите, хотя Я, всесильный, утверждаю и говорю, что удалю от вас всякую нечистоту и сделаю вас свободными от прежних претыканий, то, по крайней мере, размыслите в себе, кто Я и кто вы, и что пути Мои настолько отстоят от путей ваших и помышления ваши от помышления Моего, насколько велико различие природы.

Вы-люди, а Я-Бог; следовательно, расстояние неизмеримо, и что принадлежит Богу, то не подлежит никакому сравнению: Он превосходит могуществом, славою, милосердием, а у земнородных совсем нет ничего такого, что стоит на ряду с присущими Ему преимуществами или представляется (к ним) близким и смежным. Люди не обладают негневливостью; Высочайшей Природе это свойственно, ибо Она не подвержена гневу. Человек зол и изобретателен на пороки; Бог же благ по природе, а лучше сказать – есть самое благо. Итак, как Бог, Он простит и оправдает нечестивого, покрывая забвением проступки неведения и уничтожая скверны заблуждения. Можешь к настоящему рассуждению присоединить и что-либо другое в том же роде.

Далее, – толпа язычников древле была неразумна, удобопреклонна к совершению какого-угодно безумства и как бы на всех парусах неслась к достижению того, о чем и говорить не следует. Когда же они верою взыскали и призвали Бога, оставили свои прежние пути и беззаконные советы, то были помилованы Им, переплыли как бы в новую жизнь, стали мудрыми, как причастные мудрости и искусные во всяком добром деле, стряхнули ярмо древней прелести, победили грех, имея уже не удобопревратную мысль, но твердую, сильную и весьма внимательную к должному исполнению того, что угодно Богу. И вот, говорит, когда Я вам обещаю это, не будьте недоверчивы и не думайте, что перемена в образе мыслей останется неисполненною, не суть бо совети Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие Мои, путие ваши.

Вам, людям по естеству, весьма многие дела недоступны и неосуществимы, ибо не все то, что решитесь сделать, всегда и во всяком случае доводится до конца. А для Меня, как Бога, все легко во всех отношениях, удобоисполнимо, и нет совсем ничего трудного, ибо пути Мои настолько отстоят от путей ваших, насколько великим представляется расстояние между землей и небом: оно совершенно непостижимо, превосходит меру и необъятно для мыслей человеческих. Посему и сказал богоглаголивый пророк Исаия: кто измери горстию воду и небо пядию и всю землю горстию? кто постави горы в мериле и холмы в весе? или кто уразуме ум Господень? (Ис. 40:12-13).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших

Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, - говорит Господь людям, - отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово - о спасении грешников, при условии их покаяния, - о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф. 10:6; 18:11; Лк. 9:56). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах (Ис. 7:7; 8:10). В переносном смысле, под словом Господним и которые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца (Ин. 1:1; 17:4).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

8–9. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
8–9.  Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея

Вера церкви Иудейской, особенно во время плена Вавилонского, в обетования Божии о спасении, могла колебаться оттого, что люди размышляли о делах промысла Божия именно по-человечески, как о своих намерениях и делах, которые бывают неудачны и, при препятствиях, несбыточны. Господь обличает это недоразумение и вразумляет, что Его советы – намерения и планы действий совершенно различны от человеческих, как небо от земли, или как царство Божие от царств земных. Таковы и пути Божии – законы Его святой воли: они возвышенны над всякой посторонней волей, как свет неба над мрачными безднами земли, – они совершенны, непреложны, вечны. Так же непреложно верен и предвечный Совет Господа о спасении Своей Церкви в Новом Завете с нею.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible