Скрыть
Ко Мне будут взывать: «Боже мой! мы познали Тебя, мы – Израиль».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–4 В гортани твоей да будет труба! Как орел устремится на дом Господень за то, что они преступили завет Мой и нарушили закон Мой. Ко мне будут взывать: Боже мой! Тебя познали мы – Израиль. Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. Они царствовали, но не чрез Меня; были князья, но Я не знал их; из серебра своего и золота своего они сделали для себя идолов, чтобы погибнуть

Переведенное нами: в гортани твоей да будет труба, вместо чего в еврейском написано: alechchac sophar, подобным образом перевели Акила, Симмахь и Феодотион. Одни только LХХ сказали: в недре их как бы земля, но неизвестно, что это обозначает. Ибо некоторые полагают, что недро (sinum) можно понимать двояко: и как нижнюю часть одежды от детородных частей до самых ног, и как изгиб, то есть залив моря, например Адриатического, Ионийского или Мраморного, и [говорят], что лжеучители, последовавшие богохульству египетскому, имеют в своем лоне все, служащее похоти и земное, или в пристани и убежище своего мореплавания они ищут не дорогих товаров, а только земных [благ]. Но мы, следуя подлинному еврейскому тексту, разовьем по порядку начатое нами объяснение. Пророку дается повеление и говорится ему: в гортани твоей да будет труба, то есть так возвысь голос твой, чтобы он был подобен трубе и чтобы весьма многие слышали, потому что весьма многие согрешили. И, возвысив голос свой громко скажи следующее: как орел на дом Господень. Смысл же следующий: придет Навуходоносор со всем войском своим столь хищнически и с такою быстротою, что это будет подобно полету орла, спешащего на добычу, и придет не в другое место, а в Иерусалим, в котором находится храм Божий, чтобы разрушить и уничтожить его. Об этом орле более подробно говорит Иезекииль (гл. 17), что он с большими крыльями, перьями и когтями и имеет повеление войти в Ливан, то есть в храм Божий, по пророку Захарии, у которого написано: разверзни, Ливане, двери твоя, и да пояст огнь кедры твоя (Зах. 11, 1). Говорю же и повелеваю тебе, пророк, следующее: в гортани твоей да будет труба, чтобы ты громко кричал и сказал, что подобно орлу нападет на дом Господень царь халдейский, и повелеваю именно потому, что они нарушили завет Мой и оставили служение Мне. Поэтому во время крайних бедствий, когда настанет плен, они будут взывать ко Мне и говорить Боже мой! Тебя познали мы, Израиль, – мы, называющиеся Израилем, знаем и познаем Тебя и сохраняем благоугодное Тебе древнее имя Иакова, называясь Израилем. Но Господь отвечает им: как вы называетесь Израилем, когда Израиль отверг благое, то есть Господа Бога своего от которого получил свое наименование Израиль? И так как Израиль отверг благое, то враг, то есть ассириянин, будет преследовать их и сделает пленниками, потому что они оставили Меня, царя [своего], и потребовали себе царя, как у прочих народов, и поступили вопреки воле Божией (или Моей). Ибо Самуил для того и указывал им на тяжести царской власти, говоря, что сыновья и дочери их будут рабами царей (1 Цар. гл. 8), чтобы они обратились к Господу, как преблагому царю; но они, вопреки воле Божией, поставили царей. И они не удовлетворились этим преступлением, но усугубили это преступление еще большим нечестием, обратив в идолов свое серебро и золото, полученное для обогащения и украшения. Таким образом Саул сделался царем не по воле Божией, а вследствие заблуждения народа, и так как в нем не было основы (radicem) благочестия, то он немедленно воспламенился нечестием, как только начал царствовать. Слова: они царствовали, но не чрез Меня, были князья, но Я не знал [их] можно понимать также в отношении к Иеровоаму, сыну Наватову, и прочим князьям, бывшим преемниками его власти. И из того, что Бог, прогневавшись на Соломона, восхотел, чтобы царство его было разделено, еще не следует, что Израиль хорошо поступил, приняв царя. Ибо по предписаниям закона следовало вопросить Господа, угодно ли Ему это. Поэтому и о Спасителе говорится, что подобает Сыну человеческому предану быти, обаче горе тому, имже предается (Лук. 22, 22). Очень часто [в Священном Писания] мы встречаем сравнение диавола с орлом, желающим устроить гнездо свое выше звезд небесных: аще вознесешися якоже орел, оттуду свергу тя, глаголет Господь (Авд. 1, 4). Также око, ругающееся отцу и досаждающее старости матерни, исторгнут вранове и снедят е птенцы орлы (Притч. 30, 17), то есть оно утратить чрез диавола и демонов ясность своего зрения. Поэтому в законе повелевается не есть орла (Лев. гл. 11). Этот орел нападет на сборища еретиков, бывшие некогда домом Господним, и нападет потому, что они нарушили завет Божий, и оставили закон Его, и несправедливо взывают к Нему и говорят: Ты Бог мой и мы познали Тебя, мы, называющиеся Израилем, видящие Бога и носящие имя Христово. Тщетно, говорит, они делают это, ибо они сами поставили себе царей, и поступили вопреки воле Моей и имеют князьями Моих противников, которых Я не знаю, потому что они не заслуживают того, чтобы Я знал их. Также серебро свое и золото и все, что могли иметь по природе, слова и мысли, они превратили в идолов, измышленных из своего сердца, и превратили не для того, чтобы погубить себя, но они погибли вследствие этого превращения. Ибо они не с тою целью сделали это, чтобы погибнуть, но так как они сделали это, то вследствие этого и погибли.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 Ко Мне воззовут: Боже познахом Тя, яко Израиль отвратися благих, врага прогнаша

Делавшие себе нарезы из-за пшеницы и вина, совершавшие праздники нечистым демонам, не вопиявшие к Богу в сердцах своих, ни Подателя им всякого избытка и Защитника не познавшие, ни подобающею Ему благодарностью не почтившие Его – если таковые не познали Его при полноте благоденствия своего, так наверно уж узнают Его, подвергшись заслуженному наказанию и за свое безрассудство пришедши к горькому и страшному концу, воззовут к Нему и будут наконец призывать Его, подвергшись ужасным и невыносимым бедствиям. Но получивши вразумление от действительных своих бедствий, они будут обвинять себя за свое неразумие, говоря так: «Израиль отвратися благих». Ибо когда можно было иметь их и притом в изобилии, утвердивши союз с Богом и стараясь весьма усердно исполнять угодное Ему, они «врага прогнаша», то есть сами добровольно побежали ко врагам и подчинились возненавидевшим Бога, всегда спасающего и делающего их победителями над их противниками, оскорбивши Его такими изменами. – Итак весьма разумно и поистине полезно не дожидаться наступления действительных бедствий, напротив предотвращать их наступление и прежде них стараться предусматривать полезное.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-2 Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой! Ко Мне будут взывать: «Боже мой! мы познали Тебя, мы – Израиль»
Ст. 1-2 Въ нѣ́дрѣ и́хъ, я́ко земля́ непроходи́ма, я́ко оре́лъ въ дому́ Госпо́дни: поне́же преступи́ша завѣ́тъ мо́й и на зако́нъ мо́й нече́­ст­воваша. Ко мнѣ́ воз­зову́тъ: Бо́же, позна́хомъ тя́
 

В гортани их, яко земля непроходима, яко труба, яко орел в дому Господни. Как отцы их постоянно прекословили и презирали силу Мою, явно противились Моисею и Аарону, посланным для их освобождения: так и они, подражая в упорстве отцам, сделаются «яко земля непроходима», будут преданы конечному запустению, после того, как громко прозвучит воинская труба, подобно орлу налетит царь врагов, и с величайшим неистовством нападет на дом Божий. А что орлом назвал царя врагов, свидетельствует о сем пророчество Иезекииля. Ибо сказано: «орел великий, великокрылый, исполн ногтей, иже имать повеление внити в Ливан» и проч. (Иез.17:3). Потерпят же сие понеже преступиша завет Мой, и на закон Мой нечествоваша. Посему-то самому сказано: Ко Мне воззовут: Боже, познахом Тя. Испытывая сии бедствия, взыщут они тогда помощи.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ко Мне будут взывать: «Боже мой! мы познали Тебя, мы - Израиль»

Бедствия заставят народ взывать к Господу. Но обращаясь к Богу, народ говорит ему: мы - Израиль: т. е. напоминает только Богу о своей избранности и полученных обетованиях, а не обнаруживает истинного раскаяния в своих заблуждениях. Последние слова ст. 2-го мы - Израиль в греч. и в слав. опущены, вероятно, случайно, вследствие повторения слов в начале следующего стиха.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible