Скрыть
Вслѣ́дъ Го́спода и́мамъ ходи́ти: я́ко ле́въ воз­реве́тъ, поне́же то́й воз­реве́тъ, и ужа́снут­ся ча́да во́дъ,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10 Превратися сердце Мое, излилась утроба Моя, не сотворю по гневу ярости Моея; не истреблю тебя, хотя и заслуживаешь это. Не оставлю, еже потребитися Ефремови: то есть Ефрема и Иуду не истреблю так, как истребил Адаму и Севоим. Зане Бог Аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град. Не вниду спасать оскверненный град. И спасу его не теперь, но когда в след Господа будут ходити, то есть по возвращении из плена. Яко лев возревет, возревет на врагов своих и приведет их в трепет страшным гласом и мощною рукою, хотя враги, надеясь на крепость свою, и будут презирать такие угрозы.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–11 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой; ибо Он даст глас Свой, и вострепещут сыны моря, и полетят (вульг. улетят), как птица (или птицы) из Египта и как голубь из земли ассирийской, и вселю их в домы их, говорит Господь

Так как Господь обещает благоприятное, то народ обратится к Нему и пойдет в след Господа; потому что Господь даст глас Свой, как лев. Об этом и пророк Амос говорит: Господь возгремит (rugiet) с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима (Амос. 1, 2). Даст (или дает) же Он глас Свой, говоря: поступлю с тобою, как с Адамою и с Севоимом. Когда Он даст глас Свой, тогда вострепещут сыны моря или вод, как перевели LХХ. Ибо слово maim, изображаемое на письме тремя буквами: мем, иод и мем, означает воды, когда читают maim; а если читать mejam, то оно означает море. Евреи относят это к пришествию Христа, ожидаемому ими. Но по нашему убеждению это уже исполнилось; ибо из Египта и из Ассирии, то есть с востока и запада, и с севера и юга приходили и ежедневно приходят те, кои возлягут с Авраамом, Исаакол и Иаковом (Матф. гл. 8). Под сынами же моря или вод мы можем разуметь тех, кои были захвачены неводом Господа и извлечены из моря века сего (Матф. 13, 47). И когда они будут взяты от смерти для жизни, то будут вселены в домы свои, называемые в Евангелии (Матф. гл. 8 и 13) житницею, в которую собирается отборная от соломы пшеница. Говорят, что рычание и рев львов по своему характеру таковы, что все животные трепещут от страха и не могут сделать вперед ни шага, – такой страх и ужас охватывает их. Также, когда раздается глас Господа, подобный рычанию льва и грому, все птицы и все крылатые придут в ужас и удалятся в гнезда, то есть в домы свои, в которых Господь будет обитать с ними. Дадим и другое объяснение. Когда раздастся глас истинного льва, то ложный лев, то есть противник по апостолу Петру (1Петр. 5, 8), умолкнет, и всякое превратное учение не будет в состоянии открыть уст, и те, кои прежде были пойманы им, получив теперь свободу чрез ужасное рычание истинного льва, последуют за Господом Богом своим. Тогда устрашатся сыны моря или вод, родившиеся в горьких и соленых водах еретиков, и, подняв крылья, полетят, как птицы, из Египта и, как голубь, из земли ассирийской, и скажут: кто даст ми криле, яко голубине, и полещу и почию (Псал. 54, 7), так что, после тяжелой работы у еретиков, они найдут покой в Церкви и будут обитать в домах своих, из которых они были увлечены вследствие заблуждения. Как нам известно, слово Египет, то есть Меsraim, означает скорбь и бедствие, а ассирияне – правящие или, лучше, по нашему мнению, обвиняющие. Таким образом от них избавятся еретики, когда начнут жить в своих домах и когда скажут худым родителям: оставляется вам дом ваш пусть (Матф. 23, 38).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-11 Что тя устрою, Ефреме? Защищу ли тя, Израилю? Что тя положу? Якоже Адаму устрою тя, и якоже Севоим, превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое. Не сотворю по гневу ярости Моея, не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град. Вслед Господа имам ходити: яко лев возревет, понеже той возревет, и ужаснутся чада вод, и приидут яко птица из Египта и яко голубь от земли Ассирски: и возставлю я в домех их, глаголет Господь

Присоединяет порицания, показывая, что надлежало навести на, них самый жестокий гнев, так как они совершали неправедное и нечествовали против Бога выше меры, вследствие чего для них не осталось уже возможности какого бы то ни было снисхождения. Но как благий, источник и причина милосердия, Он останавливает движение гнева, не потому, чтобы Он исправлял случайный промах после более внимательного рассуждения (божественное и неизреченное естество никогда не ошибается в Своих, вполне Ему свойственных, мыслях и действиях), но как бы отклоняя то, чего они были достойны, и по милосердию удерживая то, что всего более им приличествовало, то есть: окончательную погибель и истребление с самым как бы корнем. Поэтому говорит: «что тя устрою?» Каким, говорит, средством воспользуюсь, устраивая твои дела? – «Защищу ли тя» и снова буду помогать и сделаю неодолимым для замышляющих против тебя? Однако как же это будет? – Совершившим ужасные дела по отношению к Богу должно быть наказанными, а не благоденствовать: посему, награждая по заслугам и определяя наказания, соразмерные прегрешениям, говорит: «якоже Адаму положу тя, и якоже Севоим». Это – города Содомские, которые до основания пожрал ниспавший огонь. Но и этого, говорит, не сделаю, хотя по справедливости и следовало бы: но подожду (ибо Я раздумал) и не буду употреблять самых суровых прещений, – не предам совершенному истреблению, хотя Ефрем и стал худым. По какой причине? Разве они не были достойны подвергнуться этому? Да, говорит, но «Бог аз есмь, а не человек», то есть благ и не подчиняется движениям гнева, потому что подобная страсть свойственна людям. Но зачем Ты, говорит, еще наказываешь, если Ты Бог, недоступный гневу, но следующий природному милосердию? Наказываю, говорит, потому, что Я не только благ, как Бог, но кроме того и свят, ненавижу неправды, отвращаюсь от оскверненных, обличаю богоненавистника, обращаю беззаконника, очищаю нечистого, чтобы он опять приблизился ко Мне. Посему пророк назидает нас, восклицая и говоря: «взыщите Господа, и внегда обрести вам того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится к Господу, и помилован будет» (Ис. 55:6-7). Вследствие этого нам, если мы высоко ценим быть с Богом, должно всею силою отвращаться от греха и помнить говорящего: «святи будите, яко аз свят есмь» (Лев. 11 и др.).

Иногда в уме святых пророков во всех подробностях раскрывается представление о будущем, когда Дух Святый подобно молнии освещает для них предмет. Посему наряду с собственными словами, или с словами, (внушенными) свыше, от Бога, они иногда возглашают речи других людей, выражающих то раскаяние, то благодарность, то восторг о том, чем Бог обещает их обрадовать. Мы найдем, что и теперь блаженный Осия испытывает нечто подобное. Бог всяческих обещал снисхождение и сказал, что Он не истребит согрешивших до конца, потому что Он Бог, очевидно благий, а не человек, ибо не таков, как мы, Сущий превыше всякой твари. Они же, как бы признав собственные прегрешения и некоторым образом устыдившись при величайшей и нежданной благодати, обещаются положить конец своим измышлениям, вследствие которых они и преткнулись. А каковы они, Бог относительно этого удовлетворил нас чрез самого же пророка: несколько ранее, обличая и самого Иуду, и Ефрема, он сказал: «и забы Израиль сотворшаго и, и возгради требища: и Иуда умножи грады утверждены: но послю огнь на грады его, и потребит основания» их (Ос. 8:14). Действительно, Ефрем, или Израиль, настроил в Самарии жертвенники и капища для идолов, уклонился в отступление, забыл Бога и непрерывно оскорблял Его, не удостаивая никаким вниманием прямую обязанность любви к Нему. С своей стороны и Иуда, хотя надеялся на Бога, как получавший спасение от Него и чрез Него еще в прежние времена, однако вызывал на гнев и другими многими способами, а в особенности следующим: когда Бог пригрозил наслать на него Ассирийца, который опустошит землю, он стал укреплять свои города, полагая, что, если бы и не восхотел Бог, он впрочем спасен будет и преодолеет руку воителей благодаря крепости городов. Итак, когда Бог обещает даже безмерно согрешившим блага милосердия, тогда и сами спасаемые говорят, что они прекратят неразумные начинания, а вместе и замыслы. Да вопиет же Иуда: «не вниду во град», то есть, буду иметь стеною Бога, укреплением для себя сделаю надежду на Него, прибегну под защиту десницы спасающего: Его и одного будет довольно для моего спасения: признаю напрасным и совершенно бесполезным ожидание того, что, когда война постигнет землю, то спасен буду, вошедши в город: посему «не вниду во град». Израиль же, или Ефрем, да возглашает иное, то есть: «в след Господа имам ходити»; оставлю, говорит, прежние прегрешения, впредь буду следовать законам Божиим, в наставники возьму себе Бога всяческих. Если же кто устремится к тому, что угодно Богу, то, во всяком случае, Его одного и знать будет, Ему будет воздавать почитание и не будет покланяться никому другому, кроме Него.

Когда пришло время и исполнился срок, в который надлежало Израилю получить освобождение из плена, Кир, сын Камвиса, приняв власть над Персами и Мидянами, с многочисленным войском и с неодолимою силою вторгнулся в страну Вавилонскую и Ассирийскую. Посему пророк Иеремия, провозглашая пленение Вавилона, говорит о Мидянах и персах: «нападут на тя, и пленен будеши, Вавилоне, и не познаеши: обретен, и ят еси, яко Господу сопротивился еси» (Иер. 50:24), и о Кире: «взыде лев от ложа своего», «да положит землю твою в пустыню, и гради твои разорятся, оставшии без обитателей» (Иер. 4:7). А что Киру давал власть Бог всяческих, это доказывает пророк Исаия, говоря: «сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу, отверзу пред ним врата, и гради не затворятся: аз пред тобою пойду, и горы уравню, врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе» (Ис. 45:1-3). Поэтому Кир, победив и покорив Вавилонян, освободил Израильтян, а они, возвратившись, поселились в своей земле. На то именно событие указывает пророк Осия, говоря: «яко лев возревет». Кто «возревет»? – Конечно, Кир, – подобно тому, как если бы кто вздумал сказать: ужасно и тяжко зашумит на Вавилонян война со стороны Кира. Когда же он заревет и как бы некий лев зарычит на противников, то придут в исступление (от страха) «чада вод»: ἐκστήσονται (исступлены будут от страха) говорит вместо καταπλαγήσονται (поражены будут страхом). Чадами вод называет Вавилонян, которые в трусости нисколько не уступают «чадам вод», то есть плавающим в воде или рыбам, и, сделавшись вследствие этого состояния (поражения страхом до исступлении) удобоуловимыми и лишенными мужества, будут пленены (порода рыб весьма склонна к робости, убегает от шума и бросается прочь от одной только тени ловца). Итак, когда Кир «возревет», говорит, и возгласит ужасный и приводящий в трепет бранный клич против земли Вавилонской, поражены будут страхом «чада вод», то есть Вавилоняне, нисколько не уступающие в трусости рыбам. Тогда-то наподобие птицы и голубя улетят из Египта некогда бежавшие в него, побегут и из земли Халдейской содержимые в узах плена, затем возвратятся и поселятся в своей земле.

Посему, при возможности иметь блага, подклоняя выю ума Богу и работая на Него одного, не будем добровольно уклоняться к оскорблению (Его), навлекая на себя как бы самозванное движение гнева, между тем как, как я сказал, возможно наслаждаться невозмутимым счастьем, радуя Владыку законосообразным поведением и жизнью, и чистосердечностью по отношению к Нему.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-11 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь
Ст. 10-11 Вслѣ́дъ Го́спода и́мамъ ходи́ти: я́ко ле́въ воз­реве́тъ, поне́же то́й воз­реве́тъ, и ужа́снут­ся ча́да во́дъ, и прiи́дутъ я́ко пти́ца изъ Еги́пта и я́ко го́лубь от­ земли́ Асси́рски: и воз­ста́влю я́ въ домѣ́хъ и́хъ, глаго́летъ Госпо́дь
 

В след Господа ходите, непрестанно Ему последуя, и исполняя все повеленное.
Яко лев возревет, и ужаснутся чада вод. Как рыкающий лев приводит в страх приблизившихся и услышавших рыкание его животных: так если Бог всяческих восхочет отмстить за вас, страх объимет противников, как рыб, которые не могут снести и малого шума, но скрываются в водах. Ибо чадами вод назвал рыб, которые в водах находят удобство для жизни. А таким образом, когда враги по воле Божией будут сокрушены; приидут яко птица из Египта и яко голубь от земли Ассирски: и возставлю я в домех их, глаголет Господь. Как другие птицы, а преимущественно голуби, способные летать и на крыльях далеко переноситься, удобно возвращаются в гнезда свои, так и вас, – одних из Египта, других из Ассирии, со всем удобством возвратит, и соделает, что снова поселитесь на родной земле. А сим означает возвращение, бывшее при Зоровавеле. Ибо, когда одни по указу персидского Кира возвратились из Вавилона, и вновь застроили Иерусалим, тогда и живущие в Египте смело стали возвращаться.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь

Возвещение будущего восстановления Израилю. По гласу Божию, рассеянный Израиль соберется некогда из всех стран, в которых он будет рассеян и поселится в отечественной земле, где будет верно служить Господу (вслед Господа пойдут они). Термины запад, Египет и Ассирия употреблены в смысле указания на различные страны горизонта, с которых возвратятся рассеянные. Образы «птицы» и «голуби» указывающие на быстроту, с которой народ соберется на зов Господа, обычные в Библии (Ис LX:8; Пс LIV:7; ср. Ос VII:11-12). В слав. тексте вместо слов пойдут они читается 1-е л. «имам ходит».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible