Скрыть
Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Священники стали сообщниками неправды, и убита Сикиму. С жрецами вефильскими сговорились убивать проходящих в храм Господень, в Иерусалим. При сем Пророк имеет в виду поступок Левия и Симеона, которые, за малую обиду Сихема сестре их Дине, умертвили всех жителей сихемских.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8–9 Галаад - город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости

Мы читаем, что в Рамофе Галаадском бал помазан в царя Ииуй (4 Цар. гл. 9), который смешал кровь с кровию, низверг дом Ахава и приказал до восхода солнца разложить головы сыновей его на груды; в этом городе, находившемся по ту сторону Иордана в колене Гадовом, был поставлен идол; в нем жили священники, потому что он был городом [убежища] для беглых. Так как он пользовался известностию и авторитетом, как данный в удел священникам, то он был источником идолослужения и всех зол для Израиля, жившего по ту сторону Иордана, так что те, кои первые согрешили, были также первые взяты в плен ассириянами. И так как в стране этой весьма были распространены разбои, то [жители ее] сравниваются с разбойниками: как те подстерегают путников, так священники подстерегали простой народ. Далее, в иносказательном смысле Галаад означает переселение свидетельства: он презирает Бога, извращая свидетельства Писаний в превратные учения; все дела его суетны; он мутит воды Церкви и из самых чистых источников делает тинистые и грязные потоки, которые не столько очищают крестившихся, сколько загрязняют. Вся сила этого города подобна силе морского разбойника, потому что он подражает диаволу, подстерегающему в море века сего, по которому плавают корабли, стремящихся достигнуть пристани. Поэтому Симмах яснее перевел сказав: и пасть твоя, как [пасть] человека подстерегающего (insidiatoris). О такого рода морских разбойниках мы читаем у Иова: нет отлагательства для морских разбойников (Иов. гл. 25). Ибо хотя в этом мире они, по-видимому, тщеславятся, мутят воды, делают суетное и совершают морские разбои, однако не замедлят наказания, которые вскоре постигнут их.

Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости

Симмах так перевел это место: общество священников убивало на пути в Сихем. Феодотион следующим образом: Сокрыли священники путь, убивали из-за спины. Акила: партия (participatio) священников на пути убивала плеча. Когда я спросил еврея об историческом смысле этого места, то он дал такого рода объяснение: священники из Вефиля или, скорее, фанатики из Бефавена во времена пасхи, пятидесятницы и кущей, когда нужно было проходить чрез Сихем, называющийся теперь Неаполем, по пути в Иерусалим, в котором одном только позволялось приносить жертвы, расставляли по пути разбойников, которые должны были подстерегать путников, чтобы последние более поклонялись золотым тельцам в Дане и Бефавене, нежели Богу в храме Иерусалимском. Слова общество и партия священников означают то, что они устраивают между собою заговоры и входят в соглашение для худых целей. Если же читать так, как мы перевели: он соучатник священников, то это, по словам [еврея], нужно относить к Галааду, делателю идолов, в том смысле, что он и запятнан кровию, потому что следовал нечестию священников, и предается разбоям и убийствам. Так сказали бы они [евреи]. Но мы скажем, что еретики заграждают путь, чтобы из Сихема, то есть от добрых дел, мы не приходили к Иерусалим, то есть в Церковь. Они составляют как бы пасть разбойников и убивают тех, которые стремятся чрез путь мира сего достигнуть истины. Сихем означает то есть плеча под плечами же мы разумеем дела, и все лжесвященники скрывают путь и чрез злые дела убивают людей, чтобы они не приходили в Иерусалим. А что плечо означает дела, это видно из следующих слов: обрати (dа) сердце твое к плечу твоему, то есть обрати мысли твои в дела. И об Иссахаре мы читаем, что он подложи рамы своя на труд, и бысть муж земледелец (Быт. 49, 15).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-10 Сии же суть яко человек преступаяй завет: тамо презреша Мя. Галаад град делаяй суетная, мутяй воду, а крепость твоя яко мужа морскаго разбойника: скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша. В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда.

Стараясь со всех сторон и как можно лучше исследовать истину, мы теперь должны сказать, что в еврейском издании вместо: «яко человек» читается: «яко Адам преступаяй завет», так что можно разуметь такое преступление Израильтян, какое совершил Адам. Хотя у него и была возможность иметь ближайшее общение с Богом и пребывать в бессмертии и наслаждаться райскими удовольствиями, но он пренебрег божественною заповедью, потом погиб постыднейшим образом и неожиданно лишился первобытного блаженства. Так и они (разумею опять Израильтян) хотя и пользовались благоволением и любовью Бога всяческих, имели в Нем Спасителя и защитника, подающего им милость как облако раннее и как росу утрешнюю нисходящую, изводящего как свет суд свой, и удостаивающего их служения по закону, — но оказались нерадивыми в отношении к тому, что необходимо для них самих и полезно для их благополучия и славы, и презрели Бога, Владыку всяческих, хотя Он ясно говорил чрез премудрого Моисея: «не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» (Исх. 20:4) и опять: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20:3). Поелику же они подобно первому, то есть Адаму, впали в отступление: то и они сами всецело отпали от Того, Кто мог доставить им радость, ибо преступили завет.

Если же понимать это пророчество таинственнее, как пророчество о Христе: то мы уясняя смысл сказанного, скажем еще следующее. Бог и Отец послал с небес Сына, чтоб просветил Израильтян и сделал ясным суд Его и научил оставить древние жертвы и всесожжения по закону, напротив помиловал, оправдав верою, и призвал к познанию истинного Бога; ибо чрез Него и в Нем мы узрели Отца и имели «приведение» к Нему (Еф. 2:18), как негде говорит об этом священное Писание. Но Израильтяне сделались «яко человек преступаяй завет». Что это значит, — об этом, насколько могу, скажу опять. Кто преступает завещание, написанное другим, тот или сам не вступает во владение наследством, назначенным от писавшего, или же других, вписанных в завещании, лишает того, что им назначено здесь в завещании. Нечто такое совершили Иудеи и притом по отношению ко Христу. Как или каким способом? Бог и Отец даровал Христу как бы некоторый славный и изрядный удел — владычество над народом, ибо он вопиял, говоря: «аз поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою ею» (Пс. 2:6), — и дал Сыну духовный виноградник, то есть, Израиля, «виноград бо Господа Саваофа», по написанному, «человек Иудин, новый сад возлюбленный» (Ис. 5:7). Но, как сказал блаженный евангелист Иоанн, «во своя прииде, и свои его не прияша» (Ин. 1:11), ибо вывели его за ворота города и предали смерти, говоря: «сей есть наследник: приидите убием его и удержим достояние его» (Мф. 21:38). Заметь же, как они сделались «яко человек преступаяй завет». Ты познал наследника, так отдай же предназначенное ему наследство. Итак они преступили завещание Отца, лишая наследника наследства, насколько от них зависело: но и сами не приступили к благодати и не достигли данного им от Бога наследия. Бог чрез пророка сказал: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я от земли Египетския» (Иер. 31:31-32). Если кто сравнит новый завет с первым, то уразумеет весьма большое различие благ обетованных. Там обетована была им земля Аморреев и Гергесеев и Евеев и Иевусеев: новый же завет, то есть, Христовы установления чрез веру призывали к сыноположению Божию, к бессмертию и жизни бесконечной, к общению с Богом чрез Духа, к царству небесному. Но они не восхотели иметь назначенного им от Бога и Отца чрез Сына наследия. Итак они оскорбили Бога двояким способом, — и преступая завет, и изгнав, насколько от них зависело, наследника из данного ему Отцом наследства, лишившись впрочем и сами того, что было даровано им от Бога во Христе.

Речь опять возвращается к изображению преступлений, за которые по справедливости было истреблено нечестивое множество бывших у них лжепророков. «Тамо», говорит, то есть в то время, в которое пал Израиль и дошел до такого состояния, что решили поклоняться демонам (ибо это и означает «тамо», понимаемое в смысле событий, а не в смысле места), до крайности презрел меня Галаад. Это – город по ту сторону Иордана, назначенный для левитов по закону Мосееву. Итак это был город жрецов и левитов. Но они, обязанные других отвращать от заблуждения и руководить к истине и к познанию полезного («понеже устне бо иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его» (Мал. 2:7), сами сделались изобретателями идолов и художниками суетных, «делали суетная», то есть идолов. «Мутили и воду», то есть для народной толпы служили причиною смятения. В Свящ. Писании обыкновенно бесчисленное множество людей уподобляется воде. Посему о стране Вавилонской и Ниневийской, отличавшейся многочисленным народонаселением, говорит: «аки купель водная воды ея» (Наум.2:8) вместо: как купель полна вод, так народ ее. Или и другим способом мутили воду, предлагая приходящим к ним как бы некоторое мутное и грязное учение и делая грубым ум людей неопытных, ибо учили покланяться идолам. Посему Бог всяческих устами пророка Иезекииля опять обвинял их и к ним, как к овнам и вожакам стада вопиял, говоря: «и вы овцы Моя, сия глаголет Адонаи Господь: се аз разсужду между овцею и овцею, и овном и козлом. Не довольно ли вам, яко на блазей пажити пасостеся, и останок пажити вашея ногами вашими попирасте, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущасте: и овцы Моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху» (Иез. 34:17-19). Потомки Левия, будучи сведущи в законе, и имея как бы прекрасное пастбище и прозрачную и чистую воду – учение Моисея, в достаточной мере способное руководить к познанию истины, некоторым образом попирали пастбище и мутили воду, предлагая грубое, грязное и исполненное земной нечистоты учение тем, которые наподобие овец следовали за ними, как за овнами. Посему граждане и жители Галаада привлекаются к суду, как мутящие воду и изобличаются, как обладающие силою мужа разбойника. А в каком смысле нам следует понимать это, мы постараемся уяснить, толкуя последующие слова.

Речь святых пророков напоминает о таких иногда исторических событиях, о которых если бы кто захотел умолчать, не мог бы изъяснить смысла сказанных слов. Посему тем, которые желают ясно истолковать приведенные слова и всегда стремятся сделать что-нибудь полезное своим слушателям, необходимо преодолеть леность. Итак, теперь же приступим к этому. Сикима есть небольшой город по ту сторону Иордана в соседстве с Галаадом, который, как мы сказали прежде, отдан был потомкам Левия, когда Нав. разделял землю обетования. Случилось, что во время святого праздника, установленного законом, говорю, праздника кущей, когда все отовсюду обыкновенно приходили во Иерусалим, как требовал того закон, – и некоторые из Сихемлян, или вследствие мучений совести и раскаяния в своем заблуждении, или вследствие призвания Богом к благоразумию, пожелали наконец показать повиновение законам и постарались прийти во Иерусалим и совершить там праздник по закону. Это было некоторым началом как бы обращения и прекращения привязанности к служению идолам. Чтобы некоторые из Израильтян, то есть, принадлежащих к десяти коленам, не приходили из Самарии во Иерусалим для совершения жертвы и праздников, установленных законами, и потом мало-помалу не возвращались к древней религии и не делались подданными царства Иудейского, Иеровоам с самого начала измыслил телиц и повелел жалкий совершать им все установленное законом, воздавая собственным изобретениям славу, подобающую Богу. С целью доставить безопасность своему царствованию, он отнял у Бога как бы собственных Его подданных. Итак некоторые из Сихемлян пытались ходить во Иерусалим, но жители соседнего Галаада удерживали их от этого, хотя они, как я сказал, происходя от племени левитского, поставлены были на священнослужение по закону. Так как они делали суетная (ибо были художники идолов): то приходили в гнев при опасении, как бы не пришло в совершенный упадок их искусство, если бы Израиль наконец отвратился от служения идолам. А когда не повиновались их словам, прибегали к нечестивым замыслам и действиям. Стали подговаривать некоторых делать разбойнические нападения на средине пути (во Иерусалим) и зверски избивали Сихемлян, если они решались идти во Иерусалим, вопреки их желанию. И таким образом очень многие погибли. Иные же спасались и имели возможность избежать их руки, но лишившись того, что несли с собою для жертвы, едва-едва возвращались в свое отечество. Посему Владыка всяческих обвиняет жителей Галаада в том, что они как левиты и священнослужители и призванные управлять другими хотя и были обязаны показывать заблуждающимся светлый путь благочестия по закону: но они напротив скрывали его, не позволяя право мудрствовать тем, которые или по собственной воле, или вследствие высшего внушения возбуждены были к решимости освободиться наконец от демонского заблуждения. Итак «скрыша, – говорит, – жерцы путь Господень». Это то же самое, что иначе ясно сказано другим пророком: «священницы не рекоша, где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя» (Иер. 2:8). Но деяния Галаадитян не ограничивались этим. Кроме того, что скрывали путь Господень, они еще и убивали Сихемлян, предавая их в руки разбойников. Посему Он и говорил Галааду: «и крепость твоя яко мужа разбойника».

Смотри, как Бог приводит нам на память древнюю историю и воспоминает о древних преступлениях Левия. То, о чем я говорю, заключается в следующем. Дина, дочь Иакова или Израиля (ибо Иаков переименован был в Израиля) некогда вышла из шатра отца, потому что пожелала видеть дочерей туземных жителей. Это было в Сихеме. Тогда увидев девицу Сихем, сын Емморов, неожиданно изнасиловал и лишил ее девства. Братья девушки, Левий и Симеон, сильно вознегодовав на это, умышляют коварство. Они уговорили жителей Сихема обрезаться. Когда же это было исполнено, они совершенно истребили Сихемлян, еще болевших и изнемогавших от страданий; и на упрек отца за необузданность гнева говорили следующее: «аки блудницу ли возимеют сестру нашу?» (Быт.34:31) Об этом событии и напоминает нам теперь, с некоторою утонченностью говоря: «убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша в дому Израилеве». Тогда, говорит, они были виновны, потому что согрешили против дома Иакова, или Израиля, лишивши невинности девицу, посему мы и убили Сикиму. Но ныне, говорит, они хотели обратиться к Богу, возлюбить установления закона, принести жертвы, совершить праздники и наконец удалиться от помыслов об идолослужении. Что же Левиты? «Скрыша путь Господень, убиша Сикиму». Ужели и ныне будут обвинять в том, что совершили беззаконие в дому Израилеве? Какая дева обесчещена ныне? Против какой Дины они согрешили? Какие преступления Сихемлян, когда они почтили Бога, когда они обнаружили любовь к правильному настроению мыслей и горячее желание исполнять требования закона? Итак «видех, – говорит, – ужаснейшее там любодеяние Ефрема». Как будто кто-то поражен удивлением, и весьма справедливо, видя, что род священный и избранный до такой степени удалился от любви к Богу, что они не только сделались изобретателями идолов для других, но и препятствуют им выражать свою любовь к Богу. Итак «осквернися, – говорит, – Израиль и Иуда», так что если они и подвергнутся чему-либо ужасному: то пусть никто не обвиняет гневающегося на них Бога.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-10 Галаад – город нечестивцев, запятнанный кровью. Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости. В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль
Ст. 8-10 Галаа́дъ гра́дъ дѣ́лаяй су́етная, мутя́й во́ду, а крѣ́пость твоя́ я́ко му́жа морска́го разбо́йника: скры́ша жерцы́ пу́ть Госпо́день, уби́ша Сики́му, я́ко беззако́нiе сотвори́ша. Въ дому́ Изра́илевѣ ви́дѣхъ гро́зная: та́мо блуже́нiе Ефре́мово: оскверни́ся Изра́иль и Иу́да
 

И выше упоминал о сем городе, как о преданном идолам и многих вовлекшем в нечестие. Изрек же, что они «мутят воду», возмущая чистоту Боговедения. А силу города уподобил морскому разбойнику; потому что обаятельным волшебством и ухищренными какими-то изобретениями приводили в движение идолов. Как морские разбойники неявно нападают на пловцов; так служители идолов, не имея возможности явно показать их самодеятельность, обольщают неразумных своими ухищрениями.
Священникам же Божиим должно было с дерзновением обличать дерзкое нечестие, но они молчали, боясь неистовства нечестивых. Поэтому по праву и весьма справедливо обвиняет их, говоря: Скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша. В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда оставил жатву свою. Смысл слов сих таков: Левий, прародитель жрецов, употребив в содействие Симеона, до основания истребил целый город Сикиму; за поругание сестры наказывая наругавшихся над нею.
Поэтому Бог обвиняет жрецов, и говорит: вы, потомки их, не имели их ревности. Те отмстили за обиду сестры и поревновали об отеческом доме; а вы, пользуясь всею честью, не хотели обличить содеянного против Меня беззакония, и продолжали молчать, даже увидев, как на такие страшные и ужасные осквернения отваживаются, не один человек, но весь Ефрем и весь Иуда.
Всего же прискорбнее то, что Иуда в то самое время, когда должно было пожать плоды Божественных обетований, оставил жатву не собранною. Но отложи, Иуда, нерадение и леность.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости

Нечестие Израиля, по словам пророка, доходило до того, что сборища священников убивали на пути в Сихем. Вследствие краткости речи, неясно, что собственно имеется в виду в ст. 9. Полагают, что речь идет об убийстве с целью грабежа паломников, ходивших с севера Палестины через Сихем в Вефиль на праздники. Слав. текст ст. 9-го значительно отступает от русского. Можно думать, вместо гл. kechakkej («как подстерегают») LXX читали kochacha («сила твоя») и первую половину 9-го ст. относили к 8-му («крепость твоя - Галаада яко мужа морского разбойника»). Во второй половине 9-го ст. вместо cheber («сборище») LXX, вероятно, читали chebbu (ekruyan «сокрыли»); derech (= на пути, винит. места) приняли за прямое дополнение (odon, путь), причем в некоторых кодексах было добавлено слово Kuriou (слав. «путь Господень»); слово schechemah («в Сихем») также было принято за дополнение к гл. jerazzchu («убивают»), откуда и получилось efoneusan Sikima, убиша Сикиму.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible